СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выборы в демократическом обществе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выборы в демократическом обществе»


ГКОУ РД «Ибрагимотарская СОШ Тляратинского района».


Открытый урок


по обществознанию в 10 классе

по теме: «Выборы в демократическом обществе».


Методическая разработка педагогического опыта





Автор: Омарова З.М.

учитель обществознания,

первая квалификационная категория






























Цели урока.

1. Обучающие:

-познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.

2. Развивающие:

-развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, работы с понятийным аппаратом;

-увидеть, что через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса;

-понять, что демократия – сложный процесс, требующий понимания важности роли выборов в демократическом обществе;

-сформировать некоторые практические навыки участия в выборах и организации избирательного процесса.

3. Воспитательные:

-осознать важность права голоса для каждого гражданина демократического государства.

Тип урока: урок изучения нового материала (2 часа).

Технология урока: урок с элементами интерактивной технологии.

План урока:

1) Роль выборов в жизни людей.

2) Демократические выборы – принципы и условия.

3) Типы избирательных систем.

4) Избирательная пассивность и ее причины.

5) Система выборов в РФ.

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке:

  • Каким образом граждане в демократическом обществе могут повлиять

  • на государство?

  • Что такое право голоса и кому оно принадлежит?

  • Как Вы относитесь к позиции неучастия в выборах?

  • Какие знания необходимы избирателю?

  • Какова роль средств массовой информации в подготовке и

  • проведении выборов?

  • В чем состоит прямая и представительная демократия?

  • Как осуществляется процесс голосования?

  • Какова избирательная система современной России?

Словарь урока: Активное избирательное право, пассивное избирательное право, политический блок, выборы, парламент, парламентаризм, избирательные системы, референдум, электорат, избирательный ценз.

Основные этапы урока:

Формы и методы

Ожидаемые результаты

Формы контроля и оценивания

1.Мотивация.3мин.

Мозговой штурм.

Учащиеся выделяют основную проблему, высказывают собственные взгляды по поставленным вопросам.

Активность участия в работе.

2. Постановка проблем.5 мин.

Анализ политической речи. Сравнение документов. Работа в малых группах.

Ставится проблема соотношения политического лидерства и ситуации политических выборов.

Широта мышления, умение находить общее и различия.

3. Работа с понятиями.10 мин.

Учащиеся определяют основные понятия темы

Точность формулировок. Навыки устного выступления.

4. Обсуждение основной проблемы.10 мин.

Работа в группах. Дискуссия. Работа с текстом учебника.

Учащиеся знакомятся с избирательными цензами и определяют принципы демократических выборов.

Умение работать с текстом, выделение главного, точность аргументации, соответствие примеров выдвинутым положениям.

5. Работа с документом.

12 мин.

Анализ текста, ответы на поставленные вопросы, общее обсуждение.

Учащиеся знакомятся с различными подходами к избирательному процессу, анализируют документы, отвечают на поставленные вопросы.

Умение анализировать документ, точность ответов на вопросы.

6. Виды избирательных систем.

11 мин.

Лекция преподавателя. Дискуссия.

Учащиеся знакомятся с различными видами избирательных систем и обсуждают сложные вопросы, связанные с выборами.

Умение аргументировать свой ответ и приводить яркие примеры.

7.Ролевая игра с элементами дискуссии. 8 мин.


Учащиеся определяют возможные причины неучастия граждан в выборах

Навыки устного выступления, анализ ситуации

8. Применение полученных знаний.

19 мин.

Анализ ситуаций

Учащиеся на основе ситуаций высказывают собственное мнение и отношение к выборам и их организации

Умение анализировать и аргументировать собственную позицию

9. Ролевая игра «Выборы».

19 мин.

Ролевая игра

Учащиеся на практике знакомятся с ходом избирательного процесса и основными процедурами.

Умение применить полученные знания в практической деятельности.

10.Рефлексия.

3 мин.

Ход урока.

1. Основные понятия темы:

Абсентеизм  уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти и т.п.

Блок политический - объединение государств, партий, общественно-политических организаций, имеющих общие цели, форма политического объединения государств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политических сил. Он состоит из трех групп: 1) доминирующей, которая определяет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами;

Выборы политические - способ выявления политических интересов населения и принятия коллективных решений на основе равноправного волеизъявления граждан.

Избирательные системы - процедуры выявления и согласования политических предпочтений населения, включающие определение весомости каждого голоса, порядок его подачи и способ подведения итогов. Имеются две основные избирательные системы: пропорциональная и мажоритарная. Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов. Кроме того, обычно устанавливается минимальный процент голосов, необходимый для получения мандата (обычно 5%). Мажоритарная система предполагает выборы одного депутата от каждого избирательного округа. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Парламент высший законодательный орган власти в государстве, выбираемый гражданами представляющий их интересы. Первый парламент возник в Англии еще в XIV в., хотя лишь в 1689г. после принятия Билля о правах были окончательно признаны его законодательные компетенции; родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Впервые образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства, реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним.

Плебисцит - всенародное голосование или опрос, призванный принять решение или выразить важное для государства мнение.

