СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок по творчеству В.В. Маяковского. Методика проведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представлен в виде рекомендаций учитель по проведению вводного урока по творчеству В.В. Маяковского. В статье предлагаются различные методические приемы и материалы к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок по творчеству В.В. Маяковского. Методика проведения.»

Вводный урок по творчеству Владимира Маяковского

Саранчина А.В.,

учитель русского языка и литературы

Начинать изучение творчества писателя целесообразно со знакомства с его биографией, с погружения в мир автора художественного произведения. «Ибо понять другого — значит этим другим хотя бы на час стать», как писала Марина Цветаева.

Владимир Маяковский – личность незаурядная и оригинальная. Его литературное творчество не всегда понятно школьникам, и, зачастую априори, Маяковский становится нелюбимым поэтом. Отношение к поэту, его творчеству, в первую очередь, формирует учитель. От того, как пройдет первая встреча с писателем, зависит дальнейшее восприятие его произведений.

К 11 классу у школьников уже складывается определенное мнение о Маяковском, но это не помешает начать первый урок с яркого события или интриги. Сам учитель (или способный ученик) может перевоплотиться в знаменитого футуриста. Внешне это может выразиться в одежде – знаменитая желтая (оранжевая) кофта, мятый бант, возможно, черный цилиндр, черное пальто. Для передачи более точного образа можно воспользоваться воспоминаниями современников. Например, так пишет о Маяковском П.В. Незнамов, участник группы «ЛЕФ»: «Тем не менее жест его был свободен и размашист, движение не связано; большие руки всегда находили работу; "снарядами", на которых он упражнял свою силу и гибкость своих пальцев, были: то стакан с чаем, то папироса, то длинная металлическая цепочка, наматываемая и разматываемая, то карты.

   Никогда не забуду его позы, когда он, взяв со стола Брика какой-то журнальчик, процитировал и сатирически растерзал продукцию нескольких петроградских пролет-поэтов. Он стоял и, высоко держа книжку в раскрытом виде тремя пальцами правой руки, яростно потрясал ею в воздухе и при этом как бы наступал на слушателей, выкрикивая свои гневные оценки. Оценки попадали не в бровь, а в глаз. Я думаю, что многие видели его в этой позе: в личном разговоре, в издательстве, на эстраде - в позе, обусловленной всем размахом его чувств и всем размахом его натуры». Из воспоминаний поэта и художника Давида Бурлюка: «Сюда, в Америку, после смерти Маяковского дошли советские газеты с портретом юного поэта московских бульваров, заснятого фотоаппаратом царских сыщиков; Маяковский тех, уже далеких лет, был очень живописен. Он был одет в бархатную черную куртку с откладным воротником. Шея была повязана черным фуляровым галстуком; косматился помятый бант; карманы Володи Маяковского были всегда оттопыренными от коробок с папиросами и спичками» (Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания / Сост. В.Н.Терёхина, А.П.Зименков. - Спб: ООО "Полиграф", 2009, стр.512 ).

Перевоплотившись в поэта, можно процитировать строчки из его стихотворений («А вы смогли бы?», «Послушайте!»), копируя жесты и мимику Маяковского. Другим вариантом может быть инсценировка стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковский летом на даче», где два ученика выразительно прочитают произведение по ролям, используя костюмы и декорации (стол, самовар, чай). Именно это стихотворение в доступной форме раскрывает видение поэта на сущность и значение поэзии. Очень важно, чтобы приём с переодеванием был методически оправдан. Обязательна обратная связь с учениками в виде вопросов: Кто перед вами? Почему желтая (оранжевая) кофта?*** Почему мы начали именно с этого стихотворения? … Если ученик-актер достаточно осведомлен о жизни и творчестве поэта (предварительная индивидуальная работа ученика и учителя), можно сразу провести интервью с поэтом. Даже если на все вопросы учащихся у актера не найдется ответов, псевдо-Маяковский может выйти из ситуации благодаря чувству юмора.

*** «Жёлтая кофта». Из воспоминаний К.И. Чуковского:

«Тогда же, в 1913 году, я читал в Политехническом музее (и где-то еще) лекцию о футуристах. Тогда это была модная тема. Лекцию пришлось повторять раза три. На лекции перебывала «вся Москва»: Шаляпин, граф Олсуфьев, Иван Бунин, Муромцев, сын Толстого Илья, Савва Мамонтов и даже почему-то Родзянко с каким-то из великих князей. Помню, Маяковский как раз в ту минуту, когда я бранил футуризм, появился в желтой кофте и прервал мое чтение, выкрикивая по моему адресу злые слова. В зале начался гам и свист.

