Выразительные словообразовательные средства
10 класс
Спишите текст, расставьте знаки препинания.
Я приобрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пренебрежительно возмутился я. Но ведь она такая маленькая да и формат небольшой ответил собеседник.
Так я выяснил что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка не замечает разницы в их значении. ( Б.Тимофеев)
1.Выполните морфемный разбор слов
собеседник книжонка
2.Определите значение морфем в первом слове
Со –
Ник –
3.Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы».
С какой целью автор использует их в своём произведении?
Каким вы представляете себе героя?
С какой целью использует автор уменьшительно-ласкательные суффиксы в этом тексте?
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк. (И.С.Тургенев)
Образуйте слова с пренебрежительным значением. Запишите полученные слова, обозначьте морфему, благодаря которой получилось такое значение.
Шапка -
Собака -
Одежда -
Лодка -
Рубаха -
Волк -
Дом -
Спишите слова. В каком ряду во всех словах суффикс –ец имеет одно и то же значение?
Боец, мудрец, характерец
Испанец, немец, иностранец
Старец, хлебец, братец
Морозец, хитрец, борец
В каких словах суффикс –ец имеет ласкательное значение?
В каких – иронический оттенок?
Спишите тексты. Какую роль играет повтор омонимичных приставок в данных текстах?
Отсеребрилась, отзвучала…
И вот из-за домов, пьяна,
В пустую комнату стучала
Ненужно ранняя весна. А.Блок
Отцвела моя белая липа,
Отзвенел соловьиный рассвет. С.Есенин
Как называется этот приём? Запишите ответ. Обозначьте приставки.
Ложная этимологизация слов.
Безграмотный – окончивший школу без грамоты.
Варвар – повар на две ставки.
Жаргон – аспирин.
Баранка – овца.
Волнушка – мама абитуриента.
Запишите определение:
Ложная этимологизация – намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла.
Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?
- Я тебя люблю, - говорил тысячный, за то, что ты проходимец.
- А что ты под этим понимаешь?
- Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.
- Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно. (И.Грекова)
Окказионализмы – индивидуально-авторские слова.
С какой целью авторы используют окказионализмы?
Пашкино око постоянно хранило какую-то веселинку и всё время подмигивало. (М.Алексеев)
Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница. (Ю.Нагибин)
Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В.Шукшин)
Доктор выслушал младенца,
А потом и говорит: «Инфлюэнца,
Симуленца, приворенца, лодырит». (С.Я.Маршак)
По каким словообразовательным моделям образованы индивидуально-авторские слова?
Упр. 68 – списать текст, обозначить морфемы в выделенных словах.