СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Выдающиеся ученые России. Наука как источник со-циального и духовного прогресса общества»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока речь идет о симфонии науки и религии

Просмотр содержимого документа
««Выдающиеся ученые России. Наука как источник со-циального и духовного прогресса общества»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Классическая гимназия N 54 «Воскресение г.о. Самара»











Методическая разработка урока по курсу ОДНКНР

По теме: «Выдающиеся ученые России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества»

(6 класс)









Костенко Анна Юрьевна

учитель ОДНКНР и ОРКСЭ











Самара

2024 год

Тема: Выдающиеся ученые России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества

Предмет: ОДНКНР.
Класс: 6

Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок-квиз (квиз-командная игра в рамках единой тематики, в которой участники отвечают на вопросы, соревнуясь между собой).

Методы: иллюстративно-репродуктивный.
Технологии обучения:
– технология проблемно-диалогического обучения;
– игровая технология;
Цель урока:

ввести понятие «наука», показать связь науки и религии, познакомить обучающихся с выдающимися учеными России и местом веры в Бога в их мировоззрении, изучить открытия, которыми прославились ученые, рассказать о важности открытий для человечества.

Задачи урока:

Образовательные:

– ввести понятие «наука»;

– уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, проследить её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;

– назвать имена выдающихся учёных России;

– обосновать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;

– характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;

– обосновать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий, понимать связь религии и науки и их роль в единой картине мира.

Воспитательные:

– воспитать уважительное и бережное отношение к историческому и культурному наследию России.

Развивающие: 

– способствовать обучению учащихся новым знаниям в области науки.

Коммуникативно-личностные:

– доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

– формировать коммуникативные качества личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);

– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Познавательные:
– ориентироваться в своей системе знаний;

– извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Регулятивные:
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

– после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

– прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

– выполнять корректировку своей деятельности.

Ожидаемый результат: в ходе урока-игры учащиеся расширят свой кругозор, повысят эрудицию, примеры достижений ученых вдохновят учащихся на личные успехи и победы; в процессе урока будет формироваться уважительное и бережное отношения к историческому и культурному наследию России, учащиеся научатся обосновывать важность морали и нравственности в науке, понимать связь религии и науки и их роль в единой картине мира

Оборудование: доска, компьютер, презентация

Дидактическое обеспечение: рабочий лист, настольная игра «Наука и вера», текст о ученом, текст стихотворения



Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

У.: Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. К вам на урок я пришла с хорошим, добрым настроением и хочу, чтобы моё настроение передалось вам. Давайте попробуем создать на уроке атмосферу доброты, взаимопонимания и уважения. Сегодня на уроке мы будем работать в командах. Давайте вспомним правила поведения при работе в командах.

Д.: Выбор капитана команды, умение капитана распределять роль каждого ученика в группе, внимательно читать задание, при обсуждении задания выслушивать мнение каждого, не перебивать говорящего.

У.: Самоопределение к деятельности (6 команд)

Дорогие ребята! Прошу вас ответить на вопрос:за сколько временных периодов Бог сотворил мир?

Д.: Ученики отвечают на вопрос молча, самостоятельно организуясь в 6 команд: познавательная, мировоззренческая, прогностическая, производственная, культурная, социальная.

2. Актуализация знаний

У.: Давайте проверим готовность команд! На столе у каждого находится игровое поле. Каждая команда внимательно знакомится с сюжетами на игровых полях и заполняет поле карточками с изображением ученых в соответствии с иллюстрациями на игровом поле.

У.: Как вы думаете, о чём на сегодняшнем уроке мы будем говорить?

Право ответить на опрос получает та команда, которая первой заполнила игровое поле.

Д.: – О науке! (учащиеся разгадывают первый ребус и записывают отгаданное слово в рабочий лист, читают определение науки).

У.: Давайте сформулируем тему урока вместе. Для этого на игровом поле оставьте карточки только с именами тех ученых, речь о которых идет во втором ребусе.

