СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Высшая нервная деятельность человека

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой контрольную работу по физиологии. Будет полезен студентам педагогических вузов.

Просмотр содержимого документа
«Высшая нервная деятельность человека»

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Рыбинский профессионально-педагогический колледж




Контрольная работа


ОП 04. Физиология с основами биохимии


Специальность 49.02.01 Физическая культура


«Высшая нервная деятельность человека»







Выполнил студент группы Ф-6

Сафаров Сергей Имранович

Преподаватель:

Ткаченко Юлия Геннадьевна





Рыбинск,

2021 г.

Оглавление


Введение………………………………………………………………….……..…3

1. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов………4

2. Значение условных рефлексов при формировании двигательных навыков…6

3. Типологические особенности высшей нервной деятельности……………… 9

4. Анализ и изучение связи типологических особенностей нервной системы человека с его темпераментом и их значение для спортивной деятельности……………………………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………14

Библиографический список……………………………………………………..15

Приложение







Введение

В 20-х годах прошлого века произошло важное для науки о человеке событие: русский физиолог И. П. Павлов предложил учение о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности.

Представление о типологических особенностях нервной системы человека является одним из определяющих в учении о высшей нервной деятельности (ВНД).

Типологический подход к природным особенностям человека, предложенный Павловым, развивался в России в рамках научного направления - дифференциальная психофизиология (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин, К.М.Гуревич, Е.П.Ильин, Э.А.Голубева, М.К.Кабардов). Дифференциальную психофизиологию можно определить как раздел психофизиологии, изучающий биологические основы и предпосылки индивидуальных различий психики и поведения человека

Задачи контрольной работы: дать сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов, определить значение условных рефлексов при формировании двигательных навыков, охарактеризовать типологические особенности высшей нервной деятельности.


Цель контрольной работы – анализ и изучение связи типологических особенностей нервной системы человека с его темпераментом и их значение для спортивной деятельности.






1. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов

Рефлексы - ответные реакции организма на изменения в окружающей или внутренней средах; проявляются возникновением или прекращением какой-либо деятельности организма, сокращением пли расслаблением мышц, сужением или расширением сосудов и т.д. Рефлексы, или рефлекторные акты, свойственны только организмам, имеющим нервную систему.

Структурную основу всех рефлексов составляет так называемая рефлекторная дуга. Она состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, чувствительных волокон, по которым сигналы поступают в центральную нервную систему; нейронов, обрабатывающих полученную информацию; нервных волокон, осуществляющих передачу двигательных команд на периферию.

Представление о рефлекторной дуге более 300 лет назад ввел в науку французский ученый Р. Декарт.

Декарт рассматривал рефлексы только как простейшие движения. Основоположник отечественной физиологии И.М. Сеченов распространил идеи рефлекторной теории и на психическую деятельность человека, а И.П. Павлов доказал, что рефлекторная деятельность лежит в основе всех форм обучения человека (трудовым навыкам, речи и т.д.).

Принято делить все рефлексы на условные и безусловные. Живой организм появляется на свет с набором врожденных рефлексов. Врожденные рефлексы отличаются большим постоянством: в ответ на одно и тоже раздражение независимо от остальных условий происходит строго определенная реакция. И.П. Павлов назвал такие рефлексы безусловными [2].

С течением времени на базе безусловных рефлексов строится более сложное поведение. Такого рода рефлексы приобретаются в процессе индивидуального опыта каждого человека, они полностью зависят от специфических условий существования. Эти рефлексы И.П. Павлов назвал условными.

Понятие «высшая нервная деятельность» введено великим русским физиологом И.П. Павловым в связи с открытием условного рефлекса как новой, не известной до этого формы нервной деятельности. И.П. Павлов противопоставил высшую нервную деятельность низшей нервной деятельности.

Низшую нервную деятельность можно определить как врожденную форму, а высшую нервную деятельность - как приобретаемую в индивидуальной жизни человека.

Низшая нервная деятельность получила название безусловно рефлекторной, именно ее отдельные реакции называют безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы позволяют решать важнейшие биологические задачи проверенными способами и решать успешно при условии, что факторы окружающей среды остаются в общем неизменными.

С помощью высшей нервной деятельности человек приобрел способность реагировать не только на непосредственное действие биологически значимых агентов (пищевых, половых, оборонительных), но и на их отдаленные признаки, выявляя из окружающей среды связи между биологически важным явлением и закономерно предшествующими ему событиям [2].

Условный рефлекс - явление чрезвычайно сложное. Вырабатывается он на базе безусловных рефлексов. Для образования его необходимо сочетание во времени какого-либо изменения в окружающей среде. Только при этом условии само это изменение может стать раздражителем, вызывающим условный рефлекс. Такой раздражитель называют условным или сигналом.

