СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение к курсу о вомучениках оренбургских

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном информационно насыщенном обществе чрезвычайно остро ощущается проблема вакуума духовных ценностей, которые  выстраивали  бы личность не горизонтально (потребительские относительные ценности), а вертикально (абсолютные  ценности, ценности-цели, которым служат, а не пользуются). Одними из таких ценностей-целей является любовь к Родине, к Матери-Церкви, вера в Бога. Служение этим ценностям выразилось в подвиге  новомучеников и исповедников Церкви Русской в ХХ в., многие из которых канонизированы Церковью. Нравственный пример жизни и подвига веры новомучеников является бесценным для подлинно духовного воспитания подрастающего поколения, позволяет перекинуть мостик исторической памяти между поколениями.

Просмотр содержимого документа
«Введение к курсу о вомучениках оренбургских»

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современном информационно насыщенном обществе чрезвычайно остро ощущается проблема вакуума духовных ценностей, которые выстраивали бы личность не горизонтально (потребительские относительные ценности), а вертикально (абсолютные ценности, ценности-цели, которым служат, а не пользуются). Одними из таких ценностей-целей является любовь к Родине, к Матери-Церкви, вера в Бога. Служение этим ценностям выразилось в подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской в ХХ в., многие из которых канонизированы Церковью. Нравственный пример жизни и подвига веры новомучеников является бесценным для подлинно духовного воспитания подрастающего поколения, позволяет перекинуть мостик исторической памяти между поколениями.

Национальная трагедия, выраженная в сталинских репрессиях духовенства и верующих в целом, явилась победой духа российского народа над безверием властей. Зримым символом такой победы духа является прославление Русской Православной Церковью более трех с половиной тысяч новомучеников ХХ в. Это подтверждает историческую цивилизационную идею развития России как «Святой Руси», реализующей Божью правду на земле, идею русского народа как народа богоносца. Все эти проблемы ставят перед педагогическим сообществом задачу адекватного переосмысления подвига новомучеников в современности и донесения его до сознания и сердца школьников. Современный школьник остро нуждается не в массовых мифологизированных образах героя, тиражируемых СМИ и сетью Интернет, а в подлинно историчных, индивидуализированных образцах героизма, которые единственно и остаются исторически непреходящими в сакральной истории народной культуры.

В Концепции популяризации и трансляции материалов серии «Новомученики и исповедники российские ХХ века» З.Д. Ильиной и О.В. Пигоревой1 рассматриваются определенные критерии, позволяющие более успешно проводить образовательную деятельность по данной теме:

  1. Использование опубликованных исторически достоверных материалов и выработанной игуменом Дамаскиным (Орловским) методологии изучения жизни новомучеников2;

  2. Разъяснение значения подвига новомучеников и исповедников на конкретных примерах в рамках исторического контекста и формирование у школьников понимания значимости «святыни» в православной культуре;

  3. Позитивное изложение материала, научить школьников с уважением и духовной радостью, объективно воспринимать историю собственной страны, даже если эта история содержит и неприглядные факты;

  4. Опора на уже ранее известные ученикам сведения из различных учебных курсов (истории, литературы и др.), средств массовой информации, бытовой культуры, обращение к их собственному жизненному опыту;

  5. Интерактивный характер обучения. Привлечение школьников к совместной работе: к сбору материалов о мучениках и исповедниках ХХ в., к поиску ответов на поставленные в процессе изучения темы вопросы в личном опыте учеников, истории их семей.;

  6. Использование высокого стиля при изложении материала. Привлечение высокохудожественного, научного и церковного стилей в изложении подвига новомучеников с учетом психологических и интеллектуальных возможностей школьников.;

  7. Терминологическая работа и понятийная культура школьников;

  8. Использование материалов как общероссийской, так и региональной тематики. Данный критерий основан на понимании значимости краеведческого материала для становления личности школьника и развития интереса к предмету.;

  9. Использование микро-территориального подхода (семейной истории) и метода устной истории в изучении подвига новомучеников.

В целом, учебное пособие Ильиной З.Д. и Пигоревой О.В. явилось первой ласточкой среди педагогических изданий, где с церковной и научной позиций объясняется в доступной для школьников форме высокий подвиг новомучеников.

Тема новомучеников была исследована в целой серии диссертационных работ в России. Семененко-Басин И.В. рассматривает историю канонизации святых в Русской Православной Церкви. Он делает вывод: «В 2000 в Москве Поместный собор РПЦ-МП канонизировал царское семейство вместе с сотнями новомучеников. Если усматривать в канонизациях святых акт созидания иконы Святой Руси, то фигура царя-мученика в таком контексте приобретает особое значение. Последний российский самодержец предстаёт не только символом утраченной общности, разрушенного православного царства, но и неким средством связи (царской России и современной – прим.). 2000 был сформирован новый образ Святой Руси, новая идеальная, вневременная модель России. Теперь в неё с особой отчётливостью вписана жертва, страдание, благодаря чему в образе Святой Руси усилился пасхальный и эсхатологический акцент» 3.

