Практическая работа № 14.
Определение сущности экономики, как науки и экономической деятельности, сопоставление типов экономических систем, выявление влияния экономики на различные сферы общественной жизни.
Цели: Определить сущность экономики, как науки и экономической деятельности, сопоставить типы экономических систем, выявить влияния экономики на различные сферы общественной жизни.
Средства обучения:
методические рекомендации к практической работе № 3
РМ к практической работе № 3.
Учебники Важенина «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»
Виды самостоятельной работы:
Ход урока
Задание 1. Составить схему Экономика как система общественного производства, используя следующую информацию:
Материальное производство
Изготовление вещественных благ в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т. д.
Производство материальных благ
Производство материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)
Нематериальное производство
Создание духовных и нравственных ценностей
Производство нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)
Производство нематериальных благ
Сфера услуг
Экономическая деятельность есть производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.
Задание 2. Установите соответствие между понятием и определением.
Потребление — это наука об основах хозяйственной жизни общества.
Обмен — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
Распределение — это процесс создания различного рода экономических продуктов.
Меркантилизм — это передача материальных благ от одних субъектов к другим.
Экономика — это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.
Производство — это приобретение организациями и отдельными людьми товаров и услуг.
Экономическая система — это поддержка отечественного производителя за счет снижения таможенных пошлин на вывозимые товары и повышения сборов на товары, ввозимые из-за границы.
Протекционизм — это политика накопления денег в казне государства.
Задание 3. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
1.Термин «экономика» имеет несколько значений:
……………………………………………
система мирового хозяйства (мировая экономика);
……………………………………..
2. Науками, изучающими отдельные стороны экономической сферы общества, являются:
история экономики;
…………………………
финансы и кредит и т.д.
………………………….
3.словам П.Самуэльсона, в экономике существуют три ключевые задачи:
какие блага производить и в каких количествах?
………………………………….
Для кого производить блага?
4.Экономика анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях:
Макроэкономическом
…………………………….
5. В истории человечества выделяют три типа экономических систем:
традиционную;
…………………
……………………..
6.. В каждой экономической системе первичную роль играют:
………………….
распределение;
………………….
потребление.
Задание 4. Исправьте ошибки в предложениях.
Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика. Когда же речь заходит об экономике в целом, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика.
Отличительными особенностями современной рыночной экономики являются крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда и натурального хозяйства.
3.Характерными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная централизация и бюрократизация экономики, плановая система хозяйства.
Отличительными чертами административно-командной экономической системы являются частная собственность на экономические ресурсы, свободная конкуренция, наличие множества самостоятельно действующих субъектов экономической деятельности.
4.Характерными чертами традиционной экономики являются многообразие форм собственности, развитие научно-технического прогресса, усиление влияния государства на экономику в первую очередь при решении социальных вопросов
Задание 5.Основные типы экономических систем
Линии сравнения | Традиционная | Централизованная (командная) | Рыночная |
1.Что производить? | Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно | Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности — ♦ плановиками » | Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т. е. то, что может быть куплено |
Линии сравнения | Традиционная | Централизованная (командная) | Рыночная |
2. Как производить? | Производят так и тем, как и чем производили предки | Определяется планом | Определяют сами производители |
3.Кто получает товары и услуги? | Большинство людей существует на грани выживания. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям | «Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг | Потребители получают столько, сколько хотят, производители — прибыль |
4. Определение | Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики | Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства | Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц |
Смешанная экономика — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Смешанная экономика характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные стимулы и государственное регулирование экономики.
Наиболее современными являются модели социальной рыночной экономики. Их функционирование построено на достижении сбалансированности экономической и социальной эффективности. Причем социально ориентировано функционирование как рынка, так и государства.
Вывод: Экономика — это:
1.Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.
2. Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
3.Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
Требования к отчёту:
1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.
2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:
- порядковый номер и наименование практической работы;
- цель практической работы;
- ход выполнения работы;
- ответы на контрольные вопросы;
- вывод о выполненном задании.
Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии
6