СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в образовательную программу «Студия военно-исторического кино «Память Танкограда».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: сформировать представление о целях и методах работы Объединения.

1. Предметные – Раскрыть содержание и сформировать первичные навыки военно-конструкторской работы.

2. Метапредметные - Формировать навыки самостоятельной проектно-поисковой работы.

3. Личностные - Развивать понимание роли военного дела в истории, воспитывать уважение к воинской профессии, военному мундиру. Развивать коммуникативные и социальные компетенции, формировать    социально-активную личность.

Просмотр содержимого документа
«Введение в образовательную программу «Студия военно-исторического кино «Память Танкограда».»

Тема занятия: Введение в образовательную программу «Студия военно-исторического кино «Память Танкограда».



Участники занятия: группа обучающихся первого года обучения творческого объединения «Студия военно-исторического кино «Память Танкограда»

Время проведения занятия: 45 мин.

Цель занятия: сформировать представление о целях и методах работы Объединения.

1. Предметные – Раскрыть содержание и сформировать первичные навыки военно-конструкторской работы.

2. Метапредметные - Формировать навыки самостоятельной проектно-поисковой работы.

3. Личностные - Развивать понимание роли военного дела в истории, воспитывать уважение к воинской профессии, военному мундиру. Развивать коммуникативные и социальные компетенции, формировать социально-активную личность.


Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал, видеокамера, наборы военной миниатюры производителя «Звезда», макет местности.

План занятия:

  1. Оргмомент – 2 минуты.

  2. Целеполагание, входное анкетирование – 3 минуты.

  3. Подготовка проекта – 30 минут.

  4. Подведение итогов (рефлексия, оценка) – 10 минут.




Ход занятия

1. Оргмомент (слайд 1)

2. Целеполагание, входное анкетирование.

Начальный этап занятия представляет собой анкетирование обучающихся (слайд 2)

  1. Что вы ожидаете от нашего Объединения?

  2. Какие знания вы рассчитываете получить?

  3. Какие из уже имеющихся знаний могут вам пригодиться?

  4. Для чего нужно изучение военной истории?

  5. Как можно изучать военную историю?

  6. Какие основные

  1. Сражения

  2. Танки

  3. Каких основных полководцев Великой Отечественной войны вы знаете?

В целях экономии времени анкетирование проводится устно.


3. Подготовка проекта.

Сегодня мы с вами подготовим наш первый проект, посвященный Великой Отечественной войне. Он называется «Атака подо Ржевом». Карта Ржевской битвы – на экране (слайд 3).

Мы с вами разделимся на три группы.


Задание 1 группе. Прочитать раздаточный текст. Выделить основное содержание, подготовить спикера группы, озвучить сокращенный текст на камеру (Приложение 1).


Задание 2 группе. Собрать из наборов «Звезда» отряд Советской Армии и танк Т-34/76. Разместить на макете местности как атакующих.


Задание 3 группе. Собрать из наборов «Звезда» отряд немецко-фашистских войск и танк Т-III. Разместить на макете местности как обороняющихся.


Заполненный макет снимается на видеокамеру.


4. Подведение итогов (рефлексия)

  1. Просмотр отснятых видеоматериалов.

  2. Оценка занятия.

Педагог предлагает заполнить анкеты, в которых необходимо поставить галочку около выбранного утверждения (слайд 4).

  • Мне все понравилось –

  • Мне ничего не понятно –

  • Мне было интересно –

  • Мне было скучно –

  • Мне было легко –

  • Мне было трудно –



Список используемой литературы.


  1. Дрюитт Ф. Танки и самоходные орудия./ Пер. с англ. – М.: АСТ, 2000.

  2. История второй мировой войны 1939–1945 гг. в 12 томах. — М.: Воениздат, 1973-1982. 




Приложение 1.

Ржевская битва - кровопролитные сражения войск Западного и Калининского фронтов против группы армий "Центр", происходившие на Ржевско‑Сычёвском направлении с 8 января 1942 года по 31 марта 1943 года в ходе Великой Отечественной войны.