Культурологический анализ агиографии (житий святых) продолжает Лоевская М.М. Она видит актуальность темы исследования в том, что жития святых - бесценное творение русской культуры, они составляют самую обширную часть христианской литературы; это поистине самый мощный и высокий рассказ, какой только есть в отечественной литературе, о вечной русской молитве, о русском духе - победителе всех страданий. Она приводит пример новомученика, который был внутренне воспитан на житиях святых: «Желание подражать подвигам святых не стало «анахронизмом»: по словам Петроградского митрополита Вениамина (Казанского), в детстве и отрочестве он «зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они пережили». Но времена переменятся и откроется для него возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих, подобно первомученикам он испытает всю полноту страданий: «тюрьму, суд, общественное заплевание; обречение и требование смерти; людскую неблагодарность, продажность. беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за саму Церковь». Известно, что на смерть митрополит Вениамин шел спокойно, шепча молитву и крестясь» 4. Высокая педагогическая культура и внутренняя культура школьника нужна в деле освоения темы святых. Об этом предупреждает еп. Игнатий Брянчанинов, что «нужна осторожность для читателей повести, которая предположена к духовному созерцанию и назиданию», что жития святых надо читать с разумением, в противном случае это может привести «к повреждению себя». Особо ценным в ее работе является выявление мифологизма и исторических неточностей в современных житиях новомучеников и исповедников, она протестует против агиографического китча. Об этой опасности с тревогой говорил Патриарх Алексия II, который в обращении к клиру и приходским советам храмов г. Москвы вразумляет «псевдоревнителей»: «Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина, то чтобы быть последовательными, надо деканонизировать, например, митрополита Московского Филиппа и преподобного Корнилия Псково-Печерского. Нельзя же поклоняться и убийцам, и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?»5

Капура Н.В. на примере трудов игумена Дамаскина (Орловского) проводит философский анализ опыт новомученичества в Русской православной Церкви XX века. Она рассматривает важные культурно-исторические и социально-политические основания гонений христиан в России XX века и такие важные для педагогики ценности и понятия как, нравственной ответственности как основы религиозного опыта Российских новомучеников; понятия сознания, свободы, долга обязанности, совести, покаяния, веры, надежды и любви. Актуальность своего исследования она видит, что анализ опыта новомучеников выступает как своеобразный религиозно-этический фундамент идеала святой Руси, проецирующий этические категории христианства на современную культуру и научное знание, помогая реконструировать систему ориентиров христианских ценностей в сознании современного человека6. В феномене мученичества она выделяет следующие характеристики:

1) смиренное принятие страданий как наказание за собственные грехи;

2) осуществление таинства предощущения мучеником своего воскресения и его участия в полноте славы Воскресения Христова;

3) принятие Самим Христом мук страждущего за Него на Себя, т.е. со-расстворение личности мученика в личности Христа.

Феномен новомученичества рассматривается как идеал (образец) для воспитания человека в детском и раннем подростковом возрасте, когда особенно выражено стремление к подвигу. Нравственные черты новомученичества, прежде всего, ответственности определены как возможная основа для реформирования воспитательно-образовательной сферы, переосмысления атеистической методологии, применяемых образовательных технологий, ориентированных в основном на формировании у школьников мозаичной «суммы знаний» и определённых навыков их постижения. В научной новизне работы выделяется идея, что феномен новомученичества представляет собой уникальное явление в истории религиозной жизни России; опыт новомучеников представляет собой своеобразный религиозно-нравственный фундамент идеала святости, синтезирующий и проецирующий этические категории христианства в современную культуру и научное знание. Капура Н.В. приходит к выводу, что религиозно-философский опыт российского новомученичества есть утверждение истинности христианской веры. Огромное количество новомучеников прославленных в Русской Православной поместной Церкви в 2000 году, говорит об особой миссии русского народа в деле служения Богу. Российские новомученики представляют собой ценнейшее звено христианских святых, которые, сохранив связь времён, оставили грядущему поколению духовный опыт, сконцентрированный в нравственной категории ответственности, подтвердив его преодолением страха смерти, утверждением вечной жизни.