Эту желтую кофту я протащил в Политехнический музей контрабандой. Полиция запретила Маяковскому появляться в желтой кофте перед публикой. У входа стоял пристав и впускал Маяковского только тогда, когда убеждался, что на нем был пиджак. А кофта, завернутая в газету, была у меня под мышкой. На лестнице я отдал ее Владимиру Владимировичу, он тайком облачился в нее и, эффектно появившись среди публики, высыпал на меня свои громы».

(http://modernproblems.org.ru/memo/238-2013-12-12-03-10-22.html?start=5)



Безусловно, что будет эффективным использование межпредметных связей: живопись (фотогалерея портретов Маяковского, рисунки, плакаты), аудиоприложения (чтение стихов самим автором, актерами), кинематограф - видеоролики, фрагменты из фильмов и сериалов. Варианты использования фотографий могут быть следующими:

  • Стендовая фотовыставка

  • Стендовый фотоколлаж (эту работу могут выполнить ученики в качестве предварительной подготовки к уроку либо в рамках мини-проекта)

  • Мультимедийный фотоальбом (создание презентации)

  • Видеоролик с озвучиванием (с комментариями к фотографиям и иллюстрациям)

В качестве интриги, «приманки» можно использовать неологизмы В. Маяковского. Задача учеников узнать автора данных слов и определить лексическое значение неологизмов. Слова в таблице разбиты по значению приставок и суффиксов.

Примерная таблица:

Огнишки звезд

Фабрикантище

Плачик

Вылязгивала

Омиллионенный крик

Жизнишка

Мостище

Плевочек

Вымаргивается

Опожаренный песок

Работешка

Мячище

Адки

Вымучь сердце

Орамив в шаль щеки

Травишка

Наложища

Балконец

Вынежим (отдых)

Ораненных

Чаишко

Лунища

Бытик

Выпестрить)

Обезумлюсь

Меланхолишка

Лучища

Оски

Выржу (душу)

Овихрены шаги

Ремеслишко

Любовище

Версийка

Вырычут (ярость)

Оглазейте

Сопутствующие вопросы могут быть связаны с повторением раздела «Модернизм и поэтические течения», с темой «Футуризм»:

- Что поэты-футуристы считали важнейшим в своем творчестве? (Развитие русского поэтического языка.

- К чему стремились поэты-футуристы? (К точности выражения через революционную ломку языка.

В более подготовленных классах можно предложить школьникам поразмышлять о том, почему футуристы (будетляне) в своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» призывали «…сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского…». В контексте этого вопроса возможно сравнение А.С. Пушкина и В.В. Маяковского, как «героев своего времени».

Для учителя в качестве вспомогательного материала предлагается научно-публицистическая статья учителя литературы А.В. Саранчиной «Пушкин и Маяковский: «Герои своего времени».

Пушкин и Маяковский…

Вижу обоих в черных цилиндрах и с тростями. Александра Сергеевича представить нетрудно, а вот Владимир Маяковский… Не так уж часто встречаются нам его изображения и портреты (по сравнению с Пушкиным). Из воспоминаний близкого друга В.В. Маяковского Ю. Олеши: «…У него трость. Он не столько ударяет ею по земле, сколько размахивает в воздухе». Из воспоминаний Л. Ю. Брик: «В то время(1915 г.) Маяковский был франтом – визитка, цилиндр».

Пушкин и Маяковский…

Есть ли что-то, что сближает эти имена, что связывает таких разных поэтов?

«Маленький» Александр Сергеевич и «громада» - Владимир Владимирович… Их разделяет век – целых 100 лет. За это время очень много произошло в истории России и в мире вообще. Они жили в разные исторические эпохи, в разных социальных условиях, впитывали искусство и культуру СВОЕГО времени.

Маяковский жил в неспокойное историческое время (свержение монархического строя - революции 1905, 1917 годов, гражданская война). Для России это был переломный момент. Наружу вырывалось все грязное, жестокое, кровавое, что накопилось в народе. Жизнь в те годы была непредсказуемой, неспокойной, утрачивались связи с природой, с естественной красотой мира. Менялось все, в том числе искусство и литература.

