СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление и развитие творческих способностей обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема исследования заключается в выявлении условий для проявления и формирования черт творческой деятельности. Поэтому главная цель моей деятельности заключается в создании системы работы, выборе содержания, форм и методов, таких которые формируют творческую личность.

Просмотр содержимого документа
«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность на уроках географии»

Выявление и развитие творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках географии

Шалаева Т.В., преподаватель



Мною проводится педагогическое исследование по теме «Выявление и развитие творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроках географии».

Проблема исследования заключается в выявлении условий для проявления и формирования черт творческой деятельности. Поэтому главная цель моей деятельности заключается в создании системы работы, выборе содержания, форм и методов, таких которые формируют творческую личность. В соответствии с проблемой и целью я решаю следующие задачи:

  • изучить психологические особенности обучающихся и провести анализ развития индивидуальных познавательных способностей обучающихся;

  • определить содержание, формы и методы, способствующие
    формированию творческой личности;

  • разработать систему диагностики эффективности процесса развития
    личности;

  • выявить роль индивидуальных программ развития личности
    обучающегося;

  • помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться,
    а не формировать заранее заданные свойства.

Качество и успешность моего труда определяется, прежде всего,
имеющимся в техникуме необходимыми условиями. Имеется кабинет физики, в котором накоплен и систематизирован достаточный дидактический материал,
имеется методическая и справочная литература, ТСО, физическое
оборудование.

Мною разработана система творческих заданий и лабораторных исследований, создана карточка изобретательских, исследовательских, творческих задач, задач - оценок, задач - открытий, домашних лабораторных работ.

За основу работы была взята классноурочная деятельность, в процессе которой была отработана система организации учебного процесса, базирующаяся на следующих принципах:

  • научность (от наблюдений - к выдвижению гипотезы, от гипотезы к
    творческому обобщению и практическому применению, учитывая
    индивидуальные особенности уровня развития каждого обучающегося);

  • доступность;

  • системность (стараюсь достичь единства и завершения процесса);

  • осознанность (предоставление свободы для саморазвития и
    самоопределения);

  • наглядность;

В организации своей деятельности я опираюсь на следующие методики:

  • проблемное развивающееся обучение;

  • работа в модульных группах;

  • решение нестандартных задач;

  • диалогов;

• творческие, исследовательские работы.

Обновление системы работы мною осуществлялось в 3 этапа:

На первом этапе я провела анализ психологических особенностей детей. Протестирован интеллектуальный уровень обучающихся, слуховая и зрительная память, развития мыслительных процессов (входная психодиагностика)

По методике независимых характеристик (ученик - одноклассник - учитель) обследованы интеллектуально - логические способности, мотивационно - творческая активность, способность личности к самоуправлению творческой деятельности, познавательные интересы. Диагностика уровней сформированности учебно-познавательного интереса, учебных действий, действий контроля и оценки, целеполагания проведена по критериям, разработанным авторами Репкиным и Заика в пособии «Оценка уровня сформированности учебной деятельности».

На втором этапе проходила подготовительная работа: изучались потребности учащихся, родителей, разработана система работы, показана роль самообразования, разработана система контроля, стимулирования.

На третьем этапе осуществлено внедрение новшеств в практику работы. Система работы рассматривает обучение по двум направлениям:

  • единая базовая программа,

  • творческая деятельность обучающихся.

Полученные мною высокие показатели обученности достигнуты в результате проведения:

  • уроков- лекций;

  • уроков- семинаров;

  • уроков самостоятельной работы;

  • уроков- практикумов по решению стандартных и нестандартных задач;

  • уроков- исследований (переоткрывания уже открытого в науке);

  • уроков- зачетов (комплексная проверка знаний);

  • уроков-обобщений (систематизация изученного).
    Особенности моей методики:

  • блочная система подачи материала;

  • опорные конспекты, схемы;

  • многократные проговаривания на начальном этапе обучения;

  • творческий характер обучения;

  • дифференциация и индивидуализация учебного процесса;

  • решения задач с использованием алгоритма на I ступени обучения и решение исследовательских, творческих, конструкторских на II ступени обучения;

  • поэтапное включение домашних исследований;

  • игровая деятельность.

Главные формы учебно-воспитательного процесса, которые я использую в своей деятельности следующие:

лекции, семинары,

групповые и индивидуальные,

дискуссии,

постоянный эксперимент,

наблюдения,

выработка гипотезы и её решение,

зачёты.

