СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение. Линии чертежа. Форматы. Основная надпись

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по инженерной графике на тему "Введение.Линии чертежа.Форматы.Основная надпись". Предоставлена информация по предмету и теоретический, практичский материал для занятия. 

Просмотр содержимого документа
«Введение. Линии чертежа. Форматы. Основная надпись»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

        1. ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»















Методическая разработка урока

по учебной дисциплине «Инженерная графика»




Тема: «Введение. Линии чертежа. Форматы. Основная надпись»







Урушкина Ирина Владимировна,

преподаватель инженерной графики








Липецк, 2023

Профессия/

специальность

08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем

Учебная дисциплина

Инженерная графика

Тема раздела рабочей программы

Введение

Тема занятия

Линии чертежа. Форматы. Основная надпись

Регламент занятия

90 минут

Участники занятия

студенты группы

Вид занятия

изучение нового материала

Тип занятия

комбинированный

Технологии обучения

практико-ориентированные технологии;

информационно-коммуникативные технологии;

проблемное обучение;

здоровьесберегающие технологии.

Цели занятия:

образовательные (обучающие)

дать практические навыки черчения линий;

углубить знание о видах линий чертежа и их назначении;

выработать умение в анализе полученных результатов.

развивающие


развитие активной мыслительной деятельности;

развитие логического мышления;

развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности;

развивать умения пространственно мыслить, выполнять анализ геометрической формы предмета;

развивать умение сравнивать, анализировать, работать по алгоритму.

воспитательные


воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии;

воспитание внимания, чувства ответственности;

воспитание аккуратности и точности в выполнении графических построений;

формирование у студентов познавательной потребности, самоконтроля, умения конспектировать изучаемый материал.

Обеспечение учебного занятия

Оборудование:

мультимедийное оборудование;

персональный компьютер;

учебно-методическое обеспечение:

презентации к учебному занятию;

раздаточный материал;

плакаты.





Технологическая карта занятия

Структурные элементы занятия

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационная часть. Мотивация к совершению учебной деятельности

2

Проверка присутствующих на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест к занятию

Проверяют готовность к занятию

(тетради, чертежные принадлежности)

2. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы с выходом на цели занятия

8

Набрасывание идей, предположений по теме занятия;

3) активизация имеющихся знаний

Слушают преподавателя. Отвечают на вопросы

3.Изучение нового материала

35

Последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация работы студентов по его осмыслению и усвоению

Студенты работают в тетради, отвечают на вопросы, слушают ответы, дополняют или исправляют неверные ответы

4.Систематизация и закрепление изученного материала

40

Задание по вариантам.

Закрепление изучаемого материала 

Работа в тетради (по вариантам).

Отвечают на вопросы

5.Подведение итогов и рефлексия занятия

5

Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненное упражнение. Комментарии результата занятия

Запись задания для домашней работы и инструктаж по его выполнению


Ход занятия

1.Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 2 мин.

Цель этапа: психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

2.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы с выходом на цели занятия – 8 мин.

Цель этапа: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания» с фиксацией индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Сформулировать цели и задачи занятия, постановка студентами собственных целей:

1) происходит совместное формулирование темы занятия;

2) происходит совместное формулирование цели и задач занятия.

Слайд 1.

Инженерная графика – первая ступень обучения студентов, на которой изучаются основные правила выполнения и оформления конструкторской документации. Полное овладение чертежом, как средством выражения технической мысли, и производственными документами, а также приобретение устойчивых навыков в черчении достигается в результате усвоения всего комплекса технических и специальных дисциплин.


Основная цель обучения по предмету "Инженерная графика" - получение знаний и навыков, необходимых для создания и чтения чертежей и составления конструкторской и технической документации.


Изучение курса инженерной графики основывается на теоретических положениях курса начертательной геометрии, нормативных документах, государственных стандартах и ЕСКД.

Знание инженерной графики позволяет специалисту выполнять и читать чертежи так же, как знание азбуки и грамматики позволяет человеку читать и писать тексты. Инженерная графика является таким предметом, при изучении которого студенты знакомятся с широким кругом технических понятий. Знание этого предмета облегчает изучение многих других общетехнических и специальных дисциплин.


Слайд 2. Впервые общие правила построения изображения предметов на
плоскости были сформулированы в конце 18-го века французским
ученым Гаспаром Монжем. Далее эти правила были развиты и на их
основе создана техническая дисциплина инженерная графика.

