СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление, развитие, обучение и воспитание одаренных детей. Разработка нормативной документации по направлению «одаренные дети».

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Разработка была представлена на конкурсе  Грант Москвы-2011 (Лауреат конкурса Грант Москвы-2011). В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом. В настоящее время существует несколько теоретических моделей одаренности, по которым строятся обучающие программы, педагогические технологии работы с одаренными детьми. Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности: Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Просмотр содержимого документа
«Выявление, развитие, обучение и воспитание одаренных детей. Разработка нормативной документации по направлению «одаренные дети».»

Разработка нормативной документации по направлению «Выявление, развитие, обучение и воспитание одаренных детей». Опыт работы заместителя директора по научно-методической и экспериментальной работе ГОУ СОШ №157 САО г. Москвы  Емельяновой Е.А.

Разработка нормативной документации по направлению «Выявление, развитие, обучение и воспитание одаренных детей».

Опыт работы заместителя директора по научно-методической и экспериментальной работе ГОУ СОШ №157 САО г. Москвы

Емельяновой Е.А.

 В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом. В настоящее время существует несколько теоретических моделей одаренности, по которым строятся обучающие программы, педагогические технологии работы с одаренными детьми. Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности: Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом. В настоящее время существует несколько теоретических моделей одаренности, по которым строятся обучающие программы, педагогические технологии работы с одаренными детьми. Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности: Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере: легкость обучения и усвоения учебного материала; длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению; склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины; любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы; повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п. Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходят сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем:

Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере:

  • легкость обучения и усвоения учебного материала;
  • длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
  • склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
  • любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
  • повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.

Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходят сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем:

эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка; опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в школе; школьные трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли; нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний; стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации; иногда — заниженная самооценка, стремление «не выделяться» среди сверстников; несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержания школьной программы и круга общения, что приводит к неприязни к школе и сверстникам; повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность.
  • эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка;
  • опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в школе;
  • школьные трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;
  • нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;
  • стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации;
  • иногда — заниженная самооценка, стремление «не выделяться» среди сверстников;
  • несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержания школьной программы и круга общения, что приводит к неприязни к школе и сверстникам;
  • повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность.

Наличие перечисленных психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что такие дети могут и должны быть включены в своеобразную «группу риска» и для них необходимо специально разрабатывать технологию психологического сопровождения их развития. В последние годы ведутся успешные поиски в области педагогических инноваций, разработки различных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности ребенка, при этом особое место занимает компетентностный подход в образовании детей.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей - одно из пяти направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Ключевым условием решения этой задачи является высокий уровень профессиональной компетентности специалистов образования, который предполагает индивидуальный подход, развитие творческих способностей детей, умение эффективно выстраивать педагогический процесс в постоянно меняющейся образовательной практике и др.

Также важное условие – это наличие системы работы с одаренными детьми в образовательном учреждении, выстраиваемой на основе миссии школы, конкретных условий, в которых существует школа, согласованных подходов: в понимании одаренности, в оценке способностей, в выборе методов и форм деятельности педагогов по сопровождению развитию одаренности.

В ГОУ СОШ № 157 была создана и апробирована целевая комплексная программа поддержки и развития одаренных детей (разработчик программы –Емельянова Е.А.). Целью программы стало создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Программа предусматривала решение следующих задач:

- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи;

- осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми и молодежью;

- осуществление поддержки одаренных детей и молодежи;

- создание системы адресного мониторинга и сопровождения одаренных учащихся;

- выявление и развитие у детей и молодежи творческих способностей и интереса к научной, проектной, исследовательской деятельности;

- повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;

- создание консультативно-диагностической службы для одаренных детей и их родителей;

- осуществление мероприятий по научно-методическому и информационному обеспечению выполнения Программы.

Программа реализовывалась в течение трех лет. За указанный период были изучены проблемы работы с одаренными детьми на основе анализа отечественного и зарубежного опыта, разработаны системы работы с одаренными детьми и схемы реализации системы управления работой на разных уровнях. И на последнем этапе были проведены анализ и обобщение полученных результатов, выделение проблем, а также фиксация созданных прецедентов.

Программы обучения для одаренных детей должны:

  • включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
  • использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания, что позволяет стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на "стыке" разных типов знаний;
  • предполагать изучение проблем "открытого типа", позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
  • в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
  • поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
  • обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
  • предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
  • включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания "рабочих мест" при лабораториях, музеях и т.п.;
  • обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;
  • способствовать развитию самопознания.