Такова классическая схема образования условного рефлекса. Однако условный рефлекс может возникнуть только на фоне соответствующей потребности. Именно в этом содержится мотивировка дальнейшего поведения, направленного на удовлетворение потребности. Поэтому их называют мотивациями. Таким образом, не объективный условный раздражитель, а в первую очередь преобладающая мотивация обеспечивает возможность реализации условного рефлекса.

2. Значение условных рефлексов при формировании двигательных навыков

При формировании новых двигательных навыков возникают особые рефлексы, которые в отличие от сенсорных рефлексов имеют новую часть рефлекторной дуги в конечном отделе (новые исполнительные аппараты — мышцы).

У человека различают непроизвольные и произвольные движения. 

Непроизвольные движения являются врождёнными, выполняются они бессознательно, в их основе лежат безусловные двигательные рефлексы.

Произвольные движенияэто целенаправленные движения, осуществляемые под контролем сознания и воли. Они приобретаются при специальном обучении на протяжении индивидуальной жизни, в их основе лежат условные рефлексы. Их выполнение происходит вначале с обязательным участием сознания, а в дальнейшем при снижении его контроля.

Произвольные движения формируются на основе непроизвольных, поэтому двигательная активность взрослого человека - сплав врождённых и приобретённых движений. Освоение и совершенствование спортивных движений связано с формированием двигательных навыков. 

Двигательный навык - выработанное движение, компоненты которого вследствие тренировки в значительной степени автоматизированы. К простейшим двигательным навыкам относятся умение передвигаться шагом, бежать, бросать и ловить.

Возможность формирования двигательных навыков связана с важным свойством нервной системы - пластичностью, обеспечивающей высокую степень тренируемостито есть способности в процессе обучения овладевать новыми формами двигательных актов.

Использование информации, получаемой путём обратной связи, возможно при медленном выполнении движения, а в остальных случаях чаще всего только при повторных попытках.

Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов, образуя двигательный динамический стереотип. Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускает следующий. Это облегчает выполнение целостного упражнения и освобождает сознание человека от мелочного контроля за каждым его элементом. Роль условно-рефлекторного механизма образования двигательных навыков доказывается в частности тем, что выработанные навыки во многом угасают при перерывах в тренировке (при отсутствии подкрепления) [3].

Формирование новых двигательных навыков происходит на базе ранее приобретённых организмом координаций. Чем больше у человека запас выработанных ранее движений, тем легче и быстрее он способен разучить новые.

Двигательный навык представляет собой цепочку движений, то есть отдельные компоненты движения выстраиваются в систему последовательных актов в виде двигательного динамического стереотипа. То есть имеется внешняя стереотипность (стандартность) двигательного навыка.

Внутренняя структура движения (состав сокращающихся мышц и количество активных двигательных единиц) может непрерывно меняться, следовательно, имеется внутренняя вариативность двигательного навыка. Создание двигательного динамического стереотипа обеспечивает высокую эффективность двигательного навыка (точность и быстрота выполнения движения, энергетическая экономичность).

Наличие вариаций позволяет отбирать оптимальные моторные программы, учитывать не только внешние изменения ситуации, но и сократительные возможности мышц. Сохранение основных черт двигательного навыка в условиях изменяющейся внешней среды и перестроек внутренней среды организма возможно лишь при варьировании гибких связей в системе управления движениями.

Циклические движения превращаются в навык при переходе от отдельных двигательных актов к последовательной их цепи (например, от отдельных шагов к ходьбе и бегу и т. п.)

Навыки в ситуационных видах спорта (спортивных играх, единоборствах) отличаются наибольшей вариативностью. Стереотипы в этих видах спорта формируются лишь при овладении отдельными элементами техники. Автоматизация этих навыков позволяет быстрее включать их в новые движения.

В стандартных видах спорта навыки более стереотипны. Их стабильность повышается по мере роста спортивного мастерства.

В осуществлении новых двигательных актов важное значение имеет экстраполяция - способность центральной нервной системы к адекватному решению вновь возникающих двигательных задач на основании имеющегося опыта. Это обеспечивает так называемый перенос навыков и возможность с места (без предварительной подготовки) осуществлять новые координированные двигательные действия [4].

Двигательная память играет большую роль в процессе формирования двигательного навыка. Её физиологической основой являются следы, оставленные в ЦНС нервными процессами, связанными с поступлением афферентных импульсов и с посылкой через эфферентные нервы импульсов к исполнительным органам. Эффективность запоминания и точность воспроизведения различных параметров физических упражнений зависит от сложности двигательного акта, характера совершаемой работы, степени обученности спортсмена, длительности тренировочных занятий, интервалов между ними, эмоционального состояния спортсмена и ряда других факторов.

