Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Классическая гимназия N 54 «Воскресение г.о. Самара»
Методическая разработка урока по курсу ОДНКНР
По теме: «Выдающиеся ученые России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества»
(6 класс)
Костенко Анна Юрьевна
учитель ОДНКНР и ОРКСЭ
Самара
2024 год
Тема: Выдающиеся ученые России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества
Предмет: ОДНКНР.
Класс: 6
Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок-квиз (квиз-командная игра в рамках единой тематики, в которой участники отвечают на вопросы, соревнуясь между собой).
Методы: иллюстративно-репродуктивный.
Технологии обучения:
– технология проблемно-диалогического обучения;
– игровая технология;
Цель урока:
ввести понятие «наука», показать связь науки и религии, познакомить обучающихся с выдающимися учеными России и местом веры в Бога в их мировоззрении, изучить открытия, которыми прославились ученые, рассказать о важности открытий для человечества.
Задачи урока:
Образовательные:
– ввести понятие «наука»;
– уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, проследить её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
– назвать имена выдающихся учёных России;
– обосновать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;
– характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;
– обосновать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий, понимать связь религии и науки и их роль в единой картине мира.
Воспитательные:
– воспитать уважительное и бережное отношение к историческому и культурному наследию России.
Развивающие:
– способствовать обучению учащихся новым знаниям в области науки.
Коммуникативно-личностные:
– доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– формировать коммуникативные качества личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Познавательные:
– ориентироваться в своей системе знаний;
– извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Регулятивные:
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
– после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
– прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
– сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
– выполнять корректировку своей деятельности.
Ожидаемый результат: в ходе урока-игры учащиеся расширят свой кругозор, повысят эрудицию, примеры достижений ученых вдохновят учащихся на личные успехи и победы; в процессе урока будет формироваться уважительное и бережное отношения к историческому и культурному наследию России, учащиеся научатся обосновывать важность морали и нравственности в науке, понимать связь религии и науки и их роль в единой картине мира
Оборудование: доска, компьютер, презентация
Дидактическое обеспечение: рабочий лист, настольная игра «Наука и вера», текст о ученом, текст стихотворения
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
У.: Психологический настрой
– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. К вам на урок я пришла с хорошим, добрым настроением и хочу, чтобы моё настроение передалось вам. Давайте попробуем создать на уроке атмосферу доброты, взаимопонимания и уважения. Сегодня на уроке мы будем работать в командах. Давайте вспомним правила поведения при работе в командах.
Д.: Выбор капитана команды, умение капитана распределять роль каждого ученика в группе, внимательно читать задание, при обсуждении задания выслушивать мнение каждого, не перебивать говорящего.
У.: Самоопределение к деятельности (6 команд)
– Дорогие ребята! Прошу вас ответить на вопрос:за сколько временных периодов Бог сотворил мир?
Д.: Ученики отвечают на вопрос молча, самостоятельно организуясь в 6 команд: познавательная, мировоззренческая, прогностическая, производственная, культурная, социальная.
2. Актуализация знаний
У.: Давайте проверим готовность команд! На столе у каждого находится игровое поле. Каждая команда внимательно знакомится с сюжетами на игровых полях и заполняет поле карточками с изображением ученых в соответствии с иллюстрациями на игровом поле.
У.: – Как вы думаете, о чём на сегодняшнем уроке мы будем говорить?
Право ответить на опрос получает та команда, которая первой заполнила игровое поле.
Д.: – О науке! (учащиеся разгадывают первый ребус и записывают отгаданное слово в рабочий лист, читают определение науки).
У.: Давайте сформулируем тему урока вместе. Для этого на игровом поле оставьте карточки только с именами тех ученых, речь о которых идет во втором ребусе.
Д.: – Мы будем говорить сегодня о выдающихся ученых России.
У.: – И, конечно же, о науке как источнике социального и духовного прогресса человечества.
3.Формулировка цели урока:
У.: – Давайте сформулируем цель урока.
Д.: – Цель урока: Познакомиться с выдающимися учеными России и их открытиями.
У.: – Сегодня на уроке мы должны познакомиться с выдающимися учеными России и местом веры в Бога в мировоззрении ученых, изучить открытия, которыми прославились ученые, рассказать о важности открытий для всего человечества, ввести понятие «наука», показать связь науки и религии
4. Открытие новых знаний
У.: – Давайте назовем имена Российских ученых (можно пользоваться карточками).
Д.: – П.А. Флоренский, Н.Н. Боголюбов, В.В. Черная, К.Д. Ушинский, Л.Ф. Магницкий, А.А. Ухтомский (учащиеся перечисляют имена ученых, побеждает та команда, которая назовет самое большое количество ученых).
У.: - Каждый из названных вами ученых безусловно является представителем одной из областей науки. Давайте сформулируем определение науки и подумаем, какие бывают науки?
Д.: Точные, естественные, социально-гуманитарные, фундаментальные науки. Учащиеся работают с рабочим листом, выполняя 2 задание (балл получает та команда, которая первой справится с данным заданием).