Референдум) - волеизъявление (голосование) всех граждан государства (или членов другого объединения, организации) по важному для него вопросу, важнейший институт непосредственной демократии.

В отличие от выборов при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Своеобразной формой референдума является плебисцит. Во Франции плебисцит считается более широким понятием, чем референдум. В США не делают различий между референдумом и плебисцитом. Законодательству РФ известно только понятие референдум. Референдумы подразделяются на общенациональные и местные; на конституционные и законодательные; консультативные и “решающие”; обязательные и факультативные.

Фракционность - выделение внутри политической партии или другой организации обособленной, организованной части или же организация родственных по своим идеологическим позициям групп в парламенте. Для партийной фракции характерно наличие идейно-политической платформы, значительно отличающейся от общепартийной программы, групповая дисциплина. Парламентские фракции обычно объединяют депутатов, представляющих одну партию.

Электорат - избирательный корпус, граждане данной страны, обладающие правом голоса (активным избирательным правом), круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Активное избирательное право – право отдавать свой голос за того или иного кандидата на выборную должность.

Пассивное избирательное право – право выдвигать свою кандидатуру на ту или иную выборную должность.

Избирательный ценз – ограничение участия в выборах. Делятся на демократические (оседлости, возраста, психического здоровья, законопослушности) и недемократические (расовые, имущественные, сословные, национальные, образовательные и др.)

«Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Питер Л.)

«После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел» (Роджерс У.)

«Избирательный бюллетень сильнее пули» (Линкольн А.)

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Нейтан Д.)

«Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов» (Бисмарк О.)

«Представительное правление - инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (Меттерних К.)

«Если вы в меньшинстве - говорите; если в большинстве – голосуйте» (Шерман Р.)

4. Преподаватель обсуждает с обучающимися следующий вопрос: «Всегда ли выборы являются демократичными?» При ответе на вопрос предлагается приводить примеры из истории и современной жизни, обсудить в группах и написать ряд условий, при которых выборы не будут считаться демократичными (среди них могут быть названы следующие – отсутствие альтернативных кандидатур, дезинформация избирателей, недемократические цензы (имущественный, социальный, этнический), многоступенчатость, возможная фальсификация результатов, подкуп избирателей, ситуация вооруженного конфликта, давление на избирателей (силовое, психологическое и др.). Помочь ответить на поставленный вопрос может обращение к материалу учебника (стр. 252-253).

Среди других проблем, которые могут быть рассмотрены на этом этапе урока, следующие:

  • Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает с 16 лет, а уголовная ответственность в некоторых случаях наступает с 14 лет?

  • Нужно ли установить имущественный ценз для кандидатов в депутаты, чтобы уменьшить опасность подкупа народных избранников?

  • Какова роль выборов в жизни общества?

  • Какие проблемы могут быть решены с помощью выборов?

  • В чем причина абсентеизма (низкой активности избирателей)? Как можно преодолеть это явление и следует ли это делать?

  • Какими основными качествами должны обладать народные представители?

5.Проводится небольшая ролевая игра. Каждая группа будет играть роль представителей определенной возрастной или социальной группы (молодежи, пенсионеров, творческой интеллигенции, рабочих, крупных собственников и т.п.). Каждая группа должна выразить «свое» отношение к выборам и пояснить это отношение. В ходе общего обсуждения выясняются основные причины неявки избирателей на выборы.

8. Рассмотрение ситуаций.

СИТУАЦИИ:

1. В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена; любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно; все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации; одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений; средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд; расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: сами проводимые выборы могли проходить с большим количеством нарушений и очернением соперниками друг друга; положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям; многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали: их чаяния оказались неучтенными кандидатами на губернаторский пост.

3. После долгих лет диктаторского режима, новые власти в стране Н провозгласили курс на построение демократического правового государства. Повсюду закипели митинговые страсти, политика стала интересовать всех и каждого. В выступлениях на митингах выявились пламенные ораторы, высказывающие то, что люди раньше осмеливались говорить только дома близким. Каковы последствия столь значительной политизации общества? Какими особенностями отличается «молодая» нарождающаяся демократия?

В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: на волне политизации и митинговых страстей в политику вероятен приход демагогов и популистов; вслед за подобной политизацией часто следует резкая потеря интереса к политической жизни, разочарование в демократических институтах, неучастие в выборах; незрелую демократию отличает прежде всего низкая политическая культура и самих политиков, и общества в целом, подмена многих демократических ценностей и институтов их суррогатами, и, как следствие, девальвирование демократии в глазах многих граждан.

9. Итогом рассмотрения темы может стать проведение ролевой игры «Выборы». В ходе этой игры учащиеся могут создать партии, определить свои программы, рассказать о них, а затем будет проведено голосование с использованием существующей процедуры (подготовлены бюллетени, создана избирательная комиссия, определено место для голосования, подсчитаны голоса, объявлены результаты.

10. Рефлексия. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно».  Его можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Использованная литература:

Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. Обществознание: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М., Просвещение, 2008.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!