ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством общения |
Здравствуйте, ребята. - Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением. - Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам. - Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое. - Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным. -Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам. Присаживайтесь. Сегодня на урок к нам пришли гости из других школ нашего района. | Приветствуют учителя и гостей. | ЛИЧНОСТНЫЕ УУД. - Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: - Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем - Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Давайте проверим, готовы ли у нас тетради? Учебники? Пеналы? | Проверяют свою готовность к уроку. |
Молодцы, ребята, я надеюсь, что на уроке вы будете активными и внимательными. | |
Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знаниякомпонентов действия вычитания |
Ребята, посмотрите у нас сегодня ещё один гость. Вы узнали его? Кто это? Верно, это Дракоша из учи.ру. Он вам знаком. Мы первые по школе на учи.ру за последние 2 месяца. Он желает поработать с вами на уроке. Посмотрите на край стола, перед вами лежат карточки. Дракоша предлагает игру «Назови соседа». Вам необходимо подобрать соседей к числам, чтобы получить числа, взятые в кружок. Работайте в паре. Кто желает поработать у доски? | Выполняют задания по карточкам | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1.Развивать умение выполнять письменно арифметические действия с числами МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. регулятивные: - Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу познавательные: - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
| |
Кто справится с заданием – поднимает руку. | |
Давайте же проверим правильность выполнения задания. При верном ответе один раз хлопаете в ладоши. | |
Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы), построению плана достижения цели. |
| ЛИЧНОСТНЫЕ УУД. - Способствовать овладению основами логического и алгоритмического мышления, математической речи - Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: регулятивные: - Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу познавательные: - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме - Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) развивать умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10; 2) Развивать умение выполнять письменно арифметические действия с числами; |
Ребята, взгляните на доску. Что на ней? | - Два примера. |
Дракоша предлагает решить их: 8-4= 9-4= | Решают. |
Какие ответы получились в этих примерах? | - 4 и 5. |
|
А теперь он просит объяснить как решаются эти примеры. Можем ли мы ему объяснить, как их решить? | Затрудняются. |
Почему мы затрудняемся в этом? | - Потому что мы еще не знаем, как вычитать из чисел 8 и 9. |
|
А нужно ли нам это знать? | - Да. |
А для чего? | - Чтобы грамотно считать и не допускать ошибок при счете. |
Тогда давайте поставим цель нашего урока. | - Мы будем учиться вычитать из чисел 8 и 9. |
Соответственно тема нашего урока? | Вычитание из чисел 8,9. |
А вычитали ли вы раньше из других чисел? Как? | - Да. Мы составляли пример на сложение и вычитали из суммы одно из слагаемых, чтобы проверить, верно мы решили или нет. |
Пригодятся ли нам эти знания? | - Да. |
Хорошо, ребята. Раз так, то скорее приступим! | |
Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы и/или организовать подводящий диалог. |
Подводящий диалог | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) развивать умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10; 2) Развивать умение выполнять письменно арифметические действия с числами; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. регулятивные: - Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу - Развивать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения - Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем познавательные: - Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач - Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Ребята, давайте же обратимся за помощью к нашему верному напарнику – учебнику. Откройте учебник на страницу 32 и посмотрите, что изображено в верхней части страницы, до №1. | Таблички-домики. |
Эти таблицы позволят нам научится выполнять вычитание из чисел 8 и 9? | - Да. |
Рассмотрите внимательно таблицу с числом 8. Что в ней находится? | - Само число 8, а так же составы этого числа. |