Важным представляется филологический анализ языка современных житий новомучеников, проведенный Ивановой Т.И.7 В работе впервые вводится понятие подъязык православия, анализируются до сих пор не исследованные тексты жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви, написанные на данном подъязыке (который является подсистемой современного русского литературного языка), подробно анализируется лексика этих текстов, пока еще не достаточно изученная с лингвистической точки зрения. Особое внимание уделено семантической стороне анализируемых слов, что позволяет углубить представление об этом круге лексики русского языка и может служить базой для совершенствования лексикографического описания церковной лексики. При анализе материала были использованы такие методы, как описательный, статистический, сопоставительный, методы наблюдения, сплошной выборки и классификации; использовались элементы компонентного анализа, контекстуальный анализ и анализ словарных дефиниций. Всего ею рассмотрено около 320 нарицательных наименований (слов и словосочетаний); более 600 слов и словосочетаний (не считая личных имен), из них 460 включено в словник приложения; кроме того, внимание обращалось на имена собственные: названия храмов, монастырей, икон, праздников, постов. Термины сгруппированы по разделам:

1) названия мест для богослужения;

2) устройство и элементы внутреннего убранства храма;

3) названия монастырей и их устройство;

4) виды богослужений и их части;

5) праздники и посты;

6) предметы, используемые при богослужении;

7) действия при богослужении;

8) богослужебные книги;

9) церковные одежды;

10) лексика, описывающая духовную жизнь христианина.

Данная методология может помочь учителю в средней школе правильно выстроить терминологическую работу со школьниками по теме новомучеников. К основным особенностям апеллятивной лексики Иванова Т.И относит следующие явления:

1) наличие отдельных тематических групп слов и составных номинаций, не употребляющихся в светском общении;

2) употребление устаревших с точки зрения современного русского языка слов;

3) употребление слов со значениями и коннотациями, не свойственными этим словам в современном русском языке;

4) присутствие в текстах значительного количества грецизмов.

Отдельно можно выделить такие особенности, как цитирование церковнославянских текстов и использование церковнославянских слов, форм и конструкций.

В жизнеописаниях новопрославленных святых РПЦ встречается много наименований священнослужителей, монашествующих и мирян, как прославленных, так и не прославленных в лике святых. Все эти наименования разделяются на два класса: нарицательные именования и имена собственные.

Нарицательные именования священнослужителей и монашествующих зависят от степени священства, монашества, занимаемой должности и ряда других факторов; от вида церковной деятельности зависят наименования мирян. Среди рассмотренных нами наименований встречались как слова, входящие в активный запас современного русского языка (батюшка, доктор, епископ, монах, проповедник, покровитель, священник и др.), так и слова, считающиеся в общелитературном языке архаизмами или историзмами (архипастырь, девица, инок, отрок, раб Божий, и др.). Некоторые слова в словарях даются со специальными пометами церковное или религиозное: ризничий, новопреставленный, пастырь, пресвитер, страстотерпец.

Важно, что она ставит задачу о дальнейшем изучении языка житий: «Подъязык православия, как и православный социолект, только начинает изучаться, поэтому развитие нашего исследования может идти по нескольким направлениям: дальнейшее описание лексических особенностей жизнеописаний новопрославленных святых РПЦ (можно рассмотреть подробнее лексику, которая характеризует духовную жизнь православного христианина: безмолвие, затвор, искушение, самоотвержение, целомудрие и др.; проанализировать лексику, отражающую взаимодействие православия с другими конфессиями и религиями, с сектами и ересями, а также со светским атеистическим миром: англиканство, баптизм, безбожник, богоборный, вероисповедание, вероучение, единоверческий, иконоборчество, обновленец, расколоучитель и т. д.); описание лексических особенностей других жанров церковной литературы; анализ особенностей жизнеописаний и других жанров на других языковых уровнях (по сравнению с общелитературным языком); сравнение языка жизнеописаний с языком других жанров церковной литературы; характеристика подъязыка православия и православного социолекта, выделение их жанров и стилей; сопоставление подъязыка православия и православного социолекта; определение места подъязыка православия и православного социолекта в системе СРЯ и сопоставление их с другими подсистемами СРЯ»8.

Образцом научного анализа подвига новомучеников является диссертационное исследование игумена Дамаскина (Орловского Владимира Александровича)9. Как пишет автор, настоящее исследование духовно-пастырской деятельности епископа Тобольского и Сибирского Гермогена (Долганева) - одного из выдающихся исторических деятелей конца XIX - начала XX вв., в контексте церковно-государственных отношений, в значительной мере позволяет раскрыть индивидуальное лицо эпохи. В своей совокупности этот материал может представить ценнейший источник познания истоков русской революции, истории народа, его самосознания, других приоритетных задач современного гуманитарного знания. Методологической основой настоящего исследования стали общенаучные принципы историзма, системности, комплексности, реализуемые на основе методов историко-архивоведческих, а именно:

- источниковедческого анализа и критики исторического источника как основы познания объективных реалий исторического процесса человеческой жизнедеятельности;

- комплексного подхода к выявлению и изучению информации опубликованных и архивных источников и литературы;

- сравнительного анализа и удостоверения фактов, содержащихся в источниках мемуарного жанра и архивных документах официального происхождения;

- духовно-ориентированного психологизма, духовно-ориентированного «вживания» в изучаемую среду бытования, позволившие подойти к пониманию феномена личности епископа Гермогена.