Д.: – Мы будем говорить сегодня о выдающихся ученых России.

У.: И, конечно же, о науке как источнике социального и духовного прогресса человечества.

3.Формулировка цели урока:

У.: Давайте сформулируем цель урока.

Д.: – Цель урока: Познакомиться с выдающимися учеными России и их открытиями.

У.: Сегодня на уроке мы должны познакомиться с выдающимися учеными России и местом веры в Бога в мировоззрении ученых, изучить открытия, которыми прославились ученые, рассказать о важности открытий для всего человечества, ввести понятие «наука», показать связь науки и религии

4. Открытие новых знаний

У.: Давайте назовем имена Российских ученых (можно пользоваться карточками).

Д.: – П.А. Флоренский, Н.Н. Боголюбов, В.В. Черная, К.Д. Ушинский, Л.Ф. Магницкий, А.А. Ухтомский (учащиеся перечисляют имена ученых, побеждает та команда, которая назовет самое большое количество ученых).

У.: - Каждый из названных вами ученых безусловно является представителем одной из областей науки. Давайте сформулируем определение науки и подумаем, какие бывают науки?

Д.: Точные, естественные, социально-гуманитарные, фундаментальные науки. Учащиеся работают с рабочим листом, выполняя 2 задание (балл получает та команда, которая первой справится с данным заданием).

У.: Резюме

Естественные науки – это  науки, изучающие природу, ее явления, объекты и процессы. Множество отраслей естественных наук объединено в систему наук — естествознание.

Естественные науки, как современные научные направления, сформировались в XIX веке, они пришли на смену «естественной истории» и «естествознанию». К естественным наукам относят разделы, отвечающие за изучение природных явлений, в отличие от гуманитарных и общественных наук, изучающих человеческое общество.

В России в качестве введения в естественные науки и обобщающего школьного предмета последовательно выступали курсы: «Естествознание», «Природоведение» и «Окружающий мир».

Точные науки науки, основанные на математике.

Социально-гуманитарные науки – изучают человека и его взаимодействие с обществом. (социология, этика, история, политология).

Фундаментальные науки — это область познания, занимающаяся теоретическими и экспериментальными научными исследованиями основополагающих явлений природы – феноменов, которых только способен постичь разум человека. Её цель – поиск закономерностей, отвечающих за форму, строение, состав, структуру и свойства явлений природы, протекание и развитие обусловленных ими процессов. Фундаментальная наука затрагивает базовые принципы философского мировоззрения и миропонимания, что включает в себя как гуманитарные, так и естественнонаучные дисциплины, и служит расширению теоретических, концептуальных представлений об окружающем мире, о мироздании как таковом во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальное.

У.: Каждому ученому, изображенному на вашей карточке, найдите место на схеме, определив предметную область деятельности данного ученого.

У.: Я перечисляю имена ученых, а представители команд называют предметную область деятельности ученого. Ломоносов, Менделеев, Флоренский, Королев, Семенов-Тян-Шанский, Ушинский, Павлов, Попов, Курчатов, Ключевский, Войно-Ясенецкий, Вавилов.

Из предложенных портретов выберите ученых, являющихся представителями фундаментальных наук и подпишите их имена.

Д.:. Учащиеся работают с рабочим листом, выполняют 3 задание (балл получает та команда, которая первой справится с данным заданием)

У. У каждой команды есть текст о российском ученом. (Ломоносов, Королев, Флоренский) Нужно прочитать текст. Составить вопросы к тексту и подготовить пересказ. Поменяться ответственными представителями в командах (1-2,3-4,5-6) для пересказа и ответов на вопросы.

У.: Проблемный вопрос: почему фундаментальные науки не могли зародится в античности?

Д.: – Отношение к природе как к чему-то божественному, как к самостоятельно сущему, некоторая сакрализация природы является одной из причин того, почему в античности принципиально не могла появиться наука. Для формирования науки необходимы были коренные изменения в мировоззрении, которые и принесло христианство в 17 веке.