Верно, это числа, сложив которые, мы можем получить число 8. А можем ли мы получить одно из этих чисел? Каким образом? | - Если мы вычтем одно число из числа восемь, то получим неизвестное число. |
Давайте рассмотрим первый пример: 8-7=1. Что такое число 8 в этом примере? | - Это сумма 7 и 1. |
Верно, ребята, проговорим этот пример-помощник: 7+1=8. Выходит, если мы вычтем из этой суммы слагаемое 7, то какое число получим? | - Второе слагаемое 1. |
Решали ли мы раньше такие примеры? | Да, мы вычитали различные числа из 6 и 7 таким способом. |
Можем ли мы опираться на наши знания теперь при изучении этой темы? | - Да. |
Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания. |
Молодцы. Давайте проанализируем остальные примеры. Открываем тетради, там, где у вас точка, записываем число и прописываем правильно цифры 8 и 9. Кто хочет выйти к доске? | Выполняют задание, один ученик выходит к доске. | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) развивать умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10; 2) Развивать умение выполнять письменно арифметические действия с числами; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. регулятивные: - Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме познавательные: - Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме -Развивать умение использовать знаково-символические средства для решения задач 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Записываем в тетради следующий пример: 8-6. Как мы вычислим ответ? | - Нужно найти второе число, к которому, если прибавить 6, мы найдем 8. |
Какое это число? Оно будет ответом на наш пример? | - Это число 2. Да. |
Записываем в тетради следующий пример: 8-5. Как мы вычислим ответ? | - Нужно найти второе число, к которому, если прибавить 6, мы найдем 8. |
Какое это число? Оно будет ответом на наш пример? | - Это число 3. Да. |
Записываем в тетради следующий пример: 8-4. Как мы вычислим ответ? | - Нужно найти второе число, к которому, если прибавить 4, мы найдем 8. |
Какое это число? Оно будет ответом на наш пример? | - Это число 4. Да. |
Предлагаю вашему вниманию видеоматериал из РЭШ. Урок №38. Основная часть | |
Сделаем вывод, как вы выполнили вычитание различных чисел из числа 8? | Опирались на знание состава числа 8 и использовали правило «Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое». |
Давайте взглянем на соседнюю табличку с числом девять и решим первый пример: 9-8. Как мы найдем ответ? | - Девять – это сумма числа 8 и 1. Если из суммы вычесть слагаемое 8, то мы получим 1. |
Хорошо, ребята. Так же мы решим и второй пример: 9-7. | - Девять – это сумма чисел 7 и 2. Если из суммы вычесть слагаемое 7, то мы получим 2. |
А теперь взгляните на 3 пример. В домике не указано второго числа, давайте подумаем и найдем его сами. Как мы будем рассуждать? Какое число нужно прибавить к 6, чтобы получить 9? | - 3. |
Тогда девять – это сумма каких чисел? | - 6 и 3. |
Что нужно сделать, чтобы найти ответ на пример 9-6? | - Если 9 – это сумма чисел 6 и 3, то если вычесть из девяти слагаемое 6, то получим 3. |
А теперь объясните решение 4го примера. В домике не указано второе числа, давайте подумаем и найдем его сами. Как мы будем рассуждать? Какое число нужно прибавить к 4, чтобы получить 9? | 5 Если 9 – это сумма чисел 4и 5, то если вычесть из девяти слагаемое4, то получим 5. |
Молодцы, ребята. Чем мы сейчас с вами занимались? | - Учились вычитать различные числа из 8 и 9. |
Как мы это с вами делали? | - С помощью знания о составе числа. |
Предлагаю вашему вниманию видеоматериал из РЭШ. Урок №39. Основная часть | |
Сделаем вывод, как вы выполнили вычитание различных чисел из числа 9? | Опирались на знание состава числа 9 и использовали правило «Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое». |
Что мы с вами будем делать теперь? | - Потренируемся с новыми примерами и закрепим наши знания. |
Физминутка Разминка с Дракошей Цель: активное изменение деятельности детей, снятие утомления и напряжения, внесение эмоционального заряда. Дракоша рано наш встаёт, Делает зарядку. Руки в стороны, вперёд, Вверх, на пояс, повороты: Влево, вправо, влево, вправо, Смело взялся он за дело. |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового знания с проговариванием решения вслух.) |
Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков Цель. Организовать закрепление нового знания в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях. выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока; выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков. |