Программа дополнительного образования включает следующие образовательные области и направления деятельности (примерный перечень):

Направления

Художественное творчество

Области деятельности

Виды образования

Художественно- творческая, эстетическая, культурно-досуговая

Лингвистическое

Хореография, музыкально-инструментальное, театральное, кукольный театр, бальные танцы

Гуманитарная, познавательная

Научно- гуманитарное

Лингвистические учебные объединения, клубная деятельность, литературно-театральное

Социальная, научно-исследовательская, опытно-экспериментальная,

Эколого- биологическое

Техническое творчество

Эколого-биологическая, туристско-краеведческая, оздоровительная

Музейная педагогика, профориентация, проектирование

Эколого-туристическое, оздоровительно- спортивное, дизайн, здоровье

Научно-техническая, научно-естественная

Спортивно-оздоровительное

Техническое, художественно-декоративное, изобразительное искусство, математическое, информатика и информационные технологии

Оздоровительная, культурно-досуговая, спортивная

Декоративно- прикладное

Эстрадный танец, общая физическая подготовка, восточные единоборства, спортивное ориентирование

Декоративная, художественная

Декоративное, художественное, оформительское

Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности: - обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время; - обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); - детям предоставляются возможности: сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития); - коллективом школы создаются комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающиеся от условий в первой половине дня; - учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Он отличается демократичностью общения, что способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.

Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:

- обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;

- обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- детям предоставляются возможности: сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития);

- коллективом школы создаются комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающиеся от условий в первой половине дня;

- учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Он отличается демократичностью общения, что способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.

Рассмотрим, как организовано выявление и дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение школьников с высоким уровнем развития в ГОУ СОШ № 157  г. Москвы. Оно включает несколько модулей:

п/п

Модуль

Содержание модуля

Научно-методический

Психолого-педагогические исследования

Медико-физиологические исследования

Исследования содержания и технологий образования

Практико-педагогический

Исследовательские лаборатории,

Творческие студии

Чтения

Интеллектуальный клуб школьников

Научное общество учащихся

Школьная малая академия наук

Школа юного исследователя

Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ

Интеллектуальный марафон

Выставки юных художников, юных фотографов, дизайнеров и т.д.

Индивидуальные программы работы с детьми

Акмеологический

Постоянно действующие теоретические и научно-практические семинары, практикумы

Лекторий

Творческие лаборатории

Студия педагогического новаторства

Родительский консалтинг

Финансово-экономический

Просветительский лекторий

Индивидуальная консультация

Дискуссионный клуб

Финансово-экономическое обеспечение всех видов деятельности

Материально-технический

Компьютерный банк данных «Одаренные дети»

Медиатека

Информационно-издательский

Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми.

Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.

Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, альманахов, периодических изданий, творческих работ одаренных детей.

Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсов по различным направлениям работы с одаренными детьми.

Административный

Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми и молодежью.

Разработка единого плана-календаря проведения олимпиад, конкурсов и др. мероприятий разного уровня.

В 2008-2009 учебном году структурным подразделением по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными и высокомотивированными учащимися ГОУ ОМЦ САО г. Москвы (руководитель структурного подразделения- Суходимцева А.П.) был разработан проект «Окружная система сопровождения развития одаренных детей».

Цель проекта:

-создание в рамках деятельности образовательных учреждений округа оптимальных условий для выявления и развития одаренности детей, а также подготовки их к социальной адаптации;

-создание необходимых условий для развития профессиональной компетентности педагога (включая проектную как ее составляющую), работающего с одаренными детьми.

Инновационность идеи проекта заключается, как в содержательном, так и в организационном аспекте. Структурно проект включает в себя несколько основных блоков. Один из них – подпроект «Виртуальная мастерская», представляющая собой сетевое саморазвивающееся сообщество педагогов-новаторов, инновационную методическую сеть как место коммуникации, место быстрого получения нужной информации, адресной помощи и разработки совместных проектов.

«Виртуальная мастерская» позволит создать недостающие условия для интеграции инновационной деятельности педагогов округа, трансляцией результатов деятельности сообщества. Посредством создаваемых в рамках «Виртуальной мастерской» проектов и авторских программ, нацеленных на развитие форм работы с одаренными детьми и сотрудничества с родителями, формируется окружная система сетевого взаимодействия.