Занятия по инженерной графике развивают способность к пространственному воображению.

Изучение этой технической дисциплины только тогда дает наилучшие результаты, когда студент хорошо представляет себе в пространстве все геометрические построения, которые он производит на бумаге.

В наше время сложно отыскать вид человеческой деятельности, где бы ни приходилось прибегать к помощи чертежей.

«Черчение является языком техники» – говорил один из создателей начертательной геометрии Гаспар Монж.

Слайд 3. Овладение чертежом как средством выражения технической мысли и как производственным документом происходит на протяжении
всего процесса обучения. Этот процесс начинается с изучения
инженерной и машинной графики, а затем развивается и закрепляется в ряде специальных дисциплин.

Любая машина, прибор состоят из деталей, соединенных между
собой. Детали могут отличаться друг от друга формой, размерами и
технологическим процессом их изготовления. Одни детали изготовляют из листового материала, другие – из сортаментного и фасонного проката, третьи получают литьем, горячей штамповкой и т. д.

Применяют самые различные способы соединения деталей: разъемные – соединения на резьбе (болтовые, винтовые, шпилечные,
свинчиванием), шпоночные и неразъемные – соединения на заклепках, а также полученные методами пайки, сварки, запрессовки, опрессовки, склеивания, сшивания и др.

Собирая или разбирая какую-нибудь машину, легко заметить, что
одни детали можно просто отвернуть, другие – разъединить при снятии крепежных изделий, например болтов или винтов, третьи – снять в виде целой группы деталей (соединенных между собой сборочными операциями), представляющей сборочную единицу. Если соединение деталей разъемное, то сборочную единицу, в свою очередь, можно разобрать на отдельные детали.

Изготовление всех деталей, как простых, так и сложных, а также
сборочных единиц и изделий в целом выполняется по технологическим и операционным картам, составленным на основе чертежей.

Без чертежей невозможно современное производство. Для изготовления даже самой простой детали потребовалось бы подробное словесное описание ее формы и размеров, шероховатости поверхностей и т. д. Такое описание значительно сократится и станет яснее, если мы добавим наглядное изображение этой детали.

Чертеж — это графический документ, содержащий изображение изделия (машины, здания, сооружения или их частей) и другие данные, необходимые для разработки технологии изготовления, производства, сборки и контроля изделия.

Прочитать современный рабочий чертеж изделия (детали, узла) –
значит получить полное представление о форме, размерах и технических требованиях к готовому изделию, а также определить по чертежу все данные для его изготовления и контроля.

По чертежу детали выясняют форму и размеры всех ее элементов,
назначенный конструктором материал, форму и расположение поверхностей, ограничивающих деталь, и другие данные.

При чтении сборочного чертежа изделия выясняют взаимное расположение составных частей, способы их соединения и другие данные для выполнения сборочных операций.


Слайд 4. Чтобы выполнить любой чертеж или эскиз необходимо применить ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ


  • Бумага формат А4 и А3

  • Карандаши Т или Н, ТМ или F, НВ, М или В

  • Готовальня

  • Линейки, рейсшина, угольники, ластик

  • Тетрадь формата А4 (без полей)

О чем же мы с Вами сегодня поговорим? И как будет звучать тема нашего занятия?


3.Изучение нового материала – 35 мин.

Цель этапа: последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация студентов по его осмыслению и усвоению.

1) работа со слайд – презентацией;

2) работа в тетради;

Слайд 5.

Итак, тема нашего занятия «Введение. Линии чертежа. Форматы. Основная надпись» (записать в тетрадь)


План изучения темы:

1) Понятие о ЕСКД и ГОСТах.

2) Линии чертежа и их выполнение.

3) Форматы. Размеры сторон формата.

4) Основная надпись.


Слайд 6. Единая система конструкторской документации

Современное производство невозможно без тщательно разработанной конструкторской документации. Она должна, не допуская произвольных толкований, определять, что необходимо изготовить (наименование, величина, форма, внешний вид, используемые материалы и др.). Такое большое значение конструкторской документации потребовало создания правил ее разработки, одним из видов которых является

Единая система конструкторской документации (ЕСКД) – комплекс стандартов, устанавливающий правила по разработке и оформлению конструкторской документации.

Чертежи должны быть выполнены грамотно и с хорошей техникой оформления. Под грамотностью необходимо понимать целесообразное и правильное применение положений стандартов для передачи конструктивных и технологических требований, которые должны быть отражены на чертежах.