Ржевская битва складывалась из четырех самостоятельных наступательных операций. Первая из них состоялась в январе ‑ апреле 1942 года (Ржевско‑Вяземская), вторая ‑ в августе 1942 года (Ржевско‑Сычевская), третья ‑ в декабре того же года (Ржевско‑Сычевская, операция "Марс") и четвертая ‑ в марте 1943 года (Ржевско‑Вяземская).

К началу января 1942 года в ходе контрнаступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Москвы на 100‑250 км - в район в 20‑30 километрах западнее Ржева, куда в начале января 1942 года входили армии Калининского фронта.

8 января 1942 года Калининский фронт начал Ржевско‑Вяземскую операцию, являвшуюся частью общего наступления Красной Армии и продолжавшуюся до апреля 1942 года. Главная роль в этой операции отводилась Западному фронту, наступавшему силами девяти армий и двух кавалерийских корпусов и наносившему основной удар в районе Вязьмы. Главный удар по врагу западнее Ржева наносила 39‑я армия под командованием генерал‑майора Масленникова.

Сосредоточившись на узком участке фронта, танки после кратковременной артиллерийской подготовки прорвали немецко‑фашистскую оборону западнее Ржева. В прорыв в 8 километрах северо‑западнее Ржева шириной до 10‑15 километров 12 января 1942 года были введены 11‑й кавалерийский корпус под командованием полковника Соколова и 29‑я армия генерал‑майора Швецова. Перед 29‑й армией ставилась задача расширить плацдарм западнее Ржева, удерживать фланги в месте прорыва вражеской обороны и дивизиями левого фланга совместно с 31‑й армией овладеть Ржевом.

Однако советское командование недооценило силы противника. В начале февраля 29‑я армия оказалась в полном окружении западнее Ржева в Мончаловских лесах.

В марте‑апреле 1942 года войска Калининского и Западного фронтов, пытаясь выполнить директивы Ставки Верховного Главнокомандования, продолжали наступательные бои. Но вместо наступления часто приходилось отбивать ожесточенные контратаки врага. До конца марта противник не ослаблял нажима на Ржевско‑Вяземском выступе, который образовался в 170‑250 километрах к западу от Москвы в результате наступления советских войск в первую военную зиму.

Установившееся с весны 1942 года относительное затишье на фронте севернее и западнее Ржева советские и вражеские войска использовали для подготовки к предстоящим летним боям. На Ржевском выступе немецко‑фашистские войска к середине лета 1942 года создали глубоко эшелонированную полосу обороны. Каждый населенный пункт был превращен в самостоятельный узел обороны с дотами и железными колпаками, траншеями и ходами сообщения. Советские армии на Ржевском выступе к середине июля также создали сильные оборонительные укрепления.

16 июля 1942 года, за день до начала Сталинградской битвы, Ставка Верховного Главнокомандования поставила перед командованием Западного и Калининского фронтов задачу наступательной Ржевско‑Сычёвской операции. Важнейшей особенностью этой операции должна была стать ее внезапность.

30 июля 1942 года войска Западного фронта нанесли удар по немецким позициям в районе населенного пункта Погорелое Городище. Прорвав немецкую оборону, советские войска продвинулись на 15‑30 км в направлении станции Сычёвка. 7‑10 августа 1942 года в районе деревень Карманово и Карамзино немцы нанесли сильный контрудар по наступавшим частям. В этом сражении, одном из крупнейших танковых сражений начального периода войны, участвовало с обеих сторон до 1500 танков. Немецкие войска, руководимые командующим 9‑й армией генералом Моделем, сумели отразить советский натиск. Продвижение вперед Красной Армии на Сычёвском направлении прекратилось.

Следом за Западным перешел в наступление Калининский фронт, наносивший главный удар на Ржев. На подступах к городу советский натиск был остановлен. К 23 августа 1942 года оба фронта, исчерпав наступательные возможности, перешли к обороне.

