Пояснительная записка
Общая характеристика
Предлагаемая программа ВУД составлена с учётом Федеральных документов как : «Закона РФ об образовании», «Программы воспитания и социализации обучающихся» (основной школы, 5-9 классы), ФГОС.
Соответствует требованиям к условиям организации основного образовательного процесса и является базовой моделью организации ВУД.
Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении.
Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования. Правильный выбор страноведческого материала и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения иностранному языку.
Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс дополнительного образования.
Одним из главных направлений в этой сфере является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане.
Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативных универсальных учебных действий, включающих в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Спецификой данной программы является её ярко выраженный метапредметный характер,а итогом – личностный результат.
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.
Цели:
дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
культуроведческое развитие средствами иностранного языка;
дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексико-грамматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания;
формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке;
развитие умений самообразования, творческого поиска;
развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности;
подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
Задачи:
Обучающие:
знакомство с культурой английского языка и с культурой англоязычных стран;
изучение новой лексики;
введение грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование навыков разговорной речи;
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
Личностные и метапредметные результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса обучающиеся получат знания в областях :
особенности истории, культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
Обучающиеся получат возможность научиться:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Содержание обучения
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать метапредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык– информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Тематическое планирование:
Данная образовательная программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа) .
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Праздники в Великобритании. | 8 часов |
2 | Музыка в Великобритании | 9 часов |
3 | Праздники в США | 7часов |
4 | Музыка в США | 10 часов |
| Итого | 34 часа |
Формы и режим занятий
Режим занятий:
Обучение будет происходить в количестве 34 часов за учебный год по 1 часу в неделю
Основные виды деятельности
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика.
Способы проверки
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН за 1 полугодие);
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является промежуточное и итоговое тестирование. Знания, получаемые детьми на занятиях, могут быть оценены также на открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и школьных конференциях.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Формы подведения итогов:
Учебно-методический материал
Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2015
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2013г)
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2012г)
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2015г.)
Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2015г.)
Интернет
Дидактический материал:
плакаты;
словари, энциклопедии.
проигрыватель для кассет \ компакт-дисков;
кассеты \ компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;
проектор.
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п | № п\п | Тема | Кол-во час | Дата |
По плану | По факту |
| | Тема №1. Праздники в Великобритании | 8 | | |
1 | 1 | Общие сведения о стране и традициях.ИТБ | 1 | 3-7.09 | |
2 | 2 | День левшей | 1 | 10-14.09 | |
3 | 3 | День рождения Р.Бёрнса | 1 | 17-21.09 | |
4 | 4 | День всех святых | 1 | 24-28.09 | |
5 | 5 | День Гая Фокса | 1 | 1-5.10 | |
6 | 6 | День святого Эндрю | 1 | 8-12.10 | |
7 | 7 | Рождество | 1 | 15-19.10 | |
8 | 8 | Новый Год | 1 | 22-26.10 | |
| | Тема № 2. Музыка в Великобритании | 9 | | |
