СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводная лекция по литературе в 11 классе "Россия рубежа XIX -XX веков. Историко-культурная ситуация"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вводная лекция по литературе в 11 классе "Россия рубежа XIX -XX веков. Историко-культурная ситуация"»

И.А. Бунин. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Н.С. Гумилев. 2 стихотворения (по выбору). А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…». В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!» С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…». М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё —птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…». О.Э. Мандельштам. « Notre Dame », «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…». А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля» Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».
  • И.А. Бунин. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
  • Н.С. Гумилев. 2 стихотворения (по выбору).
  • А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
  • В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»
  • С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
  • М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё —птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
  • О.Э. Мандельштам. « Notre Dame », «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
  • А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»
  • Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».
по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина по произведению А.Битова «Русский устный и русский письменный» по творчеству М.Горького по творчеству В. Маяковского и С. Есенина (сравнительный анализ) по роману М.Шолохова «Тихий Дон» по произведениям о войне
  • по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина
  • по произведению А.Битова «Русский устный и русский письменный»
  • по творчеству М.Горького
  • по творчеству В. Маяковского и С. Есенина (сравнительный анализ)
  • по роману М.Шолохова «Тихий Дон»
  • по произведениям о войне
Общая характеристика культурно- исторического процесса рубежа 19- 20 вв. Символизм в рассказе И. Бунина «Господин из Сан- Франциско». И.А. Куприн. Сведения из биографии. История любви в рассказе  «Гранатовый браслет». Поэзия 20-го века. Символизм. Поэзия 20-го века. Акмеизм. Поэзия 20-го века. Футуризм. С.А. Есенин. Сведения из биографии. Поэма «Анна Снегина». М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Циклы. М.А. Булгаков. Сведения из биографии. Этапы творческого пути. М.А. Шолохов. «Донские рассказы» - пролог «Тихого Дона». Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. «Доктор Живаго» А.А. Ахматова. Сведения из биографии. Циклы. Литература о ВОВ и первых послевоенных лет.  А.Т. Твардовский. Поэмы «Василий Теркин», «Теркин на том свете»  А.И. Солженицын. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича». «Деревенская» проза. В.Г.Распутин, Ф.Абрамов, В.П.Астафьев.  
  • Общая характеристика культурно- исторического процесса рубежа 19- 20 вв.
  • Символизм в рассказе И. Бунина «Господин из Сан- Франциско».
  • И.А. Куприн. Сведения из биографии. История любви в рассказе  «Гранатовый браслет».
  • Поэзия 20-го века. Символизм.
  • Поэзия 20-го века. Акмеизм.
  • Поэзия 20-го века. Футуризм.
  • С.А. Есенин. Сведения из биографии. Поэма «Анна Снегина».
  • М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Циклы.
  • М.А. Булгаков. Сведения из биографии. Этапы творческого пути.
  • М.А. Шолохов. «Донские рассказы» - пролог «Тихого Дона».
  • Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. «Доктор Живаго»
  • А.А. Ахматова. Сведения из биографии. Циклы.
  • Литература о ВОВ и первых послевоенных лет.
  • А.Т. Твардовский. Поэмы «Василий Теркин», «Теркин на том свете»
  • А.И. Солженицын. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».
  • «Деревенская» проза. В.Г.Распутин, Ф.Абрамов, В.П.Астафьев.
  •  
«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа в час опасности...»  В.А. Чалмаев

«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа в час опасности...»

В.А. Чалмаев

исторические события общественная жизнь научные открытия

исторические события

общественная жизнь

научные открытия

Как общественно-политическая обстановка и научные открытия в России в н. 20 века повлияли на формирование мировоззрения мастеров культуры?
  • Как общественно-политическая обстановка и научные открытия в России в н. 20 века повлияли на формирование мировоззрения мастеров культуры?
«Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны, и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена... Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли...»
  • «Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны, и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена... Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли...»
«Наше время должно определить двумя противоположными чертами — это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа.
  • «Наше время должно определить двумя противоположными чертами — это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа.
 «Век на евангельском языке не означает окончания столетия, но означает окончание одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».
  • «Век на евангельском языке не означает окончания столетия, но означает окончание одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».
Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами.
  • Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами.
Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г., Русско-японская война 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии Вторая мировая война Экологические катастрофы
  • Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г.,
  • Русско-японская война 1904-1905 гг.
  • Первая мировая война 1914-1918гг.,
  • Гражданская война
  • Сталинские репрессии
  • Вторая мировая война
  • Экологические катастрофы

« Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев « XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева

« Наше время трудновато для пера...»

В.В. Маяковский

«Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...»

В.А. Чалмаев

« XX век всех нас переломал...»

