ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
Открытое занятие
Выполнение пейзажа в теплой цветовой гамме
Составила: Куватова З.Д.,
педагог дополнительного
образования, руководитель
объединения «Акварелька»
Новый Уренгой
2019
План – конспект
Тема: «Выполнение пейзажа в теплой цветовой гамме»
Форма: открытое занятие.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Цель занятия: Формирование знаний, умений и навыков обучащихся при работе с цветом. Передача окраски предметов в теплой цветовой гамме.
Задачи:
1. Обучающие
цветовой гамме, дать их общую характеристику.
учить развивать в рисунке образную тему.
расширять знания о колорите, тёплой и холодной цветовых гаммах;
учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;
передавать красками цветовые состояния пейзажа;
учить использовать теплую цветовую гамму, оттенки цвета для передачи эмоционального содержания работы
2. Развивающие
Развивать цветовые ощущения, творческое воображение, абстрактное мышление, способности по использованию теплой цветовой гаммы как средства создания образов.
развивать творческие навыки, технику работы кистью;
развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
3. Воспитательные
Воспитывать любовь к родной природе, эстетическое восприятие окружающего мира через мир окружающих объектов, в частности через природные формы.
воспитывать эстетический вкус, интерес и любовь к искусству.
Методы и приемы:
словесный (беседа, рассказ, ответы обучающихся);
наглядный (наглядный материал);
практический (работа по карточкам, зарисовка эскизов, работа с дидактическим материалом);
исследовательский (умение самостоятельно распределять выбор действия, его способа, свобода творчества);
игровой
Дидактическое обеспечение: материалы для контроля знаний обучающихся, рисунки, карандаши, краски.
Методическое оснащение занятия: образцы работ; выставка иллюстраций.
Инструменты и материалы: бумага различных форматов, карандаш ТМ, ластик, акварель, гуашь, кисти, баночка с водой.
Возраст участников 7-10 лет, группа 2 года обучения.
Время занятия – 40 мин (1 академический час).
Задание: Нарисовать пейзаж в теплой цветовой гамме.
План занятия:
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Формирование новых знаний.
Изучение нового материала.
Практическая работа.
Подведение итогов урока.
Уборка рабочего места.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Организация обучающихся к занятию. Подготовка рабочих мест детьми.
Приветствую вас, юные друзья!
Хочу представить вам сегодня я,
Возможность потворить и поиграть,
Пейзаж весенний вам самим создать!
Для этого, надеюсь,
Мне скажите, какие средства есть?
И первым делом прозвучит ответ
Что для картины очень нужен — ……….!
Да, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ свойства цвета всем известно.
Но есть еще одно известное вам средство
Художники владеют им в России, за границей.
Скажите это слово — ………………………..
Что ж, мы назвали все нам нужные слова.
Цвет, композиция — причудливая их игра.
И тема нашего занятия: «Выполнение пейзажа в теплой цветовой гамме».
Цель занятия: Формирование знаний, умений и навыков обучающихся при работе с цветом.
2.Повторение пройденного материала.
Педагог: Ребята, давайте с вами вспомним, а какие цвета вы знаете? Какие виды цветов мы изучали на прошлых занятиях?
Обучающиеся: основные и дополнительные цвета.
Педагог: Правильно! Это основные и дополнительные цвета. Назовите их.
Обучающиеся: Это синий, жёлтый, красный, зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет.
Педагог: Ребята, я открою вам один большой секрет: эти цвета существуют у нас в природе, только, к сожалению, нам не так часто удаётся их встретить. А может кто-то из вас уже встречал эти цвета в природе? Не кажутся ли вам они очень знакомыми?
Обучающиеся: похоже на радугу!
Педагог: Конечно, радуга! А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание, поучаствовать в мини-игре: Собери радугу.