Внеклассная работа по предмету — неотъемлемая часть моей деятельности, способствующая развитию творческого потенциала обучающихся. Это конкурсы эрудитов, интеллектуальные игры, географические олимпиады, предметные недели, игры, работа в предметном кружке (обучение основам моделирования и конструирования).

Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Для этого использую методические приёмы, которые максимально стимулируют развитие творческой активности. Потребность в самореализации удовлетворяется возможностью свободы выбора творческой деятельности через вариативное обучение (углубленное изучение, факультатив) и успешное обучение через построение классно - урочной системы.

Составляю индивидуальные программы развития и саморазвития одарённых детей, в которые включена методика развития творческого воображения, эрудиции, ассоциативного мышления. Провожу анкетирование среди обучающихся по вопросу удовлетворения качеством знаний, полученных на уроках географии, и своевременно корректирую свою деятельность.(85% обучающихся имеют положительное отношение к предмету). Для контроля качества знаний провожу мониторинг с применением различных форм: тестирование, контрольные работы, срезы, итоговая аттестация. Выходная диагностика включает: среды уровней знаний, уровней обученности, диагностический лист по учёту знаний, умений (он включает знание теории, задач обязательного уровня и усложнённые, результаты контрольных работ, лабораторных работ, тематического теста, физического диктанта, творческий отчёт, коррекция, рекомендации обучающимся), а также интеллектуальных особенностей, творческих черт, познавательных особенностей обучающихся.

Система работы по развитию творческих способностей имеет стабильно хорошие результаты практической работы. Мои студенты имеют прочные

знания по дисциплине, большая часть занимается физикой с интересом на уроках и во внеурочное время.

Пример

2017-2018 учебный год

Учебная группа: ТОП-1

Количество обучающихся: 25 человек

Период работы (в рамках межаттестационного периода):2017-2018гг.


Название программы по развитию способностей (выходные данные программы

со ссылкой на Интернет-ресурс):

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии как условие успешной реализации личности обучающегося»


Развиваемые способности:

Творческие способности, творческое мышление, коммуникативные и др.


Наименование педагогических методик, автор (ы):

В своей работе я использую следующие методики:

Методика «Склонность к творчеству». Цель: выявить, в какой степени у обучающихся развита склонность к творчеству.

Методика «Потребность в достижении успеха». Методика разработана преподавателями Московского педагогического института (Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова). Данная методика позволяет проверить, есть ли у обучающихся стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.

Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика): диагностика уровней сформированности учебно-познавательного интереса, учебных действий, действий контроля и оценки, целеполагания проведена по критериям, разработанным авторами Репкиным и Заика в пособии «Оценка уровня сформированности учебной деятельности».

Методика «Твои таланты». Цель: выявить способности испытуемых, уровень творческого мышления.

Методика Вильямс Ф.Е. Тест дивергентного (творческого) мышления.

Методика Д. Джонсона. «Креативность личности».

Методика Ч. Крачфилда. Основное положение Крачфилда заключается в том, что творческие способности могут быть развиты в процессе решения творческих задач.

Методика Е. Торренса, который предлагает целую поэтапную систему развития творческого мышления. Основная мысль Торренса заключается в том, что мышление необходимо освободить от внешне навязываемых ограничений, рамок, стандартов, в пределах которых мыслит человек.

Методика Э. Боно. В своих работах он предлагает конкретную программу развития креативного мышления, которая основана на пяти принципах.

Методика «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей». Автор: Барышева Т.А.

Диагностика познавательных способностей. Автор: Шадриков В.Д.

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Реализуемая цель:

Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся

Создание творческих проектов, например творческие проекты по дисциплине «География»:

  • «Великолепные страны»,

  • «География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел»,

  • «Маршрут поиска капитана Гранта (по книге Ж.Верна «Дети капитана Гранта»)»

  • «Мир топонимов: прошлое в настоящем»


Показатели, по которым отлеживалась эффективность деятельности преподавателя:

Самостоятельность творческого поиска, инициатива, реализация творческого замысла, импровизационность, продуктивное восприятие, творческая активность, креативное мышление


Результаты стартовой и итоговой диагностики:

Показатели диагностики Результаты диагностики, %

стартовой итоговой

Самостоятельность творческого поиска 10 19

Инициатива 13 17

Реализация творческого замысла 9 18

Импровизационность 6 11

Продуктивное восприятие 18 27

Творческая активность 16 25

Креативное мышление 6 12


Педагогические компетенции, требующие дальнейшего совершенствования:

  • Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности

  • Самомотивирование обучающихся

  • Умение принимать решения в нестандартных ситуациях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!