Для запуска проекта созданы микро-группы творческих педагогов, которые объединяются вокруг волнующей их проблемы.

Творческая группа № 1 «Организация деятельности педагогов по направлению «Одаренные дети». Руководитель: Емельянова Е.А, заместитель директора по научно-методической и экспериментальной работе ГОУ СОШ № 157. Группа занималась разработкой нормативно-правовой документации образовательных учреждений по работе с одаренными детьми. На круглых столах, проводимых в течение года в рамках группы обсуждались вопросы: исходное состояние работы с «одаренными»; Рабочая концепция одаренности (Богоявленская Д.Б.), Концепция 2020; новые правила аттестации педагогических кадров; о разработке положения по работе с одаренными детьми; внутришкольный банк данных, программа «Одаренные дети»; рабочая группа учреждения по направлению «Одаренные дети»; функциональные обязанности рабочей группы; структура плана работы учреждения по направлению «Одаренные дети». Результатом работы стала подготов ка пакета методических материалов для учреждений САО по направлению «Одаренные дети». Разработчик и составитель - Емельянова Е.А.

Творческая группа № 1 «Организация деятельности педагогов по направлению «Одаренные дети». Руководитель: Емельянова Е.А, заместитель директора по научно-методической и экспериментальной работе ГОУ СОШ № 157.

Группа занималась разработкой нормативно-правовой документации образовательных учреждений по работе с одаренными детьми. На круглых столах, проводимых в течение года в рамках группы обсуждались вопросы: исходное состояние работы с «одаренными»; Рабочая концепция одаренности (Богоявленская Д.Б.), Концепция 2020; новые правила аттестации педагогических кадров; о разработке положения по работе с одаренными детьми; внутришкольный банк данных, программа «Одаренные дети»; рабочая группа учреждения по направлению «Одаренные дети»; функциональные обязанности рабочей группы; структура плана работы учреждения по направлению «Одаренные дети».

Результатом работы стала подготов ка пакета методических материалов для учреждений САО по направлению «Одаренные дети». Разработчик и составитель - Емельянова Е.А.

Среди подготовленных материалов:

  • Положение по работе с одаренными учащимися (приложение №1). Примерная структура плана работы (приложение №2). Примерный план работы (приложение №3). Внутришкольный банк данных «Одаренные дети» (приложение №4). Методические рекомендации для учреждений по разработке и примерной структуре программы «Одаренные дети» (приложение №5). Педагогический, родительский состав; формы работы с одаренными детьми (приложение №6). График проведения мероприятий по направлению «Одаренные дети» (приложение №7).
  • Положение по работе с одаренными учащимися (приложение №1).
  • Примерная структура плана работы (приложение №2).
  • Примерный план работы (приложение №3).
  • Внутришкольный банк данных «Одаренные дети» (приложение №4).
  • Методические рекомендации для учреждений по разработке и примерной структуре программы «Одаренные дети» (приложение №5).
  • Педагогический, родительский состав; формы работы с одаренными детьми (приложение №6).
  • График проведения мероприятий по направлению «Одаренные дети» (приложение №7).

Все материалы размещены на сайте ГОУ ОМЦ САО в разделе структурного подразделения, а также в сборниках.

Приложение №1.

Положение о работе с одарёнными детьми

I. Общие положения

1. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. (Рабочая концепция одаренности. Богоявленская Д.Б.).

2. Цели и задачи.

Цель: создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

  • Выявить одарённых детей с использованием различных диагностик;
  • Использовать на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  • Отбирать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  • Организовывать разнообразную внеурочную и внешкольную деятельность;
  • Развивать у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

3. Принципы работы с одарёнными детьми Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень). Принцип опережающего обучения. Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. Возрастание роли внеурочной деятельности. Принцип развивающего обучения. Принцип добровольности. 4.Участниками реализации данного положения являются : Администрация школы (директор, заместители); Рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год; Руководители школьных методических кафедр, МО; Учителя-предметники; Кл. руководители; Руководители кружков и секций; Медицинские работники; Психологи; Библиотекарь; Родители или законные представители учащихся; Попечительский совет (если есть).

3. Принципы работы с одарёнными детьми

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
  • Принцип опережающего обучения.
  • Принцип комфортности в любой деятельности.
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  • Возрастание роли внеурочной деятельности.
  • Принцип развивающего обучения.
  • Принцип добровольности.