Молодцы. Какой же урок математики без задачи? Дракоша предлагает вам решить 2 задачи. Составьте задачу по рисунку. Анализ текста задачи О чем говорится в данной задаче? Повторите условие задачи. Повторите вопрос задачи. Как на схеме показать лопнувшие шары? Поиск решения задачи Что известно в задаче? Что нам нужно найти? Каким действием будем решать задачу? Почему? Решение А теперь запишем решение задачи и найдем ответ нашей задачи. Молодцы, решили задачу. Аналогично выполняется решение другой задачи (учи.ру. Вычитаем из 9.) Составьте задачу по рисунку. Анализ текста задачи О чем говорится в данной задаче? Повторите условие задачи. Повторите вопрос задачи. Как на схеме показать покинувших гнёзда птиц? Поиск решения задачи Что известно в задаче? Что нам нужно найти? Каким действием будем решать задачу? Почему? Решение А теперь запишем решение задачи и найдем ответ нашей задачи. Молодцы, решили задачу. | Выполняют задание фронтально. Составляют задачу. В задаче говорится о шарах. Было – 8 шаров Лопнули -4 шара Осталось - ? Сколько шаров осталось? Вычитанием. 8-4=4 (ш.) Ответ: 4 шара осталось. В задаче говорится о птицах. Было – 9 птиц Улетели - 3 птицы Осталось - ? Сколько птиц осталось в гнёздах? Вычитанием. 9-3=6 (ш.) Ответ: 6 птиц осталось. | ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. регулятивные: - Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем познавательные: - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) развивать умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10; 2) Развивать умение выполнять письменно арифметические действия с числами; 3) Развивать умение устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; 4) Учить составлять краткую запись к задаче; |
Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
Ребята, а сейчас Дракоша предлагает вам выполнить 2 тренировочных задания № 4 (урок №38) и № 7 (урок №39) с РЭШ. Вы будете работать самостоятельно. Работайте вдумчиво, не отвлекайтесь. Возьмите карточку №2 и красным карандашом выделите правильный ответ или ответы. | Выполняют задание самостоятельно. | ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. регулятивные: - Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем познавательные: - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) развивать умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10; 2) Развивать умение выполнять письменно арифметические действия с числами; |
Проверка А теперь Дракоша предлагает проверить эти задания. Выходим к доске по одному и выделяем правильный пример. Сверяем, так ли у вас. Ребята, поднимите руки те, у кого всё правильно? Кто допустил ошибку? Кому не хватило времени? Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Чтобы быстрее и лучше решать такие примеры, что мы можем себе посоветовать? | - Чаще решать примеры. |
Переверните карточку на другую сторону и выполните другое задание от Дракоши. Составьте пары: пример – ответ | | |
Проверка А теперь Дракоша предлагает проверить эти задания. Выходим к доске по одному и составим пары: пример - ответ. Сверяем, так ли у вас. Ребята, поднимите руки те, у кого всё правильно? Кто допустил ошибку? Кому не хватило времени? Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Чтобы быстрее и лучше решать такие примеры, что мы можем себе посоветовать? | | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа: фиксирование нового содержания; соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально); планирование цели дальнейшей деятельности. |
| ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. регулятивные: - Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем познавательные: - Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме коммуникативные: - Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Итак, вот и подошел к концу наш урок. Чему учились? | Учились вычитать из 9 и 8, вспоминали состав чисел, решали задачи |
Что вам показалось интересным? Трудным? | … |
|
Какую цель мы ставили в начале урока? | Научиться вычитать различные числа из чисел 8 и 9. |
Мы достигли данной цели? (Научились ли мы этому?) Как достигли? | Да. |
|
А теперь взгляните на карточки на ваших столах. Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик и положите в корзинку Дракоши. Я доволен своей работой. У меня всё получилось! Испытывал затруднения. У меня не всё получилось. Мне нужна помощь. | |
|
Нужно ли нам продолжать работать над решением примеров и задач? Тогда чем мы займемся на следующем уроке? | Да. Будем углублять свои знания в области решения примеров и задач |
Урок окончен |