СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выразительные словообразовательные средства. Презентация. Материалы к уроку в 10 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку русского языка в 10 классе по теме "Выразительные словообразовательные средства".

Просмотр содержимого документа
«Выразительные словообразовательные средства. Презентация. Материалы к уроку в 10 классе.»

Выразительные словообразовательные средства   10 класс

Выразительные словообразовательные средства

10 класс

Спишите текст, расставьте знаки препинания.  Я приобрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пренебрежительно возмутился я. Но ведь она такая маленькая да и формат небольшой ответил собеседник.  Так я выяснил что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка не замечает разницы в их значении. ( Б.Тимофеев)

Спишите текст, расставьте знаки препинания.

Я приобрёл книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пренебрежительно возмутился я. Но ведь она такая маленькая да и формат небольшой ответил собеседник.

Так я выяснил что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка не замечает разницы в их значении. ( Б.Тимофеев)

 1.Выполните морфемный разбор слов собеседник книжонка  2.Определите значение морфем в первом слове  Со – Ник –

1.Выполните морфемный разбор слов

собеседник книжонка

2.Определите значение морфем в первом слове

Со –

Ник –

 3.Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы». С какой целью автор использует их в своём произведении? Каким вы представляете себе героя?

3.Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы».

С какой целью автор использует их в своём произведении?

Каким вы представляете себе героя?

С какой целью использует автор уменьшительно-ласкательные суффиксы в этом тексте?  Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк. (И.С.Тургенев)

С какой целью использует автор уменьшительно-ласкательные суффиксы в этом тексте?

Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк. (И.С.Тургенев)

Образуйте слова с пренебрежительным значением. Запишите полученные слова, обозначьте морфему, благодаря которой получилось такое значение. Шапка - Собака - Одежда - Лодка - Рубаха - Волк - Дом -

Образуйте слова с пренебрежительным значением. Запишите полученные слова, обозначьте морфему, благодаря которой получилось такое значение.

Шапка -

Собака -

Одежда -

Лодка -

Рубаха -

Волк -

Дом -

Спишите слова. В каком ряду во всех словах суффикс –ец имеет одно и то же значение? Боец, мудрец, характерец Испанец, немец, иностранец Старец, хлебец, братец Морозец, хитрец, борец В каких словах суффикс –ец имеет ласкательное значение? В каких – иронический оттенок?

Спишите слова. В каком ряду во всех словах суффикс –ец имеет одно и то же значение?

Боец, мудрец, характерец

Испанец, немец, иностранец

Старец, хлебец, братец

Морозец, хитрец, борец

В каких словах суффикс –ец имеет ласкательное значение?

В каких – иронический оттенок?

Спишите тексты. Какую роль играет повтор омонимичных приставок в данных текстах? Отсеребрилась, отзвучала… И вот из-за домов, пьяна, В пустую комнату стучала Ненужно ранняя весна. А.Блок Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет. С.Есенин Как называется этот приём? Запишите ответ. Обозначьте приставки.

Спишите тексты. Какую роль играет повтор омонимичных приставок в данных текстах?

Отсеребрилась, отзвучала…

И вот из-за домов, пьяна,

В пустую комнату стучала

Ненужно ранняя весна. А.Блок

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет. С.Есенин

Как называется этот приём? Запишите ответ. Обозначьте приставки.

Ложная этимологизация слов. Безграмотный – окончивший школу без грамоты. Варвар – повар на две ставки. Жаргон – аспирин. Баранка – овца. Волнушка – мама абитуриента.  Запишите определение: Ложная этимологизация – намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла.

Ложная этимологизация слов.

Безграмотный – окончивший школу без грамоты.

Варвар – повар на две ставки.

Жаргон – аспирин.

Баранка – овца.

Волнушка – мама абитуриента.

Запишите определение:

Ложная этимологизация – намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла.

Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова? Я тебя люблю, - говорил тысячный, за то, что ты проходимец. А что ты под этим понимаешь? Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек. Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно. (И.Грекова)

Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?

  • Я тебя люблю, - говорил тысячный, за то, что ты проходимец.
  • А что ты под этим понимаешь?
  • Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.
  • Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно. (И.Грекова)
Окказионализмы – индивидуально-авторские слова. С какой целью авторы используют окказионализмы? Пашкино око постоянно хранило какую-то веселинку и всё время подмигивало. (М.Алексеев) Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница.  (Ю.Нагибин) Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В.Шукшин) Доктор выслушал младенца, А потом и говорит: «Инфлюэнца, Симуленца, приворенца, лодырит». (С.Я.Маршак) По каким словообразовательным моделям образованы индивидуально-авторские слова?

Окказионализмы – индивидуально-авторские слова.

С какой целью авторы используют окказионализмы?

Пашкино око постоянно хранило какую-то веселинку и всё время подмигивало. (М.Алексеев)

Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница. (Ю.Нагибин)

Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В.Шукшин)

Доктор выслушал младенца,

А потом и говорит: «Инфлюэнца,

Симуленца, приворенца, лодырит». (С.Я.Маршак)

По каким словообразовательным моделям образованы индивидуально-авторские слова?

Упр. 68 – списать текст, обозначить морфемы в выделенных словах.

Упр. 68 – списать текст, обозначить морфемы в выделенных словах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!