У.: Резюме
Естественные науки – это науки, изучающие природу, ее явления, объекты и процессы. Множество отраслей естественных наук объединено в систему наук — естествознание.
Естественные науки, как современные научные направления, сформировались в XIX веке, они пришли на смену «естественной истории» и «естествознанию». К естественным наукам относят разделы, отвечающие за изучение природных явлений, в отличие от гуманитарных и общественных наук, изучающих человеческое общество.
В России в качестве введения в естественные науки и обобщающего школьного предмета последовательно выступали курсы: «Естествознание», «Природоведение» и «Окружающий мир».
Точные науки – науки, основанные на математике.
Социально-гуманитарные науки – изучают человека и его взаимодействие с обществом. (социология, этика, история, политология).
Фундаментальные науки — это область познания, занимающаяся теоретическими и экспериментальными научными исследованиями основополагающих явлений природы – феноменов, которых только способен постичь разум человека. Её цель – поиск закономерностей, отвечающих за форму, строение, состав, структуру и свойства явлений природы, протекание и развитие обусловленных ими процессов. Фундаментальная наука затрагивает базовые принципы философского мировоззрения и миропонимания, что включает в себя как гуманитарные, так и естественнонаучные дисциплины, и служит расширению теоретических, концептуальных представлений об окружающем мире, о мироздании как таковом во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальное.
У.: – Каждому ученому, изображенному на вашей карточке, найдите место на схеме, определив предметную область деятельности данного ученого.
У.: – Я перечисляю имена ученых, а представители команд называют предметную область деятельности ученого. Ломоносов, Менделеев, Флоренский, Королев, Семенов-Тян-Шанский, Ушинский, Павлов, Попов, Курчатов, Ключевский, Войно-Ясенецкий, Вавилов.
Из предложенных портретов выберите ученых, являющихся представителями фундаментальных наук и подпишите их имена.
Д.:. Учащиеся работают с рабочим листом, выполняют 3 задание (балл получает та команда, которая первой справится с данным заданием)
У. У каждой команды есть текст о российском ученом. (Ломоносов, Королев, Флоренский) Нужно прочитать текст. Составить вопросы к тексту и подготовить пересказ. Поменяться ответственными представителями в командах (1-2,3-4,5-6) для пересказа и ответов на вопросы.
У.: – Проблемный вопрос: почему фундаментальные науки не могли зародится в античности?
Д.: – Отношение к природе как к чему-то божественному, как к самостоятельно сущему, некоторая сакрализация природы является одной из причин того, почему в античности принципиально не могла появиться наука. Для формирования науки необходимы были коренные изменения в мировоззрении, которые и принесло христианство в 17 веке.
У.: – Давайте сформулируем постулаты науки.
Д.: – 1. Мир реально существует независимо от сознания человека.
2. Мир познаваем, т.к. он закономерно устроен.
3. Природа едина, т.е. всё в ней взаимосвязано.
У.: – Верно. И человек очень мудро устроен: он наделен разумом, чтобы понимать этот мир, и пятью органами чувств, чтобы познавать этот мир.
Проблемный вопрос: Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского? Достоевский в романе «Бесы» писал: «Наука без Бога – это полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, неизвестный до этого столетия».
Д.: – Факт наличия огромного числа крупнейших ученых, верующих в Бога и во Христа, является самым убедительным доказательством того, что наука является духовной составляющей прогресса человечества и не противоречит религии.
У.: – Верно. Используя карточки, подтвердите свое утверждение. Представители каждой команды, переворачивая карточки с описанием отношения ученого к Богу, зачитывают цитаты.
Д.: – Беккерель (открыл радиоактивность) писал: Именно мои работы привели меня к Богу и вере.
– Галилео Галилей (основоположник физики как науки): Библия учит не как устроено небо, а как взойти на небо.
– Ломоносов (ученый-энциклопедист, открыл атмосферу на Венере): Наука не доказывает, а указывает на существование Бога. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величие, в другой Свою волю. Первая книга – видимый мир, им созданный, чтобы человек, смотря на величие, красоту и стройность его частей признавал Божественное всемогущество, по мере дарованного ему понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано благоволение Спасителя к нашему спасению. Наука и вера суть две сестры родные, двери одного Всевышнего Родителя.
– Циолковский (основоположник теории межпланетных сообщений): Бог есть причина всех явлений, причина вещества и всех его законов.
У.: – В чем сходство науки и религии?
Д.: – Религия и наука нисколько не исключают друг друга, а, наоборот, согласуются и друг друга дополняют. «Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога, – говорит великий ученый Макс Планк, получивший Нобелевскую премию по физике, – для первой (религии) Бог стоит в начале, для второй (науки) – в конце всего мышления. Для религии он представляет фундамент, для науки – венец разработки миросозерцания».
У.: – В силу единства духовной и физической природ в человеке взаимосвязь религиозного и научного знания естественна и необходима, особенно в настоящее время, для обеспечения той нормальной гармонической жизни, к которой стремится человечество. В религии, в вере заложены высокие нравственные принципы, без которых наука зачастую вырождается в псевдонауку. Верующий ученый не будет лгать, извращать истину во имя неких корыстных целей. Вера отвращает его от подобных аморальных поступков. Безрелигиозность, воинствующее безбожие, атеизм ведут в конечном итоге к аморализму, порождают безнравственное отношение к науке.
