СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Высшие психические функции: память

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Высшие психические функции: память»

Тема 4.2. Память Содержание учебного материала Понятие о памяти, значение памяти в жизнедеятельности человека 1 Физиологические механизмы памяти, виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная, произвольная, механическая  Процессы памяти. Условия запоминания, сохранения и воспроизведение.  Заучивание, приемы его организации Лабораторные работы Практические занятия: Диагностика особенностей памяти. Составление памятки по организации процессов памяти во время подготовки к экзамену Контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающихся: Память: подготовить сообщение по теме «Заучивание, приемы его организации» 4

Тема 4.2. Память

Содержание учебного материала

Понятие о памяти, значение памяти в жизнедеятельности человека

1

Физиологические механизмы памяти, виды памяти:

словесно-логическая, образная, двигательная, произвольная, механическая

Процессы памяти. Условия запоминания, сохранения и воспроизведение.

Заучивание, приемы его организации

Лабораторные работы

Практические занятия:

Диагностика особенностей памяти. Составление памятки по организации процессов памяти во время подготовки к экзамену

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Память: подготовить сообщение по теме «Заучивание, приемы его организации»

4

Память  — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта.  Память  обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность. Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития.

Память  — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. 

Память  обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития.

Образная память  - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют: зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету); слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя); вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов); обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра); тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи).

Образная память  - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:

зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);

слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);

вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);

обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);

тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи).

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов. Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую.

О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы :   Запоминание  (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется  заучиванием .  Сохранение или удержание  в памяти того, что было запечатлено или заучено.  Воспроизведение   запомненного или заученного.  Узнавание.  Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.

Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы : Запоминание  (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется  заучиванием .

Сохранение или удержание  в памяти того, что было запечатлено или заучено.

Воспроизведение   запомненного или заученного.

Узнавание.  Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.

Приемы заучивания Мнемотехника  облегчает заучивание и воспроизведение трудного материала. Это спец. Приемы для облегчения запоминания (планы, тезисы, шпаргалки, записи на руках, записки) Повторение , имеется в виду намеренное повторение (в уме или вслух) к.-л. информ. (напр., телефонного номера)  Внутренняя организация  Семантическая проработка   это форма когнитивного конструирования. Это процесс формирования значения на основе использования новой информ. и базы знаний чел. для построения осмысленной интерпретации этой новой информ.   это эффективные схемы, кот. могут использоваться для улучшения долгосрочной памяти. Как правило, они предполагают группировку материала но категориям или объединение его в крупные блоки для последующего воспроизведения. 

Приемы заучивания

Мнемотехника  облегчает заучивание и воспроизведение трудного материала. Это спец. Приемы для облегчения запоминания (планы, тезисы, шпаргалки, записи на руках, записки)

Повторение , имеется в виду намеренное повторение (в уме или вслух) к.-л. информ. (напр., телефонного номера) 

Внутренняя организация

Семантическая проработка  

это форма когнитивного конструирования. Это процесс формирования значения на основе использования новой информ. и базы знаний чел. для построения осмысленной интерпретации этой новой информ.

  это эффективные схемы, кот. могут использоваться для улучшения долгосрочной памяти. Как правило, они предполагают группировку материала но категориям или объединение его в крупные блоки для последующего воспроизведения. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!