СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в плавание детей с детским церебральным параличом в условиях коррекционного образовательного учреждения

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает о приемах адаптации детей с последствиями детского церебрального паралича в водной среде. 

Просмотр содержимого документа
«Введение в плавание детей с детским церебральным параличом в условиях коррекционного образовательного учреждения»

Введение в плавание детей с детским церебральным параличом в условиях коррекционного образовательного учреждения


Лонина Наталья Николаевна,

инструктор по плаванию МКОУ С(К)НШ № 60

г. Новосибирск


На сегодняшний день актуальной проблемой является внедрение новых методик в области гидрореабилитации детей с ОВЗ, в частности с ДЦП. В случаях отклонений в состоянии здоровья человека проявление нормальных способностей затрудняется. При этом у лиц с ограниченными возможностями здоровья вырабатываются свои, зачастую принципиально отличные от нормативных, способности выполнения невольных и произвольных движений.

Известно, что двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. Снижение двигательной активности приводит к нарушению функционирования костно-мышечного аппарата, вызывающей изменения вегето-сосудистой и дыхательной систем, нарушение обменных процессов, снижение уровня работоспособности.

В настоящее время накоплен большой материал по оздоровительному влиянию водной среды на организм человека при заболеваниях детским церебральным параличом. Анализ эффективности индивидуального обучения плаванию показывает, что за основу формирования исходной модели для обучения плаванию детей-инвалидов принимаются адаптивные средства и методы заимствованные из методик обучения здоровых детей, либо полученных в результате поисковых педагогических экспериментов. Подобное снижает степень их соответствия и сравнительной оценки, поскольку двигательные действия здорового ребенка принципиально отличаются от неустановившихся двигательных действий инвалида.

Тренировки в воде являются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма ребенка. Занятия по адаптации проводятся на малой ванне, при температуре воды не ниже 29 градусов. Любые движения в воде для детей с ДЦП выполняются легче, чем на суше, нет давления на тело и суставы, а также сердечнососудистая система лучше справляется с нагрузками.

При начальном обучении плаванию детей, инструктор сталкивается со значительными трудностями не только в водной среде, но и на суше.

- неумение самостоятельно передвигаться;

- неумение спускаться самостоятельно в воду и подниматься из нее;

- у ребенка нет контакта с инструктором;

- недостаточный уровень развития и концентрации внимания;

- ребенок не умеет держаться на воде;

- ребенок не умеет удерживать подвижную опору;

- ребенок не умеет задерживать дыхание на воде;

- неумение ритмично дышать в условиях периодического погружения под воду;

- не выполняет выдох под водой.

На первом занятии с детьми происходит знакомство с водой, и они осваивают воду с помощью инструктора (на руках инструктора, либо с его страховкой), а также с помощью подручных средств (круги, нарукавники и т.д.). Знакомство с бассейном осуществляется передвижением вдоль бортика бассейна с опорой о поручни. Если ребенок не ходит, все передвижения и простые упражнения выполняются на руках у тренера и с его помощью. Это несложные упражнения руками, ногами, различные погружения в воду, дыхательные упражнения с выдохом в воду.

В процессе адаптации детей-инвалидов к водной среде были разработаны следующие несложные упражнения:

- разнообразные совместные покачивания стоя на месте;

- перемещения по дну с ребенком на руках с изменением положения тела ребенка;

- выполнение упражнений на захват предметов-игрушек;

- выполнение руками инструктора движений ногами, руками ребенка;

- активное разгибание инструктором спастически зажатых пальцев рук.

Чтобы дети усвоили эти упражнения, учитывая все трудности для детей с ДЦП, понадобится не одно занятие.

После основных упражнений следующим этапом является выполнение дыхательных упражнений. На освоение этого упражнения уходит несколько месяцев. Для эффективности работы, продуктивного мониторинга разработана таблица умений детей.

Форма проявления

дидактической задачи

Первое занятие

Последнее занятие

Контакт с инструктором

есть

есть

В раздевалке

помощь

помощь

Вход, выход в воду

помощь

помощь

Стойка на дне

поддержка

помощь

Захват твердой опоры

нет

есть

Состояние

тревожности

есть

нет

Необходимость поддержания головы

нет

нет

Передвижение на руках

помощь

самостоятельно



Процесс обучения проходит очень медленно. Все упражнения, которые выполняются, носят в основном игровой характер.

Вода для детей – это, прежде всего, радость движения и восторг. На этой основе параллельно решаются задачи оздоровления и коррекции двигательных нарушений и, соответственно, улучшения его физического и интеллектуального развития.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!