Просмотр содержимого документа
«Выявление и развитие филологической одаренности учащихся посредством вовлечения их в работу кружка «Издательский центр «Переменка»»
Выявление и развитие филологической одаренности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода посредством вовлечения их в работу кружка «Издательский центр «Переменка»
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Глен Доман, современный практикующий психолог, предлагая понятие «физический интеллект» акцентирует внимание на шести жизненно важных функциях:
- двигательные навыки (ходьба)
- языковые навыки (разговор)
- мануальные навыки (письмо)
- визуальные навыки (чтение и наблюдение)
- слуховые навыки (прослушивание и понимание)
- тактильные навыки (ощущения и понимание).
Обратите внимание, четыре из перечисленных навыка человека имеют отношение к речи.
Существуют две крайние точки зрения: «все дети одаренные» - «по-настоящему одаренные дети встречаются крайне редко». Обе из них применимы к языковой сфере деятельности человека.
Казалось бы, филологическая одаренность – явление вполне закономерное. Разве не уникален тот факт, что ребенок постигает языковые законы и нормы практически самостоятельно. Взрослые учат детей произносить отдельные слова, а изменять эти слова, складывать их в предложения ребенок пытается сам, приспосабливаясь к законам той языковой среды, которая его окружает.
Однако чем старше становятся дети, тем пассивнее их речетворчество. К 10-11 классам они испытывают огромные затруднения в таком виде деятельности, как сочинение по литературному произведению.
В 5 классе приблизительно четверть учебного времени мы отводим урокам развития речи: это обучение монологическому высказыванию, сочинения различных жанров. Задача словесника на этом этапе научить детей мыслить логически. Большая часть учеников используют в своих работах те сведения, которые были получены в процессе обсуждения. Однако в каждом классе есть нестандартно мыслящие дети, обладающие индивидуальным мировосприятием. Конечно же, с нестандартно мыслящими детьми ведется индивидуальная работа, которая нередко выносится на внеурочное время.
Нам всем повезло, в школе работает кружок «Издательский центр: газета «Переменка», где учащиеся получают теоретические и практические знания основ журналистики, учатся ее азам, учатся не только творчески представлять свои мысли, но и работать с полученной информацией. Посещение кружка – это дополнительные занятия по развитию речи, которые помогают обрести творческий подход в умении работать со словом.
Педагогика сотрудничества, декларирующая личностный подход к обучению и воспитанию, делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и учащихся. Как нельзя более приемлемой педагогика сотрудничества становится во внеурочное время. Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. А когда предлагаешь ученику посещать кружок «Переменки», даешь понять: у тебя есть определенные филологические способности и уже сейчас ты можешь их применить. Каждый ученик выбирает задачи по своему вкусу, творчество каждого ребенка получает не только оценку, но и признание.
Для сотрудничества необходимы два условия:
- развивать даже самые малые способности детей;
- вызывать у них общественные чувства.
В газете можно найти применение не только своим филологическим способностям, попробовать перо; привлекает ребят и то, что необходимо владеть навыками работы на компьютере, в Интернете.