II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Мотивация учебной деятельности 1.Каллиграфическая минутка 2. Устный счёт | - С каким настроением вы пришли на урок? - Я всем желаю вам, чтобы хорошее настроение сопровождало вас в течение всего урока. - Откройте свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа». - Ребята, на доске я написала числа «14» и «42». Запишите их себе в тетрадь и продолжите до конца строчки. - Стараемся, пишем красиво. - Для вас я подготовила задание, хочу проверить, насколько вы умные, 1 задание называется «Набери число». Перед вами знакомый домик, и вам нужно число 18 набрать разными способами. 6+12, 9+9, 5+13, 14+4, 12+6, 15+3, 6+5+7, 2+4+12, 9+6+3, 9+8+1 - 2 задание: Найдите значения выражений: 46 + 3 49 46 – 3 43 46 + 30 76 46 – 30 16 28 + 30 58 73 + 20 93 96 – 40 56 87 – 20 67 87 – 2 85 - 3 задание. Найдите значение суммы (разности). – Из суммы чисел 8 и 4 вычли число 7. – Из суммы чисел 9 и 6 вычли число 8. – К разности чисел 22 и 12 прибавили число 80. – К разности чисел 46 и 6 прибавили число 60. | Записывают. Решают задание. | Р1 Р3 П1 П3 К1 |
III. Постановка цели и задач урока. 1. Постановка проблемы 2. Целеполагание 3. Решение проблемы | - На доске записаны выражения с пропусками: 16 – 15 + 12 + 90 – – Какое число можно подставить вместо окошка? - Будет ли изменяться значение выражения при подставке разных чисел? - Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Какую цель вы ставите перед собой? – В математике вместо пустого места (или вместо «окошка») принято записывать какую-либо букву латинского алфавита (строчную). Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми буквами латинского алфавита, научитесь читать выражения, в записи которых имеются буквы, научитесь записывать такие выражения. Такие выражения называются буквенные. - Откройте учебник на с. 76 и найдите правило в рамочке. - Какое там правило кто нам его прочитает? - Давайте эту строчку повторим вместе ещё раз. - Так что же такое буквенные выражения? | - Любое натуральное число - Да. В математике вместо окошек записывают маленькие латинские буквы. Выражения, содержащие не только числа, но и буквы, называют буквенными. | П1 П2 Р1 Р2 К1 |
IV. Первичное усвоение новых знаний 1. Знакомство с буквами латинского алфавита 2. Упражнение в чтении буквенных выражений. | Слайд с некоторыми буквами - Молодцы, а теперь посмотрите внимательно на экран. Перед вами некоторые буквы латинского алфавита. - Чтобы вы легче и быстрее их запомнили, возле каждой буквы написано ее название. – Прочитаем вместе названия этих букв. а – «а» в – «бэ» с – «цэ» d – «дэ» k – «ка» у – «игрек» х – «икс» - Кто один попробует прочитать всему классу? - А если названия убрать, кто запомнил названия? - Ребята, остальные буквы из этого алфавита вы найдёте на стр. 96 вашего учебника. Откройте, посмотрите. Все нашли? - На следующих уроках вы будете их изучать. - Ребята, на слайде есть выражения, давайте мы их с вами попробуем прочесть, первые 2 выражения прочитаем все вместе. 8 + d k + 2 с – 5 7 – х Сумма чисел 8 и d (дэ). Сумма чисел k (ка) и 2. Разность чисел с (цэ) и 5. Разность чисел 7 и х (икс). | Знакомятся с буквами. Читают буквы. | Р3 П1 П2 К2 |
V. Первичная проверка понимания 1. Нахождение значений буквенных выражений 2. Решение задачи | - Ребята, найдите последнюю строчку в рамочке, на стр. 77. Покажите себе пальчиком. Кто прочитает? - Что от нас требуется? - Верно, нужно найти значение выражений, умеете такое решать? - Кто выйдет к доске? - Записывай, k+7, подставляй вместо k – 10, какое выражение получится? Какое значение выражения у тебя получилось? - Вы согласны? - Следующее выражение, k-7, подставляй вместо k 7. Какое получится выражение? Какое значение выражения? - Хорошо, молодцы, найдите номер 2 на стр. 77, прочитайте задачу про себя. У мамы было 50р. и 10р. она купила овощей на 30р. сколько денег осталось у мамы? Реши задачу разными способами. - Кто прочитает вслух? - О чем говорится в задаче? - Какие количественные характеристики известны в задаче? - Что требуется найти в задаче? - Что известно? - Что мы ищем в задаче? - Берём ручки, пишем в тетради, № 2. Сделаем краткую запись. Записываем: Было - 50р. и 10р. Потратила – 30р. Осталось - ? - Посередине слово «решение». - Прочитайте ещё раз вопрос к задаче. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? - Хорошо, какая из величин нам известна? - У нас в задаче даются некоторые данные, это 50р. и 10р., с помощью этих чисел мы сможем найти, сколько было у мамы всего. - Записываем «1 способ», 1 действие. - Как мы узнаем, имея эти два числа, сколько было всего, что нужно с числами сделать? - Молодцы, записываем: 1) 50+10=60 (р.) – всего было у мамы. - Итак, теперь у нас всё известно? Мы сможем найти, сколько всего осталось у мамы? Сколько было – известно, сколько потратила - известно, что нужно сделать, чтобы найти сколько осталось? - Пишем: 2) 60-30=30 (р) – осталось у мамы. - Нашли ответ? Нашли. Но это ещё не всё, нам нужно решить задачу разными способами, поэтому пишем снизу «2 способ». - А для того, чтобы решить задачу 2 способом, мы с вами проверим, правильно ли мы решили задачу в 1 способе. - Краткая запись у вас уже записана, итак, нам известно, сколько всего, сколько и потратила денег мама. - Можем ли мы из 50 отнять то, сколько мама потратила, 30 р., а из 10 можем отнять 30 р.? Какой нам вариант подходит? - Верно, подходит 1 вариант, записываем: 1) 50-30=20(р) – сдача. - Но это ещё не всё, мы не все деньги посчитали. Какое число ещё осталось в задаче? - Что с ним нужно сделать? - Записываем: 2) 20+10=30 (р) – осталось у мамы. - Давайте теперь сверим, одинаковые ли у нас ответы получились в 1 и 2 способах? - Хорошо. Пишем - ответ: У мамы осталось 30р. | Найти значение выражений. 10+7=17. 7-7=0 - Мама покупала овощи. - Было 50р, 10р, а купила на 30р. - Найти сколько денег осталось у мамы. - Сколько было всего денег у мамы, и сколько денег она потратила. - Сколько потратила денег мама. - Нужно знать, сколько всего было у мамы, и сколько она потратила. - Нам известно, сколько мама потратила – это 30р., а сколько было всего, нам не известно. - Сложить. - Нужно от того, сколько было всего отнять, сколько мама потратила рублей. 1 вариант. 10 р. - Нужно к сдаче 20р. прибавить оставшиеся 10 р. - Да. | Р2 Р3 П1 П3 К1 К2 |
VIII. Итог урока | – Какие открытия сделали на уроке? Что показалось необычным? - Из сегодняшнего урока вы запомнили, что такое буквенное выражение? - Буквы какого алфавита используются? - Как вы думаете, где ещё используются буквы латинского алфавита? | Выражения, содержащие не только числа, но и буквы, называют буквенными. Латинского. - Латинский алфавит претерпевал многие изменения, и многие буквы, которые вошли в состав латинского алфавита очень похожие на буквы английского алфавита. Написание у них одинаковое, только произношение разное. | П3 К1 К2 |