Задачи и условия игры: перед вами находится пирамида-радуга, но, к сожалению, она пока пуста и не имеет характерных для радуги цветов. Ваша задача вспомнить, в какой поочерёдности находится каждый из цветов радуги и раскрасить её правильно. Вы делитесь на две команды. Будете подходить по одному человеку. Каждый из ребят может наложить на свою радугу только один цвет и начинаем с верхушки пирамиды. Берём кисти и краски, и игра начинается!
Педагог: Молодцы ребята! Вот какие замечательные радуги у нас получились! Следующая игра называется “Тёплое и холодное”. Обратите внимание, перед вами находятся множество различных предметов, которые нам с детства очень знакомы. Ваша задача: подумать и разделить предметы на две группы. Первая – включает в себя предметы, которые по своей цветовой гамме относятся к “Тёплым цветам”. Вторая – должна включать в себя предметы, которые по своей цветовой гамме относятся к “Холодным цветам”. Будьте предельно внимательны и не ошибитесь. Три – четыре, поехали! (игра начинается) (Перед началом конкурса педагогом подготовлено два стула, на которых располагаются драпировки тёплой и холодной гаммы цветов. Дети размещают предложенные предметы так, что они организовываются в два натюрморта: тёплый и холодный)
Педагог: Замечательно! Молодцы! Вы, как всегда, организованны и правильно отвечаете на задание. Все предметы разложены правильно и соответствуют данной группе. Но далее нас ожидает следующее задание! (Педагог развешивает перед детьми репродукции, на которых изображены осень и зима)
Ребята посмотрите, пожалуйста, на эти репродукции. Как вы думаете, какая из картин состоит из тёплых цветов, а какая из холодных?
Обучающиеся: Зима-холодная, осень - тёплая.
Педагог: Верно! Осень - тёплая, а зима - холодная. А почему вы так решили?
Обучающиеся: Осень похожа на солнышко, а зима на лёд и холод.
Педагог: Да, ваши внутренние ощущения вам подсказывают правильно. Ведь глядя на оранжевый, красный, жёлтый цвета действительно становится тепло. А синий цвет, фиолетовый, голубой нас замораживает.
Педагог: Молодцы! Вот мы свами вспомнили и повторили законы цветоведения, без которых невозможно наше творчество. И так еще раз повторим какие есть цвета? На какие группы делятся?
3. Формирование новых знаний.
Педагог: Дети, обратите внимание на дату. А какое время года у нас сейчас?
Обучающиеся: — весна!
Педагог: — В каком жанре живописи мы можем изобразить природу в разное время года?
Обучающиеся:— В пейзаже.
Педагог: -Давайте вспомним , что такое пейзаж?
Обучающиеся: ПЕЙЗАЖ — жанр живописи, в котором основной предмет изображения – природа.
Педагог: Одним из любимых жанров изобразительного искусства для многих является пейзаж. Художник в своих пейзажах делится со зрителем радостью общения с природой, учит нас видеть красоту земли. С пейзажа у каждого человека начиналась любовь к Родине.
Педагог: — Назовите мне, главные элементы пейзажа?
Обучающиеся: ответы
Педагог: — Главными элементами каждого пейзажа являются земля, небо, вода, деревья. Чтобы уметь хорошо рисовать пейзаж, надо научиться рисовать эти элементы и большую роль в пейзаже имеют деревья, без них рисунок пейзажа превратится в набор безликих декоративных пятен — все деревья окажутся одинаковыми, и не будет чувствоваться горизонтальность земли или воды, горы и облака потеряют свои характерные формы.
Когда мы смотрим на пейзаж мы чувствуем уходящее вдаль пространство, а каждый элемент, каждое дерево должно быть предоставлено своими характерными чертами. Надо показать индивидуальный портрет дерева — ствол, ветви, характер кроны, листвы.
Давайте рассмотрим репродукции и обратим внимание на композицию в пейзаже… (демонстрация)
Педагог: -давайте вспомним: что такое композиция?
