Комитет образования и науки Курской области
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Курский институт развития образования»
Выпускной проект
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Семейный бюджет»
Разработчик : Балицкая Марина Дмитриевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Глебовская СОШ»
Курского района, Курской области
Курск 2018
Тема урока: Семейный бюджет. 8 класс.
Цели урока:
Образовательная: - познакомить учащихся с новыми понятиями
- рассмотреть уровни бюджета
- разъяснить возможные варианты предотвращения дефицита бюджета
Развивающая:
- уметь анализировать семейный бюджет
- сформировать умения работать в группах и индивидуально
Воспитательная:
- экономическое воспитание
- социализация личности
- адаптация личности в условиях экономического пространства
Личностные:
-уметь применять полученные знания в реальной жизненной ситуации;
-уметь проявлять бережное отношение к природным ресурсам;
-владеть культурой экономических взаимоотношений в семье, навыками и способами планирования личного и семейного бюджета.
Метапредметные:
-демонстрировать коммуникативные, организаторские качества личности; умение строить диалог и достигать взаимопонимания с людьми;
-уметь принимать альтернативные решения, комбинировать известные способы деятельности с новыми;
-определять проблемы и способы их решения;
-применять навыки исследовательской деятельности.
Предметные:
- знать составляющие семейного бюджета; основные источники доходов и расходов семьи и уметь оперировать этими понятиями;
- уметь выявлять причины и предвидеть возможные последствия дефицитного бюджета, использовать резервы экономии средств и ресурсы семьи для пополнения бюджета;
-на основе анализа бюджета семьи уметь находить дополнительные источники дохода.
Педагогический инструментарий:
Тип урока: урок изучения нового материала и применения полученных знаний.
Методы и приемы: проблемного обучения, частично – поисковый, моделирование и анализ жизненной ситуации, метод кластерного анализа, технология развития критического мышления.
Оборудование урока: мультимедиа (презентация), наглядные пособия (плакаты), карточки с понятиями.
Понятия: Бюджет, профицит бюджета, дефицит бюджета, сбалансированный бюджет.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. -Здравствуйте ребята! Готовы к уроку?
Присаживайтесь.
Актуализация изученного
Давайте с вами вспомним какие сферы общества существуют? Мы с вами изучаем экономическую сферу.
1. В каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику?
2. Что такое налогообложение? Каким образом с этим явлением сталкивается ваша семья?
3. Перечислите основные виды налогообложения и дайте их характеристику.
4. Как вы считаете, ослабление налогов повышает интерес людей к труду или нет? Ответ аргументируйте.
Изучение новой темы.
Слово учителя.
Сегодня мы рассмотрим с вами серьезную, но интересную
тему «Семейный бюджет».
И прежде всего познакомимся с понятием «бюджет».
Бюджет- финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени. Такой план может находиться в распоряжении государства, фирмы, семьи и отдельного человека.
В первом случае речь идет о государственном бюджете, во втором – о финансовом плане фирмы, в третьем – о семейном бюджете, в четвертом – об индивидуальном.
Составление бюджета обычно включает три основные фазы:
- постановка финансовых целей
- оценка доходов
- планирование расходов
Обобщение учителя:
Слово учителя.
Семейный бюджет тоже является финансовым планом и состоит из доходов и расходов. Давайте поговорим с вами о том как выглядит модель бюджета вашей семьи. Какие доходы и расходы имеет ваша семья?
Посмотрите на слайд: возможны три случая:
Доходы Расходы- положительное сальдо, профицит бюджета
Доходы = Расходы – сбалансированный бюджет
Доходы Расходы – отрицательное сальдо, дефицит бюджета.
Ребята, как вы думаете, какой случай наиболее благоприятный для государства и семьи?
А какой наихудший вариант?
Ваша семья, ваши родители планируют свой бюджет. Однако денег не всегда хватает и может возникнуть такая ситуация, когда появляется дефицит бюджета. Давайте с вами подумаем как можно выбраться из ситуации дефицита бюджета, какие способы решения можно найти?
Теперь снова обратимся к бюджету семьи. На доску прикрепим кошелек, который и будет являться бюджетом семьи. Нужно разделиться на 2 группы. Задание: распределите данные понятия: то, что относится к доходам, поместите в столбик под доходами, то, что является расходами, в столбик под расходами. Вы должны правильно распределить понятия по столбикам и будет учитываться какая команда справиться быстрее.
Стадия рефлексии.
«Верные – неверные утверждения»
Утверждения | «+» - согласен «-» - не согласен |
Бюджет семьи состоит только из доходов семьи. | |
Зарплата – основной доход семьи. | |
Бюджет семьи тратится только на оплату коммунальных услуг. | |
Расходы семьи могут превышать доходы | |
Бюджет не включает в себя постановку финансовых целей. | |
И чтобы закрепить весь пройденный материал вам нужно выполнить тесты. Они будут оцениваться.
Учитель. Ребята, я подобрала для вас небольшое стихотворение-напутствие, которое касается семейного бюджета. Послушайте, пожалуйста.
Бюджет – не только все доходы,
Но и различные расходы!
Его составить не ленись,
Вокруг себя ты оглянись!
Подумай, что нужно купить,
Чтоб без забот весь месяц жить!
Сложить доходы не забудь
И расточительным не будь!
Пусть лучше будет профицит,
А не бюджетный дефицит!
Выставление оценок и подведение итогов. Домашнее задание