3. Типологические особенности высшей нервной деятельности

Тип высшей нервной деятельности (ВНД) — это комплекс индивидуальных особенностей, обусловленный наследственными факторами и влиянием окружающей среды, характеризующийся силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов (возбуждения и торможения) и определенным соотношением первой и второй сигнальных систем.

Наиболее важное свойство ВНД — сила нервных процессов. Под силой нервных процессов понимают способность нейронов выдерживать длительное возбуждение при действии сильного раздражителя без перехода в запредельное торможение. По силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый.

Второе свойство, положенное в основу классификации типов ВНД, — баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенны, но могут и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойство уравновешенности нервных процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделен на уравновешенный и неуравновешенный.

Третье свойство нервной системы — подвижность, которая характеризуется быстротой взаимопереходов процессов возбуждения и торможения [5].

Темперамент – это комплекс базисных психофизиологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей личности, определяющих динамику ее поведения и психической деятельности. Он закладывается при рождении и зависит от нервной структуры организма, типа его высшей нервной деятельности.

В соответствии с этим И.П. Павлов выделил четыре типа ВНД человека, которые позволили дать научное объяснение существованию четырех типов темперамента — сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.


Сильный уравновешенный подвижный (живой) тип — процессы возбуждения и торможения хорошо выражены, уравновешенны и легко переходят один в другой. Люди легко преодолевают трудности (сила), умеют быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность), с большим самообладанием (уравновешенность).

Сильный уравновешенный инертный (спокойный) тип — человек наделен хорошей силой нервных процессов и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Люди работоспособные (сила), но медлительные, не любят изменять своим привычкам (инертность).

Сильный неуравновешенный (безудержный) тип — характеризуется сильным процессом возбуждения, который преобладает над торможением. Люди очень увлекающиеся, которые могут многое сделать (сила), но очень вспыльчивые и непредсказуемые (неуравновешенность).

Слабый тип — характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Люди слабовольные, боятся трудностей, легко подчиняются чужому влиянию, подвержены тоскливому настроению [4].

Принадлежность к тому или иному типу ВНД отнюдь не означает оценку социальной полноценности человека. Нет оснований считать людей разного типа нервной системы людьми «разного сорта». Каждый нужен и может найти свое место в жизни.

При исследовании проявления всех названных выше свойств в различных видах деятельности была установлена высокая степень их влияния на различные стороны поведения человека в весьма обширном спектре деятельностей, включая спортивную.

4. Анализ и изучение связи типологических особенностей нервной системы человека с его темпераментом и их значение для спортивной деятельности

Во многих видах спорта подбираются лица с определенной преобладающей тенденцией в проявлении свойств нервной системы, так как типологические особенности свойств нервной системы оказывают непосредственное влияние на успешность спортивной деятельности.

Психологами разработаны специальные методики определения типа темперамента спортсменов, основанные на наблюдении за проявлениями свойств нервной системы в разных условиях их деятельности (учебно-тренировочные занятия, соревнования и др.).

В тех видах спорта, где комплекс быстродействия является одним из главных факторов, определяющих успех спортивной деятельности, спортсмены в большинстве случаев имеют слабую нервную систему, подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения или уравновешенность по «внешнему» балансу [3].

В видах спорта, требующих выносливости и устойчивости к однообразию тренировочных нагрузок, у большинства спортсменов имеются типологические особенности, способствующие проявлению этих качеств: слабая или средняя сила нервной системы, инертность нервных процессов, уравновешенность или преобладание торможения по «внешнему» балансу и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу.

В технически сложных видах спорта преобладают спортсмены с уравновешенностью по «внешнему» балансу и инертностью нервных процессов, т.е., с типологическими особенностями, обеспечивающими точность движений и хорошую двигательную память.

В видах спорта, требующих проявления скоростной выносливости, большинство спортсменов имеют сильную нервную систему, среднюю подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу, т.е., типологию, способствующую проявлению терпеливости к утомлению и недостатку кислорода в крови.

В игровых видах спорта дифференциация спортсменов по типологическим особенностям выражена хуже. Общим лишь является преобладание игроков с подвижностью нервных процессов, что обеспечивает быстрое переключение с одной ситуации на другую. В принципе же в спортивных играх хорошо себя проявляют спортсмены с любой типологией, все зависит от того, на какое амплуа они попадают. Игроки с подвижностью нервных процессов и слабостью нервной системы эффективнее действуют в начале тайма или партии и хуже проводят концовки. Это связано, с одной стороны, с их более быстрой врабатываемостью, а с другой - меньшей возможностью сопротивляться усталости в конце тайма или матча. Спортсмены с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов, наоборот, лучше проводят концовки таймов и матчей и хуже - начало игры. Они медленнее врабатываются, но могут лучше мобилизовываться в конце игры [9].