Теоретико-методологическая новизна диссертационного исследования заключается в сочетании методов макро и микроисториографии в подходах к анализу опубликованных и ранее неисследованных архивных комплексов, что позволило избежать субъективизма в интерпретации проблемы в ее концептуальном представлении и частных проявлениях человеческого духа.

Оренбургская историография по теме новомучеников включат в себя труды исследователей, в первую очередь, сотрудников епархиальных комиссий по канонизации святых. В Оренбургской епархии значительный вклад в изучение подвига веры новомучеников и исповедников Оренбургских внес протоиерей Николай Стремский, председатель епархиальной комиссии по канонизации святых, настоятель Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия. В серии книг (56 - 60), составленных под его редакцией раскрывается целостная картина репрессий в отношении духовенства и мирян, приводится список новомучеников, история разрушения храмов в Советский период. Сотрудник епархиальной комиссии по канонизации святых Банникова Е.В. (7-9) проводит огромную архивную работу по выявлению новых имен новомучеников. На сайте «Святые Оренбуржья» размещаются материалы и фотографии о новомучениках оренбургских, как прославленных Церковью, так и готовящихся к прославлению.

Оренбургский исследователь Храмов И.В.10 изучил жизнь и подвиг веры святого Оренбуржья муч. Александра Шмореля. Он участвовал в подпольной организации студентов Мюнхенского университета им. Людвига и Максимилиана, выступившая в 1942 - 1943 гг. против нацизма под названием «Белая роза» и принял мученическую кончину. Храмов И.В. рассматривает процесс формирования отношения Александра Шмореля к России, к большевизму и нацизму, к православию, решающее влияние «русского друга» (А. Шмореля) на участников «Белой розы», их пребывание на советско-германском фронте, приведшее к изменению восприятия ими России. Он подготовил две книги11 о мученике Александре Шмореле, которые также вышли на немецком языке.

В целом, тема новомучеников ждет еще своих исследователей. Надеемся, что с Божьей помощью сотни имен новомучеников будут возвращены из исторического небытия и станут неотъемлемой частью святого Оренбуржья в народном сознании.





1 Ильина З.Д., Пигорева О.В. Изучение жизни и подвига новому­чеников и исповедников российских ХХ века в образовательном пространстве регионов Центральной России (учебно-методиче­ское пособие). – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2015. – 168 с.

2 Игумен Дамаскин (Орловский). Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских // ХVII Международные Рождественские образовательные чтения. Прославление и почитание святых. Материалы конференции. М., 2009. С. 12–25; Его же. Историко-церковные исследования житий святых мучеников и исповедников Русской Православной Церкви ХХ столетия // Вестник архивиста. 2009. № 3. С. 38–49.

3 Семененко-Басин И.В. Канонизация святых в русской православной церкви в контексте эволюции советской и постсоветской культуры, 1917 - 2000 гг. Диссертация на соискание степени канд. историч. наук. Москва, 2002. – 188с.

4 Лоевская М.М. Русская агиография в культурно-историческом контексте переходных эпох. Диссертация на соискание степени докт.культурол. наук. Москва, 2005. – 366с.

5 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий К вопросу о прославлении Ивана Грозного, Григория Распутина, Сталина и проч. (Телепрограмма, 17.01.04) (комментарий в интересах нации) . 20 января 2004. элект. адрес: http://www.sedmitza.ru/text/398623.html

6 Капура Н.В. Опыт новомученичества в Русской православной Церкви XX века: религиозно-этический анализ :По трудам игумена Дамаскина (Орловского). Диссертация на соискание степени канд. философ. наук. Тула, 2004. – 132с.

7 Иванова Т.И. Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви. Диссертация на соискание степени канд. филологич. наук. Москва, 2004. – 201с.



8 Иванова Т.И. Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви. Диссертация на соискание степени канд. филологич. наук. Москва, 2004. 176с.

9 Орловский В.А. Церковное служение и общественная деятельность епископа Гермогена (Долганева) в условиях кризиса церковно-государственных отношений в России конца XIX - начала XX вв. Диссертация на соискание степени канд. историч. наук. Курск, 2010. – 419 с.



10 Храмов И.В. Александр Шморель : Российский фактор в деятельности группы студенческого сопротивления «Белая роза». Диссертация на соискание степени канд. историч. наук. Оренбург, 2005. – 195с.

11 Храмов И.В. Русская душа «Белой розы». Оренбург: Издательство «Оренбургская книга», 2001, - 224 с.; Шморель Александр: Протоколы допросов в гестапо, февраль-март 1943 г. Оренбург: Печатный дом «Димур», 2005. - 182 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!