Под техникой оформления понимают графическую аккуратность,
четкость и соответствие стандартам всех линий, условных обозначений и надписей чертежа.



Единообразие графического оформления чертежей регламентируется стандартами (ГОСТом):

  1. линии – ГОСТ 2.303–2011;

  2. форматы – ГОСТ 2.301–68;

  3. шрифты чертежные – ГОСТ 2.304–81;

  4. основные надписи – ГОСТ 2.104–2006;

  5. масштабы – ГОСТ 2.302–68.

Слайд 7. Линии чертежа

ГОСТ 2.303–2011 устанавливает начертание и основное назначение
линий, применяемых при выполнении чертежей (табл. 1.1).

На учебных чертежах толщину сплошной основной линии следует принимать равной 0,9-1 мм.

Длину штрихов в штриховых и штрихпунктирных линиях следует выбирать в зависимости от величины изображения. Для большинства изображений, выполняемых в учебных чертежах, длину штрихов штриховой линии принимают равной 4 мм, а промежуток между ними 1 мм.

Длину штрихов в штрихпунктирной линии, применяемой в качестве осевой или центровой, принимают равной 20мм, а промежутков между ними 5мм. Штрихи должны быть одинаковой длины, промежутки между ними также должны быть равны. Штрихпунктирные линии пересекаются и заканчиваются штрихами, а не точками (рис. 1.1).

Центр окружности изображают пересечением штрихов, а не точкой. Если диаметр окружности или размеры других геометрических фигур в изображении менее 12 мм, в качестве центровых применяются сплошные тонкие линии. Осевые и центровые линии выходят за контур изображения на 2мм (рис. 1.1).






Форматы

Слайд 8-11. Чертежи и другие конструкторские документы промышленности и строительства выполняют на листах определённых размеров – форматах.


Формат - это размер листа, на котором выполняется любой конструкторский документ (чертеж, схема, спецификация). Если размер листа больше, то по размеру формата тонкой линией чертится внешняя рамка.


2 типа форматов: основной и дополнительный.

  • Основные форматы получаются последовательным делением параллельно меньшей стороне.

Размеры основных форматов устанавливает ГОСТ 2.301-68 (табл. 1).

Таблица 1 - Основные форматы

Площадь формата А0 составляет 2. Каждый последующий меньший формат получается делением большего формата пополам, так что линия раздела проходит параллельно короткой стороне. Допускается использование формата А5, с размерами сторон 148x210 мм.

  • Дополнительный формат получается путём увеличения основного в n раз.

В соответствии с ГОСТ 2.301-68 возможно применение дополнительных форматов, образованных увеличением короткой стороны основных форматов в целое число раз, например, А0х2, с размерами сторон 1189x1682 или А4х5, с размерами сторон 297x1050.

Формат А4 × 5 (297 × 1050)

Формат А4 располагается только вертикально, остальные - в зависимости от компоновки изображения. В правом нижнем углу формата размещается основная надпись по ГОСТ 2.104-2006.

Для чертежей и схем используется основная надпись с размерами 185x55 мм, для текстовой документации - 185x40 мм для первого листа и 185x15 мм - для последующих листов.

В левом верхнем углу располагается дополнительная графа с размерами 70x14 мм, в которой размещают номер чертежа.



Выполнение чертежа начинается с определения необходимого формата и его оформления.

Слайд 12-13. Исходя из общих требований к оформлению чертежей, можно рекомендовать такую последовательность определения оптимального формата для чертежа:

  1. Выбрать масштаб изображения, определить число изображений (виды, сечения, разрезы) и их расположение, а также учесть место для основной надписи, расстановку размеров, расположение технических требований и технической характеристики.

  2. Определить рабочее поле чертежа, т. е. той части формата чертежа, которая отводится непосредственно для изображений. Расчет рабочего поля заключается в определении охватывающего изображения контура. Необходимо, чтобы рабочее поле составляло   площади всего чертежа.

Масштаб - это отношение размеров изображения к натуральным размерам предмета (детали).

Масштабы изображений и их обозначение на чертежах всех отраслей промышленности и строительства (кроме иллюстраций и чертежей, полученных фотографированием) должны соответствовать ГОСТ 2.302-68.

Масштабы изображений должны выбираться из стандартного ряда
(табл. 2).