У.: – А в чем различие науки и религии?
Д.: – Религия и наука – это две принципиально разные области человеческой жизнедеятельности.
– У религии и науки разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Уже по этой причине они не могут противостоять друг другу.
– Наука и религия несопоставимы, как километр и килограмм. Каждая из них занимается своей стороной жизни человека и мира. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не опровергать друг друга.
У. – Действительно, вы правы. И «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». О самой важной истине религии – бытии Бога – наука ничего отрицательного сказать не может. Однако ее развитие говорит за то, что она приближает мысль человека-ученого к Богу и тем все более становится союзницей религии. Об этом свидетельствует и христианское убеждение очень многих современных ученых.
5. Закрепление
У: – Давайте посмотрим на сколько вы усвоили новый материал. Ответьте на вопросы:
1. Дайте понятие термину наука?
2. С какими учеными мы сегодня познакомились?
3. Какие выдающиеся открытия они сделали?
4. Почему наука является источником социального и духовного прогресса общества
5. Найдите пропущенное слово в тексте: Наука может раздолбить скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить жестокое черствое _____ ей не дано. Наука бессильна против нравственного зла (Феофан Затворник).
6. Разгадайте кроссворд (см. рабочий лист).
7. Прочитайте высказывание и объясните его смысл (одно высказывание на команду):
1) «Научное познание мира – это производная от религии» (д.н. В.П. Лега).
2) «Ты все расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11:21).
3) «Небеса проповедают славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).
4) «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассмотрение творений видимы» (Рим. 1:20).
5) «Наука начинается с тех пор, как стали измерять, точная наука немыслима без меры» (Д.И. Менделеев).
6) «Наука есть познание Творца путем познания Его творения (Антоний Сурожский).
6.Рефлексия
У.: – Составьте синквейн.
Д.: Каждая команда по строчке зачитывает синквейн.
Наука
Российская, всеобъемлющая
прославляет, помогает, объясняет
открывает премудрость Творца
Слава великим ученым России!
У.: – В завершении все вместе давайте прочтем стихотворение:
Наука есть жизнь и развитие людей,
Великая сила идей и открытия.
Загадки природы и тайны морей.
Пусть факты реальны -
необъяснимы события.
Всё в мире волнует и манит всегда,
К раздумьям великим людей привлекает,
Исследовать космос, открыть города,
Невольно науку развить помогает.
Сколько талантов Россия растила:
Менделеев, Капица, Королёв и Попов.
Как много открытий сделано было!
Немало в стране нашей светлых умов!
Наука и дальше должна развиваться.
Обязаны мы продолжать этот путь.
Для жизни народа нам нужно стараться,
Стала понятнее бы знания суть!
И много открытий ещё впереди.
В мире немало гипотез, исканий...
Попробуй науке себя посвяти,
Внеси вклад в развитие научных познаний!
7. Итог урока. Домашнее задание.
1. Учитель отмечает одну команду, которая собрала самое большое количество баллов, выполняя задания квиза.
2. Домашнее задание: написать сочинение-размышление. Представь себя ученым. Что важного и необходимого ты изобрел бы для общества?
Литература
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). – М., 2010, 448 с.
Ф.М. Достоевский Бесы // Собрание сочинений в пятнадцати томах. – Л., 1990, т.7, 847 с.
Свт. Филарет (Дроздов), митрополит. Собрание мнений и отзывов. М., 1887, т.5 ч.1, 498 с.
Г.А. Калябин. Наука как подтверждение библейского учения о творении. – Самара, 2001, 64 с.
Л.П. Карсавин. Апологетический этюд // Малые сочинения – СПб., 1994, 532 с.
А.Ю. Костенко Ученые-физики о вере и науке- Самара, 2003, 100 с.
С.В. Кривовичев, иерей. Православие и естественные науки – М., 2022, Издательский дом «Познание», 422 с.
С.Н. Ляшевский, прот. Библия и наука о сотворении мира – М., 1999, 192 с.
Непознанный мир веры (сборник) – М., 1999, 192 с. 432 с.
М. Планк. Доклад, прочитанный в мае 1937 года в Дерптском университете. // Вопросы философии, 1990, № 8.
К.Д. Ушинский. Моя система воспитания. О нравственности. – М., 2018, с. 223, 576 с.
A.Compton. Commenting on the first verse of the Bible.// Chicago Daily News. – 1936. – 12 apr.
Список источников:
Интернет-ресурс: http://binom-press.ru/books_1/na_dosuge/vel_fizika_frag.pdf (Дата обращения: 18.07.2019, 14:59)
Интернет-ресурс: https://multiurok.ru/files/uchenye-fiziki-o-vere-i-nauke.html
Интернет-ресурс: https://www.pravoslavie.ru/put/biblio/kaliabin/vp1.htm
www,svod.su Дмитрий Сухоруков. Настольная игра «Наука и вера»
В.П. Лега. Учение в отношении веры и разума (лекция). DVD-диск.