СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок поэтического кружка «Стихосложение» плюс тема "Ритм и рифма"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересноая разработка первого урока поэтического кружка плюс теория темы "Ритм и рифма", практические упражнения, игра "Буриме"

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок поэтического кружка «Стихосложение» плюс тема "Ритм и рифма"»

Вводный урок литературного кружка «Стихосложение»

Вводное слово учителя:

Написание стихов на самом деле не такой легкий труд, как может показаться на первый взгляд. Что поэту нужно для того, чтобы он написал хотя бы один стих?

- знание русского языка;

-знание средств выразительности;

-вдохновение;

- мысли;

Из чего состоит стих?

- рифма, ритм, стопа, изобразительные средства, тема, мотив, свой собственный стиль.

Серебряный, золотой век…

Про наш же напишут ржавый…

Вы скажете мне, что я не поэт?

Ну да, вы по-своему правы.

Я знаю, что уровень мой не высок

И не заслужила я славы.

А мне и не нужно ваших высот

И ордена в серой оправе.

Это стихотворение написала девочка ваших лет. Как вы можете почувствовать, оно как будто не закончено. Как будто бы мысль еще продолжается. Но.. так уж получилось, что в момент его написания девочкой никто не руководил, не направил, не подсказал.

Я подобрала вас неспроста. О каждом из вас я знаю, что вы пишете стихи. Значит, каждый из вас уже талантлив. Цель данного курса – направить вас в нужное русло, раскрыть перед вами большие возможности. Сделать ваши пробы настоящими стихами, помочь сделать. И давайте постараемся, чтобы наш век не был назван нашими далекими потомками – ржавым.

На занятиях мы будем узнавать что-то новое о стихосложении и пробовать это воплотить, мы будем ходить на экскурсии, наблюдать за природой и людьми, записывать свои наблюдения, мысли, строчки, если они вдруг придут в голову, много рассуждать, говорить и конечно писать, сочинять стихи, а затем читать их вслух. Затем, когда у нас наберется много достойных стихов. Мы будем с ними выступать на школьных мероприятиях, а возможно и на сельских. В конце нашего курса мы напечатаем книгу и подарим ее школе.

Занятия наши будут проходить два часа в неделю. На первом уроке(во вторник) мы знакомимся с теорией, рассуждаем, пробуем, а на втором уроке воплощаем. Сочинять вы можете как на уроке, так и дома продолжать.

Важно: нам завести (обзавестись) тетради, блокноты и ручку, планшеты( держатели бумаги).

Занятие №2 Рифма, рифмовка

Ход занятия.

Сегодня мы с вами познакомимся с видами рифмы и рифмовки.

Рифма и ее разновидности

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

Стихи без Р. называются белыми, неточные Р. — «рифмоидами». 

Особое место в технике русского стиха занимает рифма Маяковского, тщательно исследованная М. Штокмаром. Маяковский открыл новые методы рифмовки, соответствующей строю его ораторского стиха. В статье «Как делать стихи?» Маяковский писал: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспоминать ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе... Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. В результате моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреблялась, и в словаре рифм ее нет. Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки».

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти в
олн.
Две беспредельности были во мн
е,
И мной своевольно играли о/н
е.



Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним ле/том,
Как на небе звезды рд
е/ют,
Как под сумрачным их св
е/том
Нивы дремлющие зр
е/ют.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный

Девочка во поле с дудочкой и/во/вой,
Зачем ты поранила веточку в
еш/ню/ю?
Плачет у губ она утренней
и/вол/гой,
плачет все горше и все безут
еш/не/е.

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

Леший бороду поче/сы/ва/ет,
Палку сумрачно обт
е/сы/ва/ет.

УСЕЧЁННАЯ РИ́ФМАприем рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов неполностью покрывает созвучия другого слова. В русском классическом стихе У. р. считается рифма с усечением звука «й» (краткого «и»): 

И что ж? Поверил бог унылый.
Амур от радости прыгнул,
И на глаза со всей он си
лы
Обнову брату затянул.

(А. Пушкин)

Светильник дня прекрасный,
Ложись и ты; — по
чий;
С зарею новой я
сны
Ты вновь прострешь лу
чи.

(В. Капнист)

В поэзии 20 в. У. р. называют иногда неравносложную рифмовку:

Свищет вполголоса арии,
Блеском и шумом пьяна, —
Здесь на ночном тротуаре,
Вольная птица она!
Детски балуется с локоном,
Вьющимся дерзко к глазам,
То вдруг наклонится к окнам,
Смотрит на радужный хлам.

(В. Брюсов)

Рифма точная и неточная

Системы рифмовки

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения. 
Выткался на озере алый свет зари, (а)
На бору со звонами плачут
глухари. (а)
Плачет где-то иволга, схоронясь в
дупло. (б)
Только мне не плачется - на душе
светло. (б)

Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия). 
Люблю грозу в начале мая, (а)
Когда весенний первый
гром, (б)
Как бы резвяся и
играя, (а)
Грохочет в небе
голубом. (б)

Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк). 
Глядел я, стоя над Невой, (а)
Как Исаака-
великана (б)
Во мгле морозного
тумана (б)
Светился купол
золотой. (б)

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др. 
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.



Игра в буриме по заданным рифмам с разной рифмовкой.

№1

Набор – забор

Тоска-доска

№2

Яйцо-кольцо

Блин-лимузин

№3

Котишка – шишка

Варенье - настроенье

Итог.

Следующее занятие у нас пройдет на улице. Прошу сразу подготовить планшеты, тетради, ручки и тепло одеться. Мы пойдем на речку( или на стадион). Будем подбирать материал на тему осени.




Рифма

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти в
олн.
Две беспредельности были во мн
е,
И мной своевольно играли о/н
е.



Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним ле/том,
Как на небе звезды рд
е/ют,
Как под сумрачным их св
е/том
Нивы дремлющие зр
е/ют.



Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный

Девочка во поле с дудочкой и/во/вой,
Зачем ты поранила веточку в
еш/ню/ю?
Плачет у губ она утренней
и/вол/гой,
плачет все горше и все безут
еш/не/е.



Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.

Леший бороду поче/сы/ва/ет,
Палку сумрачно обт
е/сы/ва/ет.



УСЕЧЁННАЯ РИ́ФМАприем рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов неполностью покрывает созвучия другого слова.

И что ж? Поверил бог унылый.
Амур от радости прыгнул,
И на глаза со всей он си
лы
Обнову брату затянул.

(А. Пушкин)

Светильник дня прекрасный,
Ложись и ты; — по
чий;
С зарею новой я
сны
Ты вновь прострешь лу
чи.

(В. Капнист)

















Системы рифмовки



Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб)

Выткался на озере алый свет зари, (а)
На бору со звонами плачут
глухари. (а)
Плачет где-то иволга, схоронясь в
дупло. (б)
Только мне не плачется - на душе
светло. (б)



Перекрестная рифмовка - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая, (а)
Когда весенний первый
гром, (б)
Как бы резвяся и
играя, (а)
Грохочет в небе
голубом. (б)



Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Глядел я, стоя над Невой, (а)
Как Исаака-
великана (б)
Во мгле морозного
тумана (б)
Светился купол
золотой. (б)























Игра в буриме по заданным рифмам с разной рифмовкой.

№1

Набор – забор

Тоска-доска

№2

Яйцо-кольцо

Блин-лимузин

№3

Котишка – шишка

Варенье - настроенье




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!