9 | 1 | Классическая музыка | 1 | 29-2.11 | |
10 | 2 | Классическая музыка | 1 | 12-16.11 | |
11 | 3 | Музыка кино | 1 | 19-23.11 | |
12 | 4 | Музыка кино | 1 | 26-30.11 | |
13 | 5 | Группа Битлз | 1 | 3-7.12 | |
14 | 6 | Группа Битлз | 1 | 10-14.12 | |
15 | 7 | Группа Квин. | 1 | 17-21.12 | |
16 | 8 | Группа Квин. | 1 | 24-28.12 | |
17 | 9 | Современная музыка | 1 | 14-18.01 | |
| | Тема №3. Праздники в США | 7 | | |
18 | 1 | Общие сведения о стране и традициях | 1 | 21-25.01 | |
19 | 2 | День независимости США | 1 | 28-1.02 | |
20 | 3 | День Благодарения | 1 | 11-15.02 | |
21 | 4 | День святого Валентина | 1 | 18-22.02 | |
22 | 5 | День президентов США | 1 | 25-1.03 | |
23 | 6 | День памяти | 1 | 4-8.03 | |
24 | 7 | День труда | 1 | 11-15.03 | |
| | Тема № 4. Музыка в США | 10 | | |
25 | 1 | Классическая музыка | 1 | 18-22.03 | |
26 | 2 | Классическая музыка | 1 | 1-5.04 | |
27 | 3 | Музыка кино | 1 | 8-12.04 | |
28 | 4 | Народная музыка | 1 | 15-19.04 | |
29 | 5 | Джаз | 1 | 22-26.04 | |
30 | 6 | Блюз, соул | 1 | 29-3.05 | |
31 | 7 | Майкл Джексон | 1 | 6-10.05 | |
32 | 8 | Майкл Джексон | 1 | 13-17.05 | |
33 | 9 | Современная музыка | 1 | 20-24.05 | |
34 | 10 | Современная музыка | 1 | 20-24.05 | |
Итого 34 часа |
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Формы занятий | Приёмы и методы преподавания | Виды деятельности | УУД + Личностный результат | Лит-ра Интернет | Дата план | Дата факт | |
Блок №1Праздики в Великобритании- 8 часов | |
1. | Общие сведения о стране и традициях | Формировать чувство толерантности по отношению к другим странам, представление о географическом положении и особенностях развития музыки в Великобритании | Изучение нового материала,занятие-путешествие | Беседа, работа с иллюстративным материалом, творческие задания | Формирование у чащихся деятельностных способностей к структкрированию , систематизации изучаемого предметного содержания.Коллективный, фронтальный | Использовать иллюстрационный материал (географические карты), справочники, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или составления плана рассказа, презентации целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | «О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2010г) | 3-7.09 | | |
2. | День левшей | Развивать умения поискового чтения , вопроизводить пересказ услышанного, отвечать по запросу информации. | Урок «открытия нового знания» | словесный; наглядный; метод контроля; объяснительно-иллюстративный; | Фронтальный,групповой,,индивидуальный | – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | 10-14.09 | | |
3. | День рождения Р.Бёрнса | Изучение нового материала | 17-21.09 | | |
4. | День всех святых | Самопрезентация | 24-28.09 | | |
5. | День Гая Фокса | Онлайн- экскурсия | 1-5.10 | | |
6. | День святого Эндрю | Научаться пользоваться материалами в Интернете, развивать умения ознакомительного и поискового чтения, развить умения работать в группе. Составлять письменное сообщение на английском языке | Урок «открытия нового знания» | исследовательский; творческий метод. | целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). выполнение пробного учебного действия(Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); выполнение пробного учебного действия(Р); – фиксирование инди-видуального затрудне-ния в пробном действии(Р); – волевая саморегу-ляция в ситуации затруднения | 8-12.10 | | |
7. | Рождество | Самопрезентация | 15-19.10 | | |
8. | Новый Год | Урок развивающего контроля | 22-16.10 | | |
Блок №2. Музыка в Великобритании- 9 часов | |
9. | Классическая музыка | Научаться пользоваться материалами в Интернете, развивать умения ознакомительного и поискового чтения, развить умения работать в группе, прослушивать музыку | Самопрезентация | исследовательский; творческий метод. | Фронтальный,групповой,индивидуальный | целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); | | 5-9.11 | | |
10. | Классическая музыка | Самопрезентация | | 12-16.11 | | |
11. | Музыка кино | Развивать умения компьютером, прослушивание и коллективное обсуждение услышанного, отвечать по запросу информации. | Онлайн- экскурсия | Словесный,наглядный,объяснительно-иллюстративный | Фронтальный,групповой,индивидуальный | – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала | | 19-23.11 | | |
12. | Музыка кино | Онлайн- экскурсия | | 26-30.11 | | |