М.И. Цветаева

Русская литература 1.Серебряный век (1900 – 1917г.г.) 2. Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.)  3. Литература в годы войны (1941 -1945г.г.)  4. Литература середины века (50–70-ые годы)  5. Литература 80-90-ых годов  6. Современная литература Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)
  • Русская литература
  • 1.Серебряный век (1900 – 1917г.г.)
  • 2. Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.)
  • 3. Литература в годы войны (1941 -1945г.г.)
  • 4. Литература середины века (50–70-ые годы)
  • 5. Литература 80-90-ых годов
  • 6. Современная литература
  • Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)
«Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины...» В.А. Чалмаев  «...писали как жили, жили как писали» В.А. Чалмаев

«Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины...»

В.А. Чалмаев

«...писали как жили, жили как писали»

В.А. Чалмаев

Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Три революции: 1905 года, Февральскую, Октябрьскую 1917 г., Русско-японскую войну 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии
  • Три революции: 1905 года, Февральскую, Октябрьскую 1917 г.,
  • Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
  • Первая мировая война 1914-1918гг.,
  • Гражданская война
  • Сталинские репрессии
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни , виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» Н. Бердяев

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни , виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни»

Н. Бердяев

Что есть искусство? Какова роль искусства в обществе? Каково влияние искусства на человека? Какова связь искусства с жизнью? Каким должно быть искусство будущего? Каким должен быть творец?
  • Что есть искусство?
  • Какова роль искусства в обществе?
  • Каково влияние искусства на человека?
  • Какова связь искусства с жизнью?
  • Каким должно быть искусство будущего?
  • Каким должен быть творец?
Критический реализм.  Декаданс. Модернистские течения:  символизм  акмеизм   футуризм  символизм  акмеизм   футуризм  символизм  акмеизм   футуризм  символизм  акмеизм   футуризм  символизм  акмеизм   футуризм Социалистический реализм.
  • Критический реализм.
  • Декаданс.
  • Модернистские течения:
  • символизм акмеизм футуризм
  • символизм акмеизм футуризм
  • символизм акмеизм футуризм
  • символизм акмеизм футуризм
  • символизм
  • акмеизм
  • футуризм
    • Социалистический реализм.
    Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.
    • Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии.
    • Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего.
    • Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами.
    • Пристальное внимание к внутреннему миру человека.
    От франц. decadence— упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».
    • От франц. decadence— упадок.
    • Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний.
    • Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали.
    • Культ красоты как самодовлеющей ценности.
    • Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».
    Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне... Безумие! Безумие! Единый миг застыл – и длится, Как вечное раскаянье... Нельзя ни плакать, ни молиться... Отчаянье! Отчаянье! Пугает кто-то мукой ада, Потом сулит спасение... Ни лжи, ни истины не надо... Забвение! Забвение! Сомкни плотней пустые очи И тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи.  З. Гиппиус

    Пустынный шар в пустой пустыне,

    Как Дьявола раздумие...

    Висел всегда, висит поныне...

    Безумие! Безумие!

    Единый миг застыл – и длится,

    Как вечное раскаянье...

    Нельзя ни плакать, ни молиться...

    Отчаянье! Отчаянье!

    Пугает кто-то мукой ада,

    Потом сулит спасение...

    Ни лжи, ни истины не надо...

    Забвение! Забвение!

    Сомкни плотней пустые очи

    И тлей скорей, мертвец.

    Нет утр, нет дней, есть только ночи.

    З. Гиппиус

    Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна, Что кажется — я не живу, И сердце перестало биться, И это только наяву Мне все одно и то же снится. И если там, где буду я, Господь меня, как здесь, накажет, — То будет смерть, как жизнь моя, И смерть мне нового не скажет. Д.С. Мережковский

    Так жизнь ничтожеством страшна,

    И даже не борьбой, не мукой,

    А только бесконечной скукой

    И тихим ужасом полна,

    Что кажется — я не живу,

    И сердце перестало биться,

    И это только наяву

    Мне все одно и то же снится.

    И если там, где буду я,

    Господь меня, как здесь, накажет, —

    То будет смерть, как жизнь моя,

    И смерть мне нового не скажет.

    Д.С. Мережковский

    Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя в виде новых форм творчества, где возобладало уже следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера , вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению , внутренней идее или мистической грезе.
    • Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя в виде новых форм творчества, где возобладало уже следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера , вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению , внутренней идее или мистической грезе.
    Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности. Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.
    • Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв.
    • Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности.
    • Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.
    Выражение идей посредством символов. «Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления. Внутренний мир личности – показатель общего трагического мира, обреченного на гибель. Существование в двух планах: реальном и мистическом.
    • Выражение идей посредством символов.
    • «Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления.
    • Внутренний мир личности – показатель общего трагического мира, обреченного на гибель.
    • Существование в двух планах: реальном и мистическом.
    Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя!

    Ты – женщина, ты – книга между книг,

    Ты – свернутый, запечатленный свиток;

    В его строках и дум и слов избыток,

    В его листах безумен каждый миг.

    Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток!

    Он жжет огнем, едва в уста проник;

    Но пьющий пламя подавляет крик

    И славословит бешено средь пыток.

    Ты – женщина, и этим ты права.

    От века убрана короной звездной,

    Ты – в наших безднах образ божества!

    Мы для тебя влечем ярем железный,

    Тебе мы служим, тверди гор дробя,

    И молимся – от века – на тебя!

    Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина», «цветущая сила», «высшая степень». Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным. Возврат слову его изначального, не символического смысла.
    • Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина», «цветущая сила», «высшая степень».
    • Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным.
    • Возврат слову его изначального, не символического смысла.
     Перед весной бывают дни такие:  Под плотным снегом  отдыхает луг,  Шумят деревья весело-сухие,  И теплый ветер нежен и упруг.  И легкости своей дивится тело,  И дома своего не узнаешь,  А песню ту, что прежде надоела,  Как новую, с волнением поешь.

    Перед весной бывают дни такие:

    Под плотным снегом

    отдыхает луг,

    Шумят деревья весело-сухие,

    И теплый ветер нежен и упруг.

    И легкости своей дивится тело,

    И дома своего не узнаешь,

    А песню ту, что прежде надоела,

    Как новую, с волнением поешь.

    Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского f и t и r и m – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.  Создание «заумного языка», игра слов и букв. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.
    • Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского f и t и r и m – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.
    • Создание «заумного языка», игра слов и букв.
    • Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.
    О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смеячей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейво, смейво, Усмей, осмей, смешики, смешики. Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

    О, рассмейтесь, смехачи!

    О, засмейтесь, смехачи!

    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

    О, засмейтесь усмеяльно!

    О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смеячей!

    О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

    Смейво, смейво,

    Усмей, осмей, смешики, смешики.

    Смеюнчики, смеюнчики.

    О, рассмейтесь, смехачи!

    О, засмейтесь, смехачи!

    Правдивое, исторически- конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма. Писатель – это «выразитель», «представитель», «учитель». Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и справедливые люди, смелые и отважные.
    • Правдивое, исторически- конкретное изображение действительности в ее революционном развитии.
    • Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.
    • Писатель – это «выразитель», «представитель», «учитель».
    • Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и справедливые люди, смелые и отважные.
    Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час! С.А. Есенин

    Я последний поэт деревни,

    Скромен в песнях дощатый мост.

    За прощальной стою обедней

    Кадящих листвой берез.

    Догорит золотистым пламенем

    Из телесного воска свеча,

    И луны часы деревянные

    Прохрипят мой двенадцатый час.

    На тропу голубого поля

    Скоро выйдет железный гость.

    Злак овсяный, зарею пролитый,

    Соберет его черная горсть.

    Не живые, чужие ладони,

    Этим песням при вас не жить!

    Только будут колосья-кони

    О хозяине старом тужить.

    Будет ветер сосать их ржанье,

    Панихидный справляя пляс.

    Скоро, скоро часы деревянные

    Прохрипят мой двенадцатый час!

    С.А. Есенин

    Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет – мелкой, Миска – плоской. Через край – и мимо В землю черную, питать тростник. Невозвратно, неостановимо, Невосстановимо хлещет стих. М.И. Цветаева

    Вскрыла жилы: неостановимо,

    Невосстановимо хлещет жизнь.

    Подставляйте миски и тарелки!

    Всякая тарелка будет – мелкой,

    Миска – плоской.

    Через край – и мимо

    В землю черную, питать тростник.

    Невозвратно, неостановимо,

    Невосстановимо хлещет стих.

    М.И. Цветаева

    повести  «Епифанские шлюзы» «Город Градов» «Река Потудань» «Котлован» «Ювенильное море» «Джан» романы «Чевенгур», «Счастливая Москва»
    • повести
    • «Епифанские шлюзы» «Город Градов»
    • «Река Потудань» «Котлован» «Ювенильное море» «Джан»
    • романы
    • «Чевенгур», «Счастливая Москва»
    повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» романы  «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» пьесы «Кабала святош», «Дни Турбиных», «Бег»
    • повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»
    • романы
    • «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
    • пьесы «Кабала святош»,
    • «Дни Турбиных»,
    • «Бег»
    «Это время -Серебряный век – выдвинуло писателей, поразительных по разнообразию, смелости, остроте видения жизни и одухотворённости чувства... Они во многом проделали работу, которая была необходима России для её самопознания в наступивший переломный момент истории» Л.Б. Воронин

    «Это время -Серебряный век – выдвинуло писателей, поразительных по разнообразию, смелости, остроте видения жизни и одухотворённости чувства... Они во многом проделали работу, которая была необходима России для её самопознания в наступивший переломный момент истории»

    Л.Б. Воронин


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!