СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускник средней школы начала 21 века в России, какой он? Вектор социализации и становления молодежи России.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание и социализация школьников в нашей стране на современном этапе имеет свои особенности.  Они определены структурой жизненной ориентации навязываемой нам западным постиндустриальным обществом, полностью искажающем объективную сущность человека российского как существа социального, и в первую очередь духовного, стремящегося к созиданию.

Рассмотрим аспекты, основы, пути и проблемы социализации, и создадим информативные портреты учеников-выпускников по степеням образования.

Просмотр содержимого документа
«Выпускник средней школы начала 21 века в России, какой он? Вектор социализации и становления молодежи России.»

Выпускник средней школы начала 21 века в России, какой он?

Вектор социализации и становления молодежи России.

Бакурадзе Л.А. (2003г.)


Воспитание и социализация школьников в нашей стране на современном этапе имеет свои особенности. Они определены структурой жизненной ориентации навязываемой нам западным постиндустриальным обществом, полностью искажающем объективную сущность человека российского как существа социального, и в первую очередь духовного, стремящегося к созиданию.

Рассмотрим аспекты, основы, пути и проблемы социализации, и создадим информативные портреты учеников-выпускников по степеням образования.


Социализация личности

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Это процесс, механизм и результат усвоения человеком культуры. Социализация — это формирование личности.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Процесс социализации направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей. Управление и влияние со стороны государства осуществляется через целенаправленное и социально контролируемое воспитание (семейное, религиозное, социальное). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины (т. е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), были бы законопослушными (политическая социализация) и т. д.

Главными этапами формирования личности являются:

а) осознание своего «Я»,

б) осмысление своего «Я».

Процесс социализации продолжается всю жизнь.

Стадии (основные жизненные циклы) социализации:

детство,

юность,

зрелость и

старость

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Все социальные субъекты, влияющие на процесс социализации называются агентами социализации. Направляют процесс социализации личности социальные институты общества.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Они составляют непосредственное, ближайшее окружение человека, стоят на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации — должностные лица школ, вузов, предприятий, армии, полиции, церкви, сотрудники прессы, телевидения, радио и т. д. Они оказывают менее важное влияние на человека.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей сохраняется и во второй.

Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека.

Особыми сферами социализации являются:

  • адаптация — ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям,

  • обучение — процесс приобретения новых знаний,

  • воспитание — целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида,

  • взросление — социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет.

Десоциализация — это утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности.

Дети в процессе взросления проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых усваивают новые знания, навыки, определяющие пределы возможного для них познания. На ранних стадиях они стремятся избежать наказания или получить вознаграждение; на средних стадиях - осмысливают мнения других людей о них, ожидания общества и правила поведения, утвердившиеся в нем; на последних стадиях происходит становление их нравственных принципов.

Особенности воспитания и социализации школьников Социализации современных детей - это серьезная психолого-педагогическая проблема. Это, прежде всего, обучение и воспитание.

Раньше основным источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе для ребенка была семья и школа сегодня СМИ, Интернет оказывают существенное влияние на формирование его картины мира, причем это влияние не всегда положительное. Именно Интернет и СМИ выступают главными агентами социализации, и подчас родители и педагоги не имеют возможности контролировать этот процесс. Противоречивые процессы современного общества снизили воспитательные возможности семьи, школы.

Социализация современной молодежи обнаруживает разобщенность в деятельности социальных субъектов (семья, школа, общественные организации, СМИ и т.д.) Усиливает тенденция к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни. Изоляция детских субкультур является причиной нарастания конфликтов внутри самой школы. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

Актуальны проблемы школьной дезадаптации - нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, и депривиации – лишение ребенка возможности удовлетворять свои основные жизненные потребности. В первую очередь потребность в общении. Неудовлетворенные в школе потребности приводят к поиску форм удовлетворения их за пределами школы.

Причины связаны с низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным контролем за ходом и динамикой психического развития детей со стороны родителей и общества

Необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

Результатом неправильного развития личности и неблагоприятной социальной ситуации, в которой оказался ребенок является отклоняющееся или девиантное поведение.

Осуществляя процесс воспитания и социализации учащихся педагоги должны учитывать негативные тенденции, происходящие в российском обществе:

- расслоение населения (в том числе, детей и молодежи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

- плотно работающие с сознанием ребенка различные средства массовой информации (телевидение, интернет, печать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

- разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, отчуждающих от реальности;

- экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

- разрушение систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;

- нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений;

- отсутствие общенациональной идеи (ценностных ориентиров молодежи);

- снижение культурного уровня подростков и молодежи.

Воспитание в школе должно учитывать эти обстоятельства и идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми общероссийских ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности.


Портрет выпускника школы

Каждое общество стремится сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. С развитием общества идеалы меняются. Системно и последовательно духовно‑нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечивается всем укладом школьной жизни. Особенности современной социализации учащихся определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы в школе для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества. Воспитание всегда ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в данных конкретно‑исторических социокультурных условиях. Этот образ нашел отражение в ФГОС. При определении воспитательного идеала были учтены:

  • преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;

  • духовно‑нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;

  • внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

На основе требований ФГОС общего образования, «портрет» выпускника современной школы представляет собой совокупный стандарт, ориентированный на развитие личностных характеристик обучающихся, включающий:

  • «Портрет» выпускника дошкольного образовательного учреждения:

  • «Портрет» выпускника начальной степени образования:

  • «Портрет выпускника основной школы» - стандарт:

  • «Портрет выпускника средней (полной) основной школы»:

Определим каждый из них.

«Портрет» выпускника дошкольного образовательного учреждения:

  1. физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

  2. любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

  3. эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей.

  4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

  6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

  7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

  8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.


«Портрет» выпускника начальной степени образования:

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


«Портрет выпускника основной школы» - стандарт:

  1. любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  5. социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

  6. уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  7. осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  8. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.


«Портрет выпускника средней (полной) основной школы»:

  1. любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  2. осознающий и принимающий ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

  3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  4. креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творче6ства для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

  5. владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

  6. готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

  7. осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;

  8. уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

  9. осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  10. подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.

Успешность воспитания и обучения, социализации школьников во многом зависит от обеспечения плавного, постепенного и нетравматичного перехода учащихся с одной ступени образования на другую.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!