По данным Т. Градовской, волейболисты с чертами слабого типа нервной системы на тренировочных занятиях отличаются недостаточной работоспособностью, которая в общем мало увеличивается в условиях соревнований. Сильные или длительные раздражители вызывают у них тормозные процессы, проявляющиеся в снижении темпа, точности и эффективности игры. В условиях соревнования наибольшие различия между «сильными» и «слабыми» волейболистами наблюдаются в характере игры, а именно в степени активности, агрессивности, эффективности действий, настойчивости [11].

Ю.П. Парашин в результате исследования эффективности игровых действий волейболистов в зависимости от экстремальности игровой ситуации пришел к выводу, что при низкой экстремальности («легкая» игра) лучшие результаты показывали игроки с более слабой нервной системой, с повышением же сложности игры преимущество имели лица с сильным типом нервной системы. Таким образом, с повышением экстремальности (увеличение темпа и интенсивности поступающей игровой информации, повышенная ответственность) высокая выносливость, работоспособность нервных структур способствует сохранению «рабочих параметров», основным из которых является мгновенное реагирование и быстрое принятие решений при жестко ограниченном лимите времени [12].

О.В. Дашкевич обследовал юных футболистов для определения их личностных особенностей, обеспечивающих эффективность и надежность выступлений в соревнованиях. На основании полученных результатов были сделаны выводы о том, что активным игрокам свойственна умеренно выраженная подвижность нервной системы, неуравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения. С другой стороны, чрезмерно выраженная подвижность нервной системы неблагоприятна для реализации точностных параметров действий. Благоприятными предпосылками являются уравновешенность нервных процессов и сила процессов торможения [6].

Однако темперамент - это сложная система закономерно связанных свойств с широкими возможностями взаимокомпенсаций одних свойств другими. Именно соотношение свойств, а не их рядоположенные характеристики определяют реакцию спортсмена на экстремальную ситуацию. У обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность в ряде случаев может компенсироваться, например, возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности. И не только компенсация «отрицательных» свойств «положительными» может влиять на ход спортивной деятельности.

Темперамент непосредственным образом влияет на формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена, и за счет именно индивидуального стиля деятельности спортсмены с различными свойствами темперамента могут достичь одинаково высокого результата.

Заключение

Типология личности И.П. Павлова основывается на том, что поведение человека напрямую зависит от основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Основные параметры этих процессов в различных сочетаниях формируют четыре вида высшей нервной деятельности:

сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип;

флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип;

холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный;

меланхолик - слабый тип.

Проведенный анализ и изучение связи типологических особенностей нервной системы человека с его темпераментом, а также их значения для спортивной деятельности позволяет сделать следующие выводы.

Проявление стойких врожденных свойств нервной системы и свойств темперамента являются важнейшими предпосылками успеха в спортивной деятельности, базирующегося на учете индивидуально-типологических свойств и создании индивидуального стиля деятельности.

Каждый вид спорта предъявляет свои определенные требования к психологическим свойствам личности, ведь уже на стадии отбора в спортивную секцию можно выявить учащихся с наиболее благоприятными для того или иного вида спорта особенностями. Необходимо уделять пристальное внимание свойствам нервной системы спортсменов, их изучению.

Таким образом, эффективность спортивной деятельности напрямую зависит от правильности ее выбора в соответствии с типологическими особенностями типа ВНД, влияющего на способности и склонности каждого человека.

Библиографический список:

1. Безруких М.Н. Возрастная физиология. – М.: Академия. 2002.

2. Муравьёв А.В. Основы возрастной физиологии. – М., 2005.

3. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2008.

4. Фомин Н.А. Физиология человека.- 3-е изд.-М.: Просвещение; Владос,1995

5. Безруких М.Н. Хрестоматия по возрастной физиологии. – М.: Академия.

6. Дашкевич, Олег Васильевич. Эмоции в спорте и их регуляция [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (13734) / Гос. центр. ин-т физ. культуры. - Москва : [б. и.], 1970. - 24 с.

7. Николаева Л. А. Химия жизни. Теоретическое обобщение в области биохимии. Пособие для учителей. – М.:Просвещение,1973. – 80с.

8. Физиология мышечной деятельности: Учебник для ИФК / под ред. Я.Коца. – Москва: ФиС, 1982. – 447 с.

9. Физиология человека: Учебник / под ред. В.И.Тхоревского. – Москва: Физкультура, образование и наука, 2001. – 492 с.

10. Яковлев Н.Н. Биохимия. Учебник для вузов. – М.: Физкультура и спорт,1980. – 320с.

11.https://studbooks.net/645550/turizm/issledovanie_urovnya_psihologicheskoy_podgotovki_primere_yunyh_voleybolistov

12. https://www.dissercat.com/content/programma-individualnoi-takticheskoi-podgotovki-voleibolistov-16-18-let-s-uchetom-razvitiya-

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!