В сентябре борьба за Ржев стала более ожесточенной. Прорвав немецкую оборону, советские части вошли в город, где начались яростные уличные бои. Немцам удалось отбить Ржев ценой огромных усилий. В целом летне‑осеннее наступление Красной Армии методом фронтального натиска на острие выступа не принесло желаемых результатов. По немецким данным, Красная Армия потеряла в нем около 400 тысяч человек. К середине октября бои стихли.

Новое советское наступление в этом районе началось 25 ноября 1942 года. Его готовил Георгий Жуков. Операция имела цель фланговыми ударами двух фронтов ‑ Западного (им командовал генерал Конев) и Калининского (этим фронтом командовал генерал Пуркаев) - окружить и уничтожить главные силы группы армий "Центр". Несмотря на численное превосходство, Красной Армии не удалось добиться успеха. Ударная группа Калининского фронта прорвала немецкие позиции южнее города Белый, но войска Западного фронта, которые должны были наступать ей навстречу, выполнить свою задачу не смогли.

Отразив натиск Западного фронта, германское командование организовало мощные фланговые удары по прорвавшимся частям Калининского фронта, которые не сумели расширить зону прорыва. Некоторые из них оказались отсечены и попали в окружение. В результате Ставке пришлось брать из резерва новые силы (в частности, сибирские дивизии), чтобы вызволять попавшие в ловушку соединения. Дравшихся несколько суток в тяжелейших условиях зимнего окружения бойцов и командиров пришлось отводить в тыл.

15 декабря 1942 года советское наступление прекратилось. Потери Красной Армии в этой трехнедельной зимней битве составили, по немецким данным, 200 тысяч человек.

6 февраля 1943 года командующие Калининским и и Западным фронтами генералы Пуркаев и Соколовский получили директиву Ставки Верховного Главнокомандования о подготовке к новой Ржевско‑Вяземской наступательной операции. Снова была поставлена задача окружить и уничтожить основные силы группы армий "Центр". К наступлению привлекались четыре армии Калининского и восемь армий Западного фронтов.

Немецко‑фашистское командование, израсходовав в зимних боях все свои резервы и опасаясь после Сталинграда попасть под Ржевом еще в один "котел", доказало Гитлеру, что необходимо уйти из ржевско‑вяземского мешка и сократить линию фронта. 6 февраля Гитлер дал разрешение на отвод 9‑й и половины 4‑й армий на линию Спас‑Деменск‑Дорогобуш‑Духовщина.

2 марта 1943 года в 14 часов 30 минут советские армии получили приказ перейти в наступление. Немецкое командование уже начало планомерный отвод своих войск от рубежа к рубежу под прикрытием сильных арьергардов. К исходу дня 2 марта советскими войсками были заняты деревни Кокошкино, Малахово‑Волжское, Тростино и др. 359‑я дивизия во втором часу ночи 3 марта овладела деревней Костерово, 220‑я дивизия к утру вышла на линию железной дороги Москва‑Великие Луки, а в 11 часов дня после короткого боя овладела станцией Мончалово, 369‑я дивизия ночной атакой выбила арьергардные подразделения немцев из деревни Петуново, заняла деревню Толстиково.

Непосредственно на Ржев наступали левофланговые 215‑я и 274‑я стрелковые дивизии 30‑й армии под командованием генерал‑майора Куприянова и полковника Шульги. В ночь на 3 марта, заняв деревни Муравьево, Ковалево, Хорошево западнее Ржева и деревни Пестриково, Быхова Слобода и Опоки восточнее Ржева, эти дивизии подошли к Ржеву.

3 марта 1943 года войсками 30‑й армии Западного фронта Ржев был освобожден.

Не задерживаясь в Ржеве, части и подразделения 274‑й и 215‑й стрелковых дивизий двинулись вслед за отходившим противником на юго‑запад. К 31 марта 1943 года ржевско‑Вяземский выступ был срезан. Фронт был отодвинут еще на 100 км к западу. Угроза Москве была ликвидирована. Для германского руководства это стало тяжелой, но вынужденной утратой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!