ВУД «Азбука вежливости»
Планируемые результаты:
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
-к концу первого полугодия обучения:
● развить привычку моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу;
● активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения. к концу учебного года обучения:
● накопить опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, а также активизировать формирующиеся задатки самоконтроля в поведении детей.
Содержание программы
Раздел 1. Общение (4 часа)
Дать понятия «этика», «этикет». Краткое знакомство с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. Содержание понятия «общение». Формы словесного вежливого общения. Правила любезных услуг.
Дать понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение». Показать, что вежливость – необходимая черта человека. Познакомить с правилами поведения в школьной столовой, дежурства в столовой.
Раздел 2. Общие правила этикета (4 часа)
Дать понятие «внешний вид» ( одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте.
Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек.
Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Личная гигиена.
Дать понятия «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. Работа с различными источниками информации, исследовательский характер заданий, игровые моменты.
Раздел 3. Правила гостеприимства(5 часов).
Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение ,извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство. Правила поведения во время знакомства. Прощание с гостями. Умение вовремя уйти.
Раздел 4.Посещение общественных мест.(5 часов)
Общение с людьми различных профессий: билетером, экскурсоводом; посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, в детской библиотеке, парикмахерской, в школе, в раздевалке, на перемене, на уроке, в школьной столовой. Умение соблюдать дисциплину, отказ от неуместных каприз.
Изучение правил поведения в общественном транспорте. Понятие о хороших манерах.
Посещение школьной библиотеки. Этикетные формулы общения в библиотеке.
Определить значимость книг в жизни человека. Научить бережному отношению к книгам, учебникам. Показать способы «лечения» книг.
Ознакомить с правилами поведения на природе.
Раздел 5. Взаимоотношения (8 часов)
Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. В разделе предлагаются занятия, способствующие воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.
Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умение не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых. Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»
Навык вежливого разговора по телефону. Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый, ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговоров по телефону. Ситуации: ты звонишь другу, подруге, родителям на работу; к телефону просят сестру, брата, маму, папу, ошиблись номером. Телефон на улице, его назначение. Продолжительность разговора.
Освоение правил поведения у больного. Формулы сопереживания, сочувствия, сострадания, слова одобрения, поддержки. Шутка как способ утешения больного. Добрые слова и поступки, беседы у постели больного, соблюдение правил гигиены. Поведение больного, соблюдение режима, терпеливость и выдержка.
Раздел 6. Вежливость и торжество(8 часов).
Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно - ролевая игра «Мы на дне рождения!»
Какое событие может быть праздником? Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований.
В данном разделе представлен цикл занятий, направленный на вызов положительно-эмоционального процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.
Сами занятия построены так, что ребенок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.
Тематический план
№ № | Наименование темы | Количество часов |
Общение 4 ч |
11 | Будем знакомы. Учимся представляться. | 1 |
22 | Утреннее приветствие. | 1 |
33 | Пора спать. Прощание перед сном. | 1 |
44 | Правила поведения за столом. Хорошие манеры. | 1 |
Общие правила этикета 4 ч |
55 | Этикет внешнего вида школьника. | 1 |
66 | Правила личной гигиены. | 1 |
67 | Откуда берутся грязнули? | 1 |
88 | Надо – хочу - нельзя. | 1 |
Правила гостеприимства 5 ч |
99 | Правила гостеприимства. К вам пришли гости. | 1 |
110 | Прощание с гостем. | 1 |
111 | Вместе ладно да дружно, а врозь нескладно да скучно. | 1 |
112 | Правила расставания. | 1 |
113 | Прощание с близким перед отъездом. | 1 |
Посещение общественных мест 5 ч |
114 | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 |
115 | Правила поведения в библиотеке. | 1 |
116 | Идем в театр. Правила поведения в театре. | 1 |
117 | Поведение в кафе. Посещение мест общепита. | 1 |
118 | Правила поведения в парикмахерской. | 1 |
Взаимоотношения 8 ч |
119 | Обращение к знакомому взрослому. | 1 |
220 | Обращение к незнакомому взрослому на улице. | 1 |
221 | Правила поведения по телефону. Сотовый телефон – это роскошь или необходимость? | 1 |
222 | Вы заболели. Правила общения в поликлинике. | 1 |
223 | В доме больной. Правила поведения у постели больного. | 1 |
224 | Сострадание. Утешение. | 1 |
225 | Милосердие. Забота. | 1 |
226 | Милосердие. Забота. | 1 |
Вежливость и торжество 8 ч |
227 | О том, как быть уступчивым. | 1 |
228 | Вежливая просьба. | 1 |
229 | Зачем быть вежливым? | 1 |
330 | Правила поведения на торжественных событиях, на праздниках в школе. | 1 |
331 | Поздравления и пожелания. | 1 |
332 | Ситуации, которых не должно быть. | 1 |
333 | Рыцарский турнир. | 1 |
334 | Праздник вежливых ребят. | 1 |