4.Участниками реализации данного положения являются :

  • Администрация школы (директор, заместители);
  • Рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год;
  • Руководители школьных методических кафедр, МО;
  • Учителя-предметники;
  • Кл. руководители;
  • Руководители кружков и секций;
  • Медицинские работники;
  • Психологи;
  • Библиотекарь;
  • Родители или законные представители учащихся;
  • Попечительский совет (если есть).

5.Формы проведения мониторинга реализации положения Формы Предметные олимпиады Периодичность 1 раз в год Общешкольная конференция достижений учащихся 1 раз в год Предметные недели По годовому плану Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми Педсовет Внутришкольный контроль По годовому плану Творческие отчёты кружков и спортивных секций. 1 раз в год Тематические конкурсы, выставки По годовому плану. Проектная деятельность По годовому плану Мониторинг динамики развития По годовому плану

5.Формы проведения мониторинга реализации положения

Формы

Предметные олимпиады

Периодичность

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений учащихся

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми

Педсовет

Внутришкольный контроль

По годовому плану

Творческие отчёты кружков и спортивных секций.

1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки

По годовому плану.

Проектная деятельность

По годовому плану

Мониторинг динамики развития

По годовому плану

II. Организация и функциональное обеспечение данного Положения

1.Функции директора

  • Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
  • Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей, работающих с одаренными учащимися.
  • Введение штатной единицы (заместителя директора или ответственного за работу с одаренными детьми).

2.Функции зам. директора

  • Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание, элективы, ПИДы). (Постоянно).
  • Оформление нормативной документации;
  • Разработка программ;
  • Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
  • Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. (Не менее 1 раза в год.)
  • Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. (Постоянно)
  • Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По заявкам учителей-предметников и кл. руководителей).
  • Сбор банка данных по одарённым детям.

3.Функции рабочей группы

  • Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
  • Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.
  • Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
  • Определение критериев эффективности работы.
  • Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

4.Функции руководителей ШМК, ШМО

  • Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно).
  • Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно).
  • Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.)
  • Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.

5.Функции учителей-предметников

  • Выявление одарённых детей.
  • Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
  • Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
  • Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
  • Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
  • Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
  • Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
  • Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

6.Функции классных руководителей

  • Выявление детей с общей одарённостью.
  • Оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
  • Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
  • Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
  • Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.

7.Функции руководителей кружков и секций

  • Выявление одарённых детей.
  • Организация творческих отчётов детей.
  • Предоставление необходимой информации кл. руководителям.
  • Консультирование родителей.
  • Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме);

8. Функции психолога

  • Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
  • Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
  • Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
  • Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
  • Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа)
  • Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Приложение №2.

Примерная структура плана работы с одаренными детьми.

Направление работы

Мероприятие

Координационное направление

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком

Сроки

Научно-исследовательское направление

Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся

Создание и ведение единого банка данных «Одаренные дети»

Научно-методическое направление

Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми

Модификация образовательных программ, а также разработка и апробация инновационных образовательных программ развития одаренных детей

Создание методических материалов для работы с одаренными детьми

Участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня для педагогов, работающих с одаренными детьми.

Экспериментальное

направление

Организация экспериментального обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.

Проведение предметных недель

Семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одарёнными детьми»

Использование Интернет-технологий в работе с одаренными детьми»

Организация работы школьного научного общества «Малая академия наук».

Проведение «Недели науки», в рамках которой:

- проведение интеллектуальных игр,

- проведение конкурса научно-исследовательских работ учащихся,

- проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»

Проведение конкурса творческих работ учащихся.

Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня

Организация участия учащихся в интеллектуальных и творческих олимпиадах, конкурсах, играх, проектах и т.п. различного уровня

Консультирование родителей, воспитывающих одарённых детей

Анализ промежуточных итогов проведённой работы.

Приложение №4. Внутришкольный банк данных «Одаренные дети»  № п/п Ф.И. учащегося Дата внесения в компьютер Класс Ф.И.О. курирующего преподавателя, родителя Мероприятия, в которых принимает участие Копилка портфолио (грамоты, призы и др.)

Приложение №4.

Внутришкольный банк данных «Одаренные дети»

п/п

Ф.И. учащегося

Дата внесения в компьютер

Класс

Ф.И.О. курирующего преподавателя, родителя

Мероприятия, в которых принимает участие

Копилка портфолио (грамоты, призы и др.)

Приложение №5. Методические рекомендации по разработке программы «Одаренные дети» и ее примерной структуре.

