СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок "Красота и богатство русского языка" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок на примерах библейской легенды о Вавилонском столпотворении,  поэтических строк Северянина, речевых правил Древней Руси позволяет показать красоту и богатство родного языка, а также погрузиться в средства выразительности (метафора, сравнение, благозвучие, синонимы, антонимы, многозначность).Урок сопровождается презентацией. 

Просмотр содержимого документа
«Вступительный урок»

МКОУ СОШ № 2

г.Нефтекумска Ставропольского края







КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА



«Красота и богатство родного языка»

(Вводный урок)



6 класс

УМК С.И.Львовой







учитель русского языка и литературы

Голышева Галина Эриевна









2015-2016 учебный год



  1. Слайд 1 Формулирование темы урока

Работа с названием параграфа, эпиграфом.

-Что такое эпиграф? Подготовьтесь к выразительному чтению. Как вы понимаете смысл высказывания? Какое средство выразительности использует автор, характеризуя язык? (Сравнение.) Какова роль сравнения? (Характеристика русского языка.)

- Каков же наш язык? (Яркий, меткий, задушевный, певучий и богатый.) Как называются красивые прилагательные, характеризующие предмет? (Эпитет) С чем бы вы сравнили язык?

- Сформулируйте тему урока.

- Комментированное списывание эпиграфа.


  1. Слайд 2 Вступительное слово.

За тысячелетия развития человечество создало много удивительных вещей. Но самым непревзойдённым и мудрым творением человека остаётся язык. Сейчас на Земле существует множество языков, но библейская легенда повествует о том времени, когда все люди говорили на одном.

(Щелчок) - Что вы знаете о Ное? (Был спасён Господом во время всемирного потопа благодаря благочестию, соблюдению Божьих заповедей.)

Потомки сыновей Ноевых сначала жили в одном месте и говорили на одном языке. Но вскоре они так размножились, что им уже нужно было разойтись в разные стороны. И они, возгордившись, решили оставить о себе память навсегда: построить город и башню, которая бы вершиной достигала неба.

В наказание за гордыню Господь смешал их языки. Они перестали понимать друг друга и поневоле разошлись, оставив недостроенным город Вавилон, что значит «смешение». Это-то событие и называется … Как? (Вавилонское столпотворение).

Так, по библейскому преданию, произошли разные народы, говорящие на разных языках. В нашем классе учатся ребята 7 национальностей, но мы прекрасно понимаем друг друга благодаря … Чему? (Русскому языку, который объединяет нас и стал для нас вне зависимости от национальности родным.) И так же, как мы хорошо знаем своих родных (маму, папу, брата, бабушку), мы должны любить и знать свой родной язык.


  1. Знакомство с аппаратом учебника.

Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какие разделы языка вы знаете, что в них изучается? Что новое есть во 2 части (особые формы глагола)? Объясните условные обозначения в учебнике.


  1. Работа с понятием «красота языка».

В теме урока указаны два важных качества русского языка. Какие? (Красивый и богатый.) Я понимаю, когда так говорят о человеке. А можно ли так говорить о языке?

  • Что такое синонимы? Найдите слово красивый в «Словарике синонимов» (стр. 52). Это слово однозначное или многозначное? Какими из данных синонимов можно охарактеризовать язык?

  • Запишите, продолжив фразу (на доске):

Русский язык … (прекрасный, божественный, чудный, восхитительный).

  • Выделите грамматическую основу.

  • Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова? Составьте схему предложения. Почему в нём стоят запятые?

  • Объясните лексическое значение слова красивый (доставляющий удовольствие).

  • Благодаря чему рождается красота языка? Ведь мы же не видим его, а слышим (звукам, произношению).


Слайд 3 Итак, красоту языка составляет благозвучие. Недаром Гоголь утверждал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок…».

  • Спишите поэтическую строчку И. Северянина, вставив запятую. (Щелчок) Объясните пунктуацию (сравнительный оборот).

  • Укажите метафору, аллитерацию.

(Щелчок) Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь.

  • Что вы представляете? Какое чувство испытывал поэт, глядя на эту картину? Прочитайте выразительно.

  • Как называется приём повторения согласных? (Аллитерация.)

Итак, красота русского языка рождается благодаря благозвучию, аллитерации.


  1. Работа с понятием «богатство языка».

Богатство языка… Слово богатство употреблено в прямом или переносном значении? Оно одно- или многозначное?

  • Следовательно, богатство языка рождается благодаря … Чему? (Прямому – переносному значениям, одному – многим значениям слова.)

  • А ещё? Прочитайте вновь внимательно предложение о красоте языка (синонимам).

  • Как называются слова с противоположным лексическим значением (антонимы)?


Слайд 4 Подготовьтесь к выразительному чтению упр. 2. Как вы понимаете смысл?

(Щелчок) Найдите антонимические пары, синонимический ряд.

  • Рассмотрите фотоколлаж. Какие этикетные слова, объединяющие людей, можно употребить в этих ситуациях? (Здравствуйте, добрый день, пожалуйста…)


  1. Истоки красоты и богатства русского языка.

Упр. 3: прочитайте вслух задание, объясните своими словами его смысл.

- Чему учили правила речи в Древней Руси? (Уважению, послушанию, добру.)

Вследствие соблюдения этих правил русский язык стал красивым и богатым.


  1. Обобщение.

Почему мы называем наш язык красивым и богатым?


  1. Домашнее задание.

Упр. 20 задание 5 (письмо по памяти).

4


Просмотр содержимого презентации
«Красота и богатство языка (PPTminimizer)»

Второе сентября.  Классная работа.  ? Красота и богатство родного языка Чтобы определить тему урока, обратимся к названию параграфа… Попробуем конкретизировать тему, для чего подготовим выразительное чтение эпиграфа. Что такое эпиграф?

Второе сентября. Классная работа. ?

Красота и богатство родного языка

Чтобы определить тему урока, обратимся к названию параграфа…

Попробуем конкретизировать тему, для чего подготовим выразительное чтение эпиграфа. Что такое эпиграф?

Библейское предание о языках

Библейское предание о языках

Благозвучие русского языка Морозом выпитые лужи хрустят и  хрупки как хрусталь. ,

Благозвучие русского языка

Морозом выпитые лужи хрустят и

хрупки как хрусталь.

,

Соединить – разъединить, любовь – вражда. Вражда, ненависть.

Соединить – разъединить, любовь – вражда.

Вражда, ненависть.

Домашнее задание Упр. 20, задание 5 Письмо по памяти

Домашнее задание

  • Упр. 20, задание 5

Письмо по памяти

источники http://paranormal-news.ru/_nw/80/16888104.jpeg  https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8f3ff6ab3d68843950ef492238aaea06&n=33&h=215&w=387  http ://dnevnikpoeta.ru/wp-content/uploads/2014/07/ob_4989fe_ joos-de-momper-la-tour-de-babel-jpg-1024x698.jpeg  http://proza.moscow/pics/2017/01/01/1075.jpg

источники

  • http://paranormal-news.ru/_nw/80/16888104.jpeg
  • https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8f3ff6ab3d68843950ef492238aaea06&n=33&h=215&w=387
  • http ://dnevnikpoeta.ru/wp-content/uploads/2014/07/ob_4989fe_

joos-de-momper-la-tour-de-babel-jpg-1024x698.jpeg

http://proza.moscow/pics/2017/01/01/1075.jpg

  • http://cdn.static4.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/106/108/0.jpg
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c6/L.N.Tolstoy_Prokudin-Gorsky.jpg/340px-L.N.Tolstoy_Prokudin-Gorsky.jpg
  • http://cdn.static4.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/106/108/0.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!