В эпоху Пушкина, конечно, были войны и революции (война 1812 года, восстание декабристов), но сам дух времени был иным – спокойнее, сдержаннее, чище нравственно. Искусство и литература также были более «лиричными».

Я считаю, что слова Александра Блока, современника В. Маяковского, совершенно точно отражают разницу веков: «Люди стали жить странной, совсем чуждой человеческой жизнью. Прежде думали, что жизнь должна быть свободной, красивой, религиозной, творческой. Природа, искусство, литература были на первом плане. Теперь развилась порода людей, совершенно перевернувших эти понятия и тем не менее считающихся здоровыми. Они стали суетливы и бледнолицы. У них умерли страсти – и природа стала чужда и непонятна для них. … Что же делать? Необозримый, липкий паук поселился на месте святом и безмятежном, которое было символом золотого века. Чистые нравы, спокойные улыбки, тихие вечера – все заткано паутиной, и самое время остановилось. Радость остыла, очаги погасли. Времени больше нет. Двери открыты на вьюжную площадь» (1906).

Все знают, что всё внешнее в жизни (исторические события, социальные изменения, развитие прогресса) находит свое отражение в искусстве. В литературе как в искусстве слова это отражается глубже, ярче.

В творчестве Пушкина и Маяковского очень ярко проявилась та эпоха, в которую жил каждый из них.

В.В. Маяковский в своих произведениях пытался ориентироваться на «социальный заказ» (это понятие воспринималось им неоднозначно). «Чтобы правильно понимать социальный заказ, - писал он в статье «Как делать стихи», - поэт должен быть в центре дел и событий. Знание теории экономии, знание реального быта, внедрение в научную историю для поэта – самое важное». «Какие же данные необходимы для начала поэтической работы? Первое. Наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ. (Интересная тема для специальной работы: о несоответствиях социального заказа с заказом фактическим.)». «Например: социальное задание – дать слова для песен идущим на питерский фронт красноармейцам. Целевая установка – разбить Юденича. Материал – слова солдатского лексикона. Орудия производства – огрызок карандаша. Прием – рифмованная частушка. Результат:

Милкой мне в подарок бурка

И носки подарены.

Мчит Юденич с Петербурга

Весь наскипидаренный».


Творчество Александра Сергеевича на первый взгляд не кажется ограниченным в рамках «социального заказа». На самом деле поэзия Пушкина подвергалась жесткой цензуре, причем государственной. В последние годы жизни поэта работу его корректировал сам Николай ΙΙ. Пушкин был увлечен историей России, изучал много научных трудов, собирал сведения, рассказанные очевидцами (история Пугачева), поэтому большинство его произведений связано с историческими событиями и историческими личностями. В художественном произведении автор всегда выражает собственную точку зрения на те или иные факты, облекая все в оболочку вымышленного. Для того чтобы «субъективная точка зрения» поэта не отличалась от официальной (дабы не выявить «тайн истории», что может привести к нежелательным событиям), творчество писателя серьезно изучалось «тайной полицией» при Николае.

Пушкин и Маяковский…

А.С. Пушкин – гений века Золотого. В.В. Маяковский, по праву, – «глыба» века Серебряного.

Заслуга Александра Сергеевича, прежде всего в том, что он является «создателем» русского литературного языка. Как Пигмалион высек свою Галатею из куска мрамора, так и Пушкин, убрав из общенародного языка все лишнее (просторечие, церковнославянизмы, заимствования), показал русский язык во всей его красе: чистый, образный, свободный. Своим творчеством поэт доказал, что всё – от мимолетного душевного движения до события мирового уровня – можно описать тем языком, с помощью которого мы общаемся.

В искусстве 20 века Маяковский - явление огромного масштаба. В первую очередь Маяковский – новатор, новатор в искусстве слова.

Некоторые склонны видеть величие поэта в его изощренной изобразительности. Действительно, Маяковский был выдающимся мастером художественного слова, реформатором стиха. Он обогатил поэтическую лексику, ввел в поэзию новые принципы рифмовки, видоизменил стихотворные размеры, усилил выразительность и смысловую емкость каждой фразы, стал печатать стихи ступенчатой строкой.