У.: – Давайте сформулируем постулаты науки.

Д.: – 1. Мир реально существует независимо от сознания человека.

2. Мир познаваем, т.к. он закономерно устроен.

3. Природа едина, т.е. всё в ней взаимосвязано.

У.: – Верно. И человек очень мудро устроен: он наделен разумом, чтобы понимать этот мир, и пятью органами чувств, чтобы познавать этот мир.

Проблемный вопрос: Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского? Достоевский в романе «Бесы» писал: «Наука без Бога – это полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, неизвестный до этого столетия».

Д.: – Факт наличия огромного числа крупнейших ученых, верующих в Бога и во Христа, является самым убедительным доказательством того, что наука является духовной составляющей прогресса человечества и не противоречит религии.

У.: – Верно. Используя карточки, подтвердите свое утверждение. Представители каждой команды, переворачивая карточки с описанием отношения ученого к Богу, зачитывают цитаты.

Д.: – Беккерель (открыл радиоактивность) писал: Именно мои работы привели меня к Богу и вере.

– Галилео Галилей (основоположник физики как науки): Библия учит не как устроено небо, а как взойти на небо.

– Ломоносов (ученый-энциклопедист, открыл атмосферу на Венере): Наука не доказывает, а указывает на существование Бога. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величие, в другой Свою волю. Первая книга – видимый мир, им созданный, чтобы человек, смотря на величие, красоту и стройность его частей признавал Божественное всемогущество, по мере дарованного ему понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано благоволение Спасителя к нашему спасению. Наука и вера суть две сестры родные, двери одного Всевышнего Родителя.

– Циолковский (основоположник теории межпланетных сообщений): Бог есть причина всех явлений, причина вещества и всех его законов.

У.: – В чем сходство науки и религии?

Д.: – Религия и наука нисколько не исключают друг друга, а, наоборот, согласуются и друг друга дополняют. «Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога, – говорит великий ученый Макс Планк, получивший Нобелевскую премию по физике, – для первой (религии) Бог стоит в начале, для второй (науки) – в конце всего мышления. Для религии он представляет фундамент, для науки – венец разработки миросозерцания».

У.: – В силу единства духовной и физической природ в человеке взаимосвязь религиозного и научного знания естественна и необходима, особенно в настоящее время, для обеспечения той нормальной гармонической жизни, к которой стремится человечество. В религии, в вере заложены высокие нравственные принципы, без которых наука зачастую вырождается в псевдонауку. Верующий ученый не будет лгать, извращать истину во имя неких корыстных целей. Вера отвращает его от подобных аморальных поступков. Безрелигиозность, воинствующее безбожие, атеизм ведут в конечном итоге к аморализму, порождают безнравственное отношение к науке.

У.: – А в чем различие науки и религии?

Д.: – Религия и наука – это две принципиально разные области человеческой жизнедеятельности.

– У религии и науки разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Уже по этой причине они не могут противостоять друг другу.

– Наука и религия несопоставимы, как километр и килограмм. Каждая из них занимается своей стороной жизни человека и мира. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не опровергать друг друга.

У. – Действительно, вы правы. И «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». О самой важной истине религии бытии Бога – наука ничего отрицательного сказать не может. Однако ее развитие говорит за то, что она приближает мысль человека-ученого к Богу и тем все более становится союзницей религии. Об этом свидетельствует и христианское убеждение очень многих современных ученых.

5. Закрепление

У: – Давайте посмотрим на сколько вы усвоили новый материал. Ответьте на вопросы:

1. Дайте понятие термину наука?

2. С какими учеными мы сегодня познакомились?

3. Какие выдающиеся открытия они сделали?

4. Почему наука является источником социального и духовного прогресса общества

5. Найдите пропущенное слово в тексте: Наука может раздолбить скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить жестокое черствое _____ ей не дано. Наука бессильна против нравственного зла (Феофан Затворник).