Наименование программы:

Целевая комплексная программа поддержки и развития одаренных детей.

Основание для разработки программы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1

(в редакции Федеральных законов от 13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97 № 144-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ).

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  • Закон города Москвы от 20.06.01. № 25 «О развитии образования в городе Москве».
  • Городская целевая программа развития образования «Столичное образование - 5»
  • Окружная целевая программа «Через качество образования – к развитию человеческого потенциала» на 2009-2011 г.г.
  • Программа «Строим Школу Будущего».
  • Постановление Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. № 529-ПП.
  • Рабочая концепция одаренности-2003 под ред. Д.Б. Богоявленской.

Государственный заказчик:

Северное окружное управление образования Департамента образования города Москвы.

Основные разработчики программы:

ГОУ средняя общеобразовательная школа № СОУО Департамента образования города Москвы.

Цель программы:

Создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Задачи программы

Сроки и этапы реализации программы:

  • Проектировочный этап ( год )
  • Основной этап ( год )
  • Обобщающий этап ( год )

Перечень разделов программы: Концептуальные положения Программы. Основные направления деятельности, цели и задачи, условия успешной работы с одаренными детьми. Дидактическая система образования одаренных учащихся.  Ожидаемые результаты. План мероприятий. Исполнители программы. Методы педагогической поддержки развития способностей Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых ребенок и педагог получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей Методы поддержки развития организаторских способностей Методы поддержки развития коммуникативных способностей Направления деятельности в системе работы с одаренными детьми Исследовательско-аналитическая деятельность Психолого-педагогическая деятельность Медико-оздоровительная деятельность Педагогико-акмеологическая деятельность Организационно-управленческая деятельность

Перечень разделов программы:

  • Концептуальные положения Программы.
  • Основные направления деятельности, цели и задачи, условия успешной работы с одаренными детьми.
  • Дидактическая система образования одаренных учащихся.
  • Ожидаемые результаты.
  • План мероприятий.
  • Исполнители программы.

Методы педагогической поддержки развития способностей

  • Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых ребенок и педагог получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату.
  • Методы поддержки развития интеллектуальных способностей
  • Методы поддержки развития организаторских способностей
  • Методы поддержки развития коммуникативных способностей

Направления деятельности в системе работы с одаренными детьми

  • Исследовательско-аналитическая деятельность
  • Психолого-педагогическая деятельность
  • Медико-оздоровительная деятельность
  • Педагогико-акмеологическая деятельность
  • Организационно-управленческая деятельность

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

- признание работы с одаренными учащимися одним из приоритетных направлений развития образовательного учреждения;

- создание системы диагностики одаренности учащихся и организация ее эффективного функционирования;

- мотивация педагогического коллектива на работу с одаренными детьми;

- создание и совершенствование системы методической работы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися; включение проблемы работы с одаренными учащимися в систему опытно-экспериментальной работы

- наличие педагогов, обладающих профессионально-личностной квалификацией для работы с одаренными детьми;

- работа по совершенствованию УВП с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся; совершенствование деятельности психологической службы.

Подразделения ОУ , осуществляющие работу по формированию и развитию творческих умений учащихся – интеллектуальных, художественных, физических и т.п.:

  • Научно-методический совет.
  • Предметные кафедры, методические объединения.
  • Творческие мастерские.
  • Научное общество.
  • Предметные кружки.
  • Студии.
  • Кафедра дополнительного образования.
  • Психологи.
  • Медиатека.

Приложение №6. Педагогический, родительский состав; формы работы с одаренными детьми. № п/п Ф.И.О. учителя, родителя Курирует учащегося, творческую группу, мастерскую, научное общество и др. Формы работы: индивидуальная, групповая, др. Направления самообразования, повышение квалификации учителя

Приложение №6. Педагогический, родительский состав; формы работы с одаренными детьми.

№ п/п

Ф.И.О. учителя, родителя

Курирует учащегося, творческую группу, мастерскую, научное общество и др.

Формы работы: индивидуальная, групповая, др.

Направления самообразования, повышение квалификации учителя

 Приложение №7. График проведения мероприятий.  № п/п Сроки проведения Название мероприятия, уровень (внутришкольный районный, окружной, городской, республиканский) Участники мероприятий

Приложение №7. График проведения мероприятий.

№ п/п

Сроки проведения

Название мероприятия, уровень (внутришкольный районный, окружной, городской, республиканский)

Участники мероприятий


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!