Не удовлетворенный традиционными возможностями «самораскрытия» поэта в лирике, Маяковский ощущает необходимость расширения границ лирической поэзии. Это соответствовало и объективным потребностям времени, и его душевному складу. Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не могла не улавливать новых веяний, не учитывать того, что в 20 веке воздействие большой человеческой истории на судьбу отдельной личности необычайно усилилось.

Интерес вызывает тот факт, что Маяковский как представитель одного из литературных направлений 20 века – футуризма – отрицал классическую литературу.

Критическое отношение Владимира Владимировича к ряду форм лирической поэзии вызвано разными причинами. И, прежде всего, ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционными темами – любви, природы, философских раздумий о жизни – стали слишком узки. В них не вмещается огромный и сложный мир чувствований человека новой эпохи. В нападках поэта на лирику выражается протест против субъективизма и бездуховности в поэзии, против упаднических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» - салонной изысканности чувствований, мещанской красивости, эстетского самолюбования и прочих мелодраматических «изысков», существование которых их (мелехлюндий) приверженцы оправдывали правом поэтов на самовыражение.

В стихотворении «Юбилейное», посвященном А.С. Пушкину, Маяковский говорит о том, что «нами лирика в штыки неоднократно атакована», но дальше, в этом же стихотворении, поэт признается: «но поэзия – пресволочнейшая штуковина: существует – и не в зуб ногой». В этом стихотворении можно увидеть отношение Маяковского к Пушкину, а вместе с тем и ко всей классической поэзии:

«Мне приятно с вами…

муза это ловко за язык вас тянет»,


«Может,

я один действительно жалею,

что сегодня нету вас в живых.

Мне при жизни с вами

сговориться б надо.

Скоро вот и я умру

и буду нем.

После смерти

нам стоять почти что рядом:

вы на Пе, а я на эМ.

Кто меж нами?

С кем велите знаться?

Чересчур страна моя

поэтами нища…»,


«Были б живы –

стали бы по Лефу соредактор.

Я бы и агитки

вам доверить мог.

Раз бы показал:

- вот так-то, мол, и так-то…

Вы б смогли –

у вас хороший слог»,

«…Я даже ямбом

подсюсюкнул,

чтоб только быть приятней вам.

Вам теперь пришлось бы

бросить ямб картавый.

Нынче наши перья –

штык да зубья вил, -

битвы революций

посерьезнее «Полтавы»,

и любовь пограндиознее

онегинской любви»…


«Я люблю вас,

но живого,

а не мумию.

Навели хрестоматийный глянец.

Вы по-моемУ

при жизни – думаю –

тоже бушевали.

Африканец!»


В статье «Как писать стихи» Владимир Владимирович объясняет свое отношение к «старой» лирике: «На различных литературных диспутах, в разговоре с молодыми работниками словесных ассоциаций мне часто приходилось если не разбивать, то хотя бы дискредитировать старую поэтику. Самую, ни в чем не повинную старую поэзию, конечно, трогали мало. Ей попадало только, если ретивые защитники старья прятались от нового искусства за памятниковые зады.

Наоборот – снимая, громя и ворочая памятниками, мы показывали читателям Великих с совершенно неизвестной, неизученной стороны.

Детей всегда интересует, что внутри картонной лошади. После работы формалистов ясны внутренности бумажных коней и слонов. Если лошади при этом немного попортились – простите! С поэзией прошлого ругаться не приходится – это нам учебный материал.

Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывальщину. На тех, кто величие старой поэзии видит в том, что и они любили, как Онегин Татьяну (созвучие душе!), в том, что им поэты понятны (выучились в гимназии!), что ямбы ласкают ихнее ухо. Нам ненавистна нетрудная свистопляска потому, что она создает вокруг трудного и важного поэтического дела атмосферу полового содрогания и замирания, веры в то, что только вечную поэзию не берет никакая диалектика и что единственным процессом является вдохновенное задирание головы, в ожидании, пока небесная поэзия – дух сойдет на лысину в виде голубя, павлина или страуса».

Будучи одним из самых новаторских поэтов в мировой литературе, Маяковский в своем развитии опирался на богатейший опыт русской классики. Потому, что подлинное новаторство всегда возникает не за счет отказа от предшествующих традиций, а на основе их творческого освоения и переосмысления в новых исторических условиях.

