МКОУ СОШ № 2
г.Нефтекумска Ставропольского края
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
«Красота и богатство родного языка»
(Вводный урок)
6 класс
УМК С.И.Львовой
учитель русского языка и литературы
Голышева Галина Эриевна
2015-2016 учебный год
Слайд 1 Формулирование темы урока
Работа с названием параграфа, эпиграфом.
-Что такое эпиграф? Подготовьтесь к выразительному чтению. Как вы понимаете смысл высказывания? Какое средство выразительности использует автор, характеризуя язык? (Сравнение.) Какова роль сравнения? (Характеристика русского языка.)
- Каков же наш язык? (Яркий, меткий, задушевный, певучий и богатый.) Как называются красивые прилагательные, характеризующие предмет? (Эпитет) С чем бы вы сравнили язык?
- Сформулируйте тему урока.
- Комментированное списывание эпиграфа.
Слайд 2 Вступительное слово.
За тысячелетия развития человечество создало много удивительных вещей. Но самым непревзойдённым и мудрым творением человека остаётся язык. Сейчас на Земле существует множество языков, но библейская легенда повествует о том времени, когда все люди говорили на одном.
(Щелчок) - Что вы знаете о Ное? (Был спасён Господом во время всемирного потопа благодаря благочестию, соблюдению Божьих заповедей.)
Потомки сыновей Ноевых сначала жили в одном месте и говорили на одном языке. Но вскоре они так размножились, что им уже нужно было разойтись в разные стороны. И они, возгордившись, решили оставить о себе память навсегда: построить город и башню, которая бы вершиной достигала неба.
В наказание за гордыню Господь смешал их языки. Они перестали понимать друг друга и поневоле разошлись, оставив недостроенным город Вавилон, что значит «смешение». Это-то событие и называется … Как? (Вавилонское столпотворение).
Так, по библейскому преданию, произошли разные народы, говорящие на разных языках. В нашем классе учатся ребята 7 национальностей, но мы прекрасно понимаем друг друга благодаря … Чему? (Русскому языку, который объединяет нас и стал для нас вне зависимости от национальности родным.) И так же, как мы хорошо знаем своих родных (маму, папу, брата, бабушку), мы должны любить и знать свой родной язык.
Знакомство с аппаратом учебника.
Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какие разделы языка вы знаете, что в них изучается? Что новое есть во 2 части (особые формы глагола)? Объясните условные обозначения в учебнике.
Работа с понятием «красота языка».
В теме урока указаны два важных качества русского языка. Какие? (Красивый и богатый.) Я понимаю, когда так говорят о человеке. А можно ли так говорить о языке?
Русский язык … (прекрасный, божественный, чудный, восхитительный).
Выделите грамматическую основу.
Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова? Составьте схему предложения. Почему в нём стоят запятые?
Объясните лексическое значение слова красивый (доставляющий удовольствие).
Благодаря чему рождается красота языка? Ведь мы же не видим его, а слышим (звукам, произношению).
Слайд 3 Итак, красоту языка составляет благозвучие. Недаром Гоголь утверждал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок…».
Спишите поэтическую строчку И. Северянина, вставив запятую. (Щелчок) Объясните пунктуацию (сравнительный оборот).
Укажите метафору, аллитерацию.
(Щелчок) Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь.
Итак, красота русского языка рождается благодаря благозвучию, аллитерации.
Работа с понятием «богатство языка».
Богатство языка… Слово богатство употреблено в прямом или переносном значении? Оно одно- или многозначное?
Слайд 4 Подготовьтесь к выразительному чтению упр. 2. Как вы понимаете смысл?
(Щелчок) Найдите антонимические пары, синонимический ряд.
Рассмотрите фотоколлаж. Какие этикетные слова, объединяющие людей, можно употребить в этих ситуациях? (Здравствуйте, добрый день, пожалуйста…)
Истоки красоты и богатства русского языка.
Упр. 3: прочитайте вслух задание, объясните своими словами его смысл.
- Чему учили правила речи в Древней Руси? (Уважению, послушанию, добру.)
Вследствие соблюдения этих правил русский язык стал красивым и богатым.
Обобщение.
Почему мы называем наш язык красивым и богатым?
Домашнее задание.
Упр. 20 задание 5 (письмо по памяти).
4