13. | Группа Битлз | Научаться пользоваться материалами в Интернете, развивать умения ознакомительного и поискового чтения, развить умения работать в группе, тренировать навыки аудирования | Самопрезентация | исследовательский; творческий метод. | Фронтальный,групповой,индивидуальный | – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К); целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). выполнение пробного учебного действия(Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); | | 3-7.12 | | |
14. | Группа Битлз | Самопрезентация | | 10-14.12 | | |
15. | Группа Квин. | Развивать умения работы с англоязычным текстом, развивать навыки аудирования, отвечать по запросу информации. | Онлайн- экскурсия | Словесный,наглядный,объяснительно-иллюстративный | Фронтальный,групповой,индивидуальный | – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | | 17-21.12 | | |
16. | Группа Квин. | Научаться пользоваться материалами в Интернете, развивать умения ознакомительного и поискового чтения, развить умения работать в группе | Самопрезентация | исследовательский; творческий метод. | Фронтальный,групповой,индивидуальный | – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). выполнение пробного учебного действия(Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); | | 24-28.12 | | |
17. | Современная музыка | Самопрезентация | | 14-18.01 | | |
Блок 3.Праздники в США- 7 часов | |
18. | Общие сведения о стране и традициях | Научить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; | Защита проектов | исследовательский; творческий метод. | Фронтальный,групповой,индивидуальный | Проявлять интерес и уважение к культуре других народов– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); планирование учебного сотрудничества (К); целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). выполнение пробного учебного действия(Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р); – волевая , Использовать речь для регуляции своих действий | | 21-25.01 | | |
19. | День независимости США | Защита проектов | | 28-1.02 | | |
20. | День Благодарения | Защита проектов | | 4-8.2 | | |
21. | День святого Валентина | Защита проектов | | 11-15.02 | | |
22. | День президентов США | Самопрезентация | | 18-22.02 | | |
23. | День памяти | Самопрезентация | | | | 25-1.03 | | |
24. | День труда | Самопрезентация | | | | 4-8.03 | | |
Блок 4.Музыка США -10 часов | | |
25. | Классическая музыка | находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;– | Самопрезентация | | | Пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала, Владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, уметь выделять существенную информацию из текстовых сообщений П | | 11-15.03 | | |
26. | Классическая музыка | | защита творческих работ и проектов | исследовательский; творческий метод. | Фронтальный,групповой,индивидуальный | саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); планирование учебного сотрудничества (К); целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | | 18-22.03 | | |
27. | Музыка кино | Саопрезентация | Фронтальный,групповой,индивидуальный | | 1-5.04 | | |
28. | Народная музыка | защита творческих работ и проектов | Фронтальный,групповой,индивидуальный | | 8-12.04 | | |
29. | Джаз | Урок «открытия» нового знания | Фронтальный,групповой,индивидуальный | | 15-19.04 | | |
30. | Блюз, соул | Урок «открытия» нового знания | | 22-26.04 | | |
31. | Майкл Джексон | Формирование мотивации на безопасный, здоровый образ жизни,эмоционально-нравственной отзывчивости, социально-ориентированного взгляда | Самопрезентация | исследовательский; творческий метод | Формированиу у учащихся умений построения и реализации новых знаний, знакомство и тренировка употребления новой лексики | Пользоваться наглядными и аудио средствами предъявления языкового материала,использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей | | 29-3.05 | | |
32. | Майкл Джексон | | 6-10.05 | | |
33. | Современная музыка | Формирование целостного ,социально-ориентированного взглчда на мир, эстетических потребностей, ценностей, чувств, основ гражданской идентичности | Онлайн-экскурсия | исследовательский; творческий метод | Формирование у уча-щихся умений построения и реализации новых знаний, знакомство и трениров-ка употреб-ления новой лексики | Пользоваться нагляд-ными и аудио средст-вами предъявления языкового матери-ала,использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей | | 13-17.05 | | |
34. | Современная музыка | Защита проектов | исследовательский; творческий метод | | 20-24.05 | | |