Таким образом, изучая жизнь и творчество В.В. Маяковского, начинаешь ценить и понимать наследие, оставленное А.С. Пушкиным. И действительно, осознаешь, что не Пушкина отрицал Маяковский, не «старую» поэзию, а людей, которые не хотели принимать абсолютно ничего нового, не хотели жить по-новому, хотя это предполагалось всем ходом истории.

Что же объединяет таких разных людей? Любовь! Любовь к России, неравнодушие к тому, что происходит с родиной. Любовь к людям – ко всем, таким, какие есть – добрым и глупым, жестоким и наивным, бедным и богатым – к русским людям…

Любовь к языку, родному русскому языку.

Стремление «глаголом жечь сердца людей»!

*Данную статью можно использовать при прочтении материалов учебника (стр.124-125) о социальном заказе в литературе, а также при изучении рубрики «Футуризм» (стр.16)


Главным ключом к пониманию литературы (по мнению некоторых литературоведов) является человек – и герой произведения, вымышленный персонаж, и автор произведения, как создатель героя. Главные вопросы, над которыми предлагают задуматься составители учебника, вращаются вокруг человека: Что происходит с героем? Почему это происходит? Как поступки героя влияют на его дальнейшую судьбу? Как личность автора влияет на героя? Как автор оценивает своего героя? Какие отпечатки накладывает на героя историческая эпоха, общество, воспитание? В связи с этим уроки литературы должны носить человекоцентрический характер, конечно же, с опорой на текст. И немаловажную роль, как было сказано выше, на уроках литературы играет биография писателя. В данном ключе работа учителя состоит в том, чтобы найти такие моменты из жизни классиков, которые малоизвестны и тесным образом связаны с изучаемым произведением (воспоминания современников, критические статьи, письма и пр.). Биография поэта тесно связана с его творчеством, так как поэзия передает личные переживания, эмоции, настроения, субъективное отношение личности к миру. С этой точки зрения можно начать урок со знакомства с историей любви В. Маяковского и Л. Брик. Полезным и интересным подспорьем может послужить книга Бенгта Янгфельдта «Любовь – это сердце всего: В.В. Маяковский и Л.Ю. Брик. Переписка 1915-1930», где представлены письма, открытки, телеграммы, иллюстрации, фотографии, комментарии автора книги, который общался непосредственно с Л.Ю. Брик и ее ближайшим окружением. Можно предложить учащимся поразмышлять над вопросом: в чём заключаются особенности любовной лирики Маяковского?

В ответах учеников на данный вопрос должна прослеживаться следующая мысль:

«В то время, когда Владимир Маяковский начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму «Люблю». В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь – это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. Первую часть произведения поэт назвал «Обыкновенно так», чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви свое – поэтическое. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы. По мнению Маяковского, любовь дается каждому человеку от рождения, но у обычных людей, которые любят «между служб, доходов прочего», «поцветет, поцветет – и скукожится». Поэт протестует против принятого мнения о недолговечности любви. Он любит преданно и верно. История его громадного чувства описывается в последующих четырех главах. У поэта было сердце, способное вместить все мироздание: «Громада любовь, громада ненависть». Чувства переполняют поэта, они безграничны, он хочет поделиться своей любовью со всеми, но любовь в обывательском и жестоком мире никому не нужна (http://shpargalkino.com/osobennosti-lyubovnoj-liriki-v-v-mayakovskogo/)

«В. Маяковский — поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду­шой, способный на самые светлые и нежные чувства, на глубокие переживания, на искреннюю любовь.

Художественное воплощение эта способность Мая­ковского нашла в его стихотворениях о любви. Они поражают страстной силой выраженного в них чувст­ва. Их лирический герой не может и не хочет освобож­даться от власти любви. Она становится центром ми­роздания.

«Кроме любви твоей мне нету солнца»,— говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего». Любовь — самое зна­чительное, важное в судьбе каждого человека» (http://5litra.ru/soch/265-tema-lyubvi-v-lirike-v-mayakovskogo.html)



Все предложенные выше варианты проведения начала урока по творчеству Владимира Маяковского можно закончить рубрикой «Интервью с поэтом», «Прогулка с поэтом», где учащиеся сформулируют и озвучат (или запишут) свои вопросы В.В. Маяковскому.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!