Таблица 2 - Основные масштабы

Масштабы уменьшения

1:2; 1:2.5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000

Натуральная величина

1:1

Масштабы увеличения

2:1; 2.5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1 100:1

При выборе масштаба следует учитывать, что изображение должно занимать не менее 60% свободного поля чертежа.

Масштаб, указанный в предназначенной для этого графе основной надписи чертежа, должен обозначаться по типу 1:1; 1:2; 2:1 и т.д., а в остальных случаях - по типу (1:1); (1:2); (2:1) и т.д.




Слайд 14-17. Основная надпись чертежа

Основную надпись помещают в правом нижнем углу чертежа. На форматах   она может быть расположена только вдоль короткой стороны листа, на других форматах — как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

ГОСТ 2.104-2006 устанавливает формы основных надписей на чертежах. В частности, для чертежей и схем применяется форма 1 (рис. 1.6), а для текстовых конструкторских документов первого и заглавного листа — форма 2. Для последующих листов чертежей и схем используют форму 2а.

В основной надписи (номера граф даны в скобках) указывается:

- графа 1 — наименование изделия (например, Вал);

- графа 2 — обозначение кода документа (например, ГЧ.08.02.08.22.01.03);

- графа 3 — обозначение материала, данную графу заполняют только для чертежей деталей (например, Сталь 20 ГОСТ 1050-88);

- графа 4 — литера, присвоенная данному документу по ГОСТ 2.103-68 (графу заполняют последовательно, начиная с крайней левой клетки. Например, литера О означает «опытный образец», «опытная партия», литера У — «учебный чертеж»; при этом заметим, что литера У стандартом не предусмотрена, но широко используется в технических учебных заведениях);

- графа 5 — масса изделия (например, 0,7 кг);

- графа 6 — масштаб изображения предмета на чертеже (например,1:1); проставляется в соответствии с ГОСТ 2.302-68;

- графа 7 — порядковый номер листа (например, 1); если чертеж выполнен на одном листе, то графа не заполняется;

- графа 8 — общее количество листов документа (графу заполняют только на первом листе);

- графа 9 — наименование предприятия, выпустившего данный чертеж.

Пример выполнения основной надписи приведен на рис.













Для учебных чертежей графа 3 может не заполняться.

4.Систематизация и закрепление изученного материала – 40 мин.

Цель этапа: Применение и закрепление полученных знаний,

систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков, выполнение упражнений.

Слайд 18. (работа в тетради)

Слайд 18. Задание: В рабочей тетради вычертить рамку и основную надпись чертежа. Начертите типы линий, представленные на рисунке, соблюдая толщину линий. Размеры не проставлять.





Задание: В рабочей тетради записать название линий, их толщину и назначение.

Задание: В таблице записать номер линии на чертеже, название линии, толщину линии. (Учащиеся комментируют записи в таблице и отвечают на вопросы).


1 Вариант

1.Какие типы линий вы знаете?

2.В каких случаях применяют тонкую сплошную линию?

3.Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия? Какова ее толщина?

4.Каково назначение сплошной толстой основной линии?

2 Вариант

1.Какие типы линий вы знаете?

2.В каких случаях применяют тонкую сплошную линию?

3.Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия? Какова ее толщина?

4.Каково назначение сплошной толстой основной линии?


5. Подведение итогов и рефлексия занятия – 5 мин.

Цель этапа: Осознание своей учебной деятельности, самооценка

результатов деятельности. Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненное упражнение.


  • Рефлексия. (Учащиеся отвечают на вопросы).

1.В чем для вас заключались трудности?

2.Понравилась ли вам тема сегодняшнего урока?

3.Все ли успели выполнить работу?

Учитель дает общую характеристику деятельности учащихся на уроке.


  • Выставление оценок


Слайд 19.Домашнее задание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание: На формате А4 выполнить орнамент, применяя различные типы линий и окружностей.

Пример:


Слайд 20.Спасибо за занятие.


Литература

  1. Государственные стандарты ЕСКД.

  2. Боголюбов, С. К. Инженерная графика / С. К. Боголюбов– М. : Альянс, 2018. – 392 с. : ил.

  3. Боголюбов, С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения / С.К.Боголюбов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Альянс, 2014

Приложение 1


Раздаточный материал для студентов



Масштабы уменьшения

1:2; 1:2.5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000

Натуральная величина

1:1

Масштабы увеличения

2:1; 2.5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1 100:1



Приложение 2











23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!