Обучающиеся:
ЗАКОНОМЕРНАЯ организация всех элементов в одно целое называется композицией. Главной задачей художника, является создание композиционного центра картины, той точки к которой будет прикован взгляд зрителя.
Педагог: -Что в композиции главное?
Обучающиеся:
— Правильно. Создавая художественный образ — художник использует цветовую гамму, перспективу, передает объем и фактуру изображаемых элементов. Выразительность композиции картины во многом усиливается её цветовым решением. Нельзя передать, например, радость жизни холодными серо-синими тонами, и наоборот, сумрачное, подавленное состояние -светлой, теплой гаммой насыщенных цветов. В пейзажах ранней весны присутствуют серые тона и солнечные дни характеризуются яркими насыщенными красками. В рисунке важно передать предельно точные соотношения освещенных и затененных поверхностей. Находясь под открытым небом, художник видит предметы, которые погружены в воздух. Чем дальше от наблюдателя в пространстве расположены видимые объекты, тем сильнее сказывается действие воздуха. Дальние планы заметно окрашиваются синими оттенками. Законы живописи
Педагог: Давайте рассмотрим репродукции и обратим внимание на композицию в пейзаже… (демонстрация)
Обсуждение репродукций художников
«Грачи прилетели» А.К.Саврасов.
-каким мы видим снег? (мокрым, побуревшим, со следами птичьих лапок).
-Какое небо? (весеннее небо с разбухшими от влаги облаками)
-Как художник избегает однообразия? (А.К.Саврасов стройным формам каменной колокольни противопоставил причудливые плавные изгибы деревьев).
-Какие контрасты оживили изображение? (холодным краскам неба и воды он противопоставляет теплые тона земли, растений, построек).
-А снег? (это не положенная на холст белая краска, а цвет имеющий множество оттенков).
«Март» И.И.Левитан.
-Какое время года мы видим?
-какие тона усиливают звучание контраста света и тени? (соседство теплых — золотых и холодных-белых, голубых, они наполняют пейзаж ослепительным солнцем и свежим воздухом).
-каким мы видим небо?
4. изучение нового материала.
– Молодцы, теорию вы освоили хорошо, а теперь покажите свои знания и практические навыки и умения. Итак, мы знаем свами основные и дополнительные цвета, холодные и теплые гаммы.
Приступая к работе, надо помнить, что основными этапами выполнения рисунка являются:
композиция:
-выбор сюжета;
-образное обобщение натуры средствами графики;
-образное обобщение натуры средствами живописи;
-выбор фрагмента изображения;
2)подготовительный рисунок:
-определение пропорций движения и характера пространственных планов;
-индивидуализация деталей композиционного центра;
3)обобщенное живописно-пластическое изображение:
-определение общего цветового тона;
-передача общих больших тоновых и цветовых отношений;
-выявление светотени и живописная проработка;
4) завершение рисунка:
-выявление главного и второстепенного в цветовом строении рисунка;
-подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности.
Инструктаж по технике безопасности:
Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по партам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.
Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.
Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
Нельзя краски пробовать на вкус.
После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.
После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.
На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.
Во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других
5. Практическая работа.
Приступаем к практической работе
Задание: выполнить рисунок пейзажа в теплой цветовой гамме.
Целевые обходы:
Самостояельная работа обучающихся
Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.
Контроль за объемом и качеством выполненной работы.
Индивидуальная работа
Физкульт минутка (подвигались)
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз – согнулись, разогнулись,
Два – поднялись, потянулись,
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – столы свои занять
6. Подведение итогов урока
Демонстрация работ, создание мини выставки;
Само и взаимо-оценка обучающихся;
Обсуждения работ с детьми (анализ работ);
Уборка рабочих мест.
Рефлексия:
Скажите какая тема нашего занятия?
А цель нашего занятия?
Достигли или нет?
Что вы нового узнали?
Что создали своими руками? Новую картину
Молодцы у нас все получилось