6. Разгадайте кроссворд (см. рабочий лист).

7. Прочитайте высказывание и объясните его смысл (одно высказывание на команду):

1) «Научное познание мира – это производная от религии» (д.н. В.П. Лега).

2) «Ты все расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11:21).

3) «Небеса проповедают славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).

4) «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассмотрение творений видимы» (Рим. 1:20).

5) «Наука начинается с тех пор, как стали измерять, точная наука немыслима без меры» (Д.И. Менделеев).

6) «Наука есть познание Творца путем познания Его творения (Антоний Сурожский).

6.Рефлексия

У.: – Составьте синквейн.

Д.: Каждая команда по строчке зачитывает синквейн.

Наука

Российская, всеобъемлющая

прославляет, помогает, объясняет
открывает премудрость Творца
Слава великим ученым России!


У.: – В завершении все вместе давайте прочтем стихотворение:

Наука есть жизнь и развитие людей,
Великая сила идей и открытия.
Загадки природы и тайны морей.
Пусть факты реальны -
                необъяснимы события.

Всё в мире волнует и манит всегда,
К раздумьям великим людей привлекает,
Исследовать космос, открыть города,
Невольно науку развить помогает.

Сколько талантов Россия растила:
Менделеев, Капица, Королёв и Попов.
Как много открытий сделано было!
Немало в стране нашей светлых умов!

Наука и дальше должна развиваться.
Обязаны мы продолжать этот путь.
Для жизни народа нам нужно стараться,
Стала понятнее бы знания суть!

И много открытий ещё впереди.
В мире немало гипотез, исканий...
Попробуй науке себя посвяти,
Внеси вклад в развитие научных познаний!

7. Итог урока. Домашнее задание.

1. Учитель отмечает одну команду, которая собрала самое большое количество баллов, выполняя задания квиза.

2. Домашнее задание: написать сочинение-размышление. Представь себя ученым. Что важного и необходимого ты изобрел бы для общества?

Литература

  1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). – М., 2010, 448 с.

  2. Ф.М. Достоевский Бесы // Собрание сочинений в пятнадцати томах. – Л., 1990, т.7, 847 с.

  3. Свт. Филарет (Дроздов), митрополит. Собрание мнений и отзывов. М., 1887, т.5 ч.1, 498 с.

  4. Г.А. Калябин. Наука как подтверждение библейского учения о творении. – Самара, 2001, 64 с.

  5. Л.П. Карсавин. Апологетический этюд // Малые сочинения – СПб., 1994, 532 с.

  6. А.Ю. Костенко Ученые-физики о вере и науке- Самара, 2003, 100 с.

  7. С.В. Кривовичев, иерей. Православие и естественные науки – М., 2022, Издательский дом «Познание», 422 с.

  8. С.Н. Ляшевский, прот. Библия и наука о сотворении мира – М., 1999, 192 с.

  9. Непознанный мир веры (сборник) – М., 1999, 192 с. 432 с.

  10. М. Планк. Доклад, прочитанный в мае 1937 года в Дерптском университете. // Вопросы философии, 1990, № 8.

  11. К.Д. Ушинский. Моя система воспитания. О нравственности. – М., 2018, с. 223, 576 с.

  12. A.Compton. Commenting on the first verse of the Bible.// Chicago Daily News. – 1936. – 12 apr.

Список источников:

  1. Интернет-ресурс: http://binom-press.ru/books_1/na_dosuge/vel_fizika_frag.pdf (Дата обращения: 18.07.2019, 14:59)

  2. Интернет-ресурс: https://multiurok.ru/files/uchenye-fiziki-o-vere-i-nauke.html

  3. Интернет-ресурс: https://www.pravoslavie.ru/put/biblio/kaliabin/vp1.htm

  4. www,svod.su Дмитрий Сухоруков. Настольная игра «Наука и вера»

  5. В.П. Лега. Учение в отношении веры и разума (лекция). DVD-диск.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!