СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вступительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Эпоха и герои.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»

 

Класс: 7

Цели:

          - углубить знания о жизни и творчестве Н.В. Гоголя;

          - познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»;

          - определить идейную составляющую произведения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение предыдущей темы

Прием «Островки»

Заполни «островки», вставив подходящие слова и словосочетания.

«Песня про (…) купца Калашникова» - это историческая __________, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов выбирает для произведения форму _____________, чтобы добавить сюжету достоверности.

Писатель показывает суровую эпоху царя  ______________________________. Во времена его правления страна была разделена на две части - ________________________ и _____________________________. На территории ________________________находились старинные государственные учреждения, которые, по мнению ______________________________, мешали ему править. На территории________________________________ эти учреждения не имели силы. Представителей царской свиты, преданных царю и располагавшихся на этой территории, называли ____________________. Они имели полную власть на обоих уделах и особые отличия: одежду _____________________цвета и прикреплённые к седлам ___________________ головы, которые являлись символом________________________, и мётлы, которые обозначали, что всех изменников __________________из Московского государства. _________________________ были любимцами царя и могли безнаказанно совершать грабежи и убийства.

 

  1. Беседа

- Ребята, как вы думаете, почему во время изучения «Песни про (…..) купца Калашникова»  мы сначала поговорили об исторической основе произведения?

(Для того, чтобы лучше понять авторский замысел, поступки героев и сюжет произведения в целом)

- Верно, поэтому и изучение повести «Тарас Бульба» мы тоже начнем со знакомства с эпохой, о которой писал Гоголь.

4. Краткое сообщение учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя (два докладчика, реализация индивидуального домашнего задания)

1. Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали его  Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

2. Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.

В Петербурге Гоголь пишет свои первые повести. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вызывают всеобщее восхищение. Гоголь становится известным писателем.

Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" «Нос». Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть «Тарас Бульба», запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда казаки, защищая свою суверенность, действовали цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

 

  1. Работа по теме урока.  Лекция учителя, исторический комментарий к повести

- Сегодня нам предстоит узнать, какая историческая основа у повести «Тарас Бульба» и кто такие запорожские казаки. Лекцию вы должны будете представить в тетради в виде схемы.

Начнем издалека. В 13 веке Монгольское нашествие привело к окончательному распаду Киевской Руси.

Середина XIII в. – монгольское нашествие 

 

                                 распад  Киевской Руси

Учитель показывает на карте (слайд)

Восточные земли оказались под игом ордынских ханов, а западные – под властью литовских князей.

 

 Середина XIII в. – монгольское нашествие 

                                 

                                 распад  Киевской Руси

Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными.

  1596 год          -       в Брест-Литовске заключена уния                   

                                 (т.е. объединение) православной и     

                                 католической церкви

            

                                 украинское население отказывается  

                                 принимать католичество

 

                                 поляки начали преследования тех, кто

                                           отказывался принимать унию

 

Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки.

Некоторые казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик, а некоторые  селились на южных границах Польши, на реке Днепр. Центром последних была Запорожская Сечь. В Сечи располагалась церковь, хозяйственные постройки, жилые помещения – курени, также на ее территории действовали свои правила и законы. Таким образом Запорожская Сечь представляла собой некое «казацкое государство».

Жизнь «казацкой республики»

  • казаки сами выбирали  и сами снимали своих атаманов;
  • не признавали распоряжений польского короля;
  • самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции;
  • женщин в Сечь не пускали.

Время действия повести -  XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине  17 века.  Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так  как у него не было цели  изобразить подлинные исторические факты или реальные  исторические лица.

Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

  1. Закрепление материала

Прием «Телеграмма»

На бланках телеграммы написать послание, коротко рассказав о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.

 

  1. Домашнее задание

Составить рассказ о Тарасе Бульбе по главе 1.

Просмотр содержимого документа
«Вступительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Эпоха и герои.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОВНОВСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ









Тема:

«Николай Васильевич Гоголь.

«Тарас Бульба». Эпоха и герои».







Разработала:

Меметова Лиля Энверовна

Учитель русского языка и литературы

Первая квалификационная категория












Вступительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»


Класс: 7

Цели:

- углубить знания о жизни и творчестве Н.В. Гоголя;

- познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»;

- определить идейную составляющую произведения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение предыдущей темы

Прием «Островки»

Заполни «островки», вставив подходящие слова и словосочетания.

«Песня про (…) купца Калашникова» - это историческая __________, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов выбирает для произведения форму _____________, чтобы добавить сюжету достоверности.

Писатель показывает суровую эпоху царя ______________________________. Во времена его правления страна была разделена на две части - ________________________ и _____________________________. На территории ________________________находились старинные государственные учреждения, которые, по мнению ______________________________, мешали ему править. На территории________________________________ эти учреждения не имели силы. Представителей царской свиты, преданных царю и располагавшихся на этой территории, называли ____________________. Они имели полную власть на обоих уделах и особые отличия: одежду _____________________цвета и прикреплённые к седлам ___________________ головы, которые являлись символом________________________, и мётлы, которые обозначали, что всех изменников __________________из Московского государства. _________________________ были любимцами царя и могли безнаказанно совершать грабежи и убийства.


  1. Беседа

- Ребята, как вы думаете, почему во время изучения «Песни про (…..) купца Калашникова» мы сначала поговорили об исторической основе произведения?

(Для того, чтобы лучше понять авторский замысел, поступки героев и сюжет произведения в целом)

- Верно, поэтому и изучение повести «Тарас Бульба» мы тоже начнем со знакомства с эпохой, о которой писал Гоголь.

4. Краткое сообщение учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя (два докладчика, реализация индивидуального домашнего задания)

1. Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали его Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

2. Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.

В Петербурге Гоголь пишет свои первые повести. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вызывают всеобщее восхищение. Гоголь становится известным писателем.

Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" «Нос». Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть «Тарас Бульба», запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда казаки, защищая свою суверенность, действовали цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.


  1. Работа по теме урока. Лекция учителя, исторический комментарий к повести

- Сегодня нам предстоит узнать, какая историческая основа у повести «Тарас Бульба» и кто такие запорожские казаки. Лекцию вы должны будете представить в тетради в виде схемы.

Начнем издалека. В 13 веке Монгольское нашествие привело к окончательному распаду Киевской Руси.

Середина XIII в. – монгольское нашествие


распад Киевской Руси

Учитель показывает на карте (слайд)

Восточные земли оказались под игом ордынских ханов, а западные – под властью литовских князей.


Середина XIII в. – монгольское нашествие

распад Киевской Руси

Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными.

1596 год - в Брест-Литовске заключена уния

(т.е. объединение) православной и

католической церкви

украинское население отказывается

принимать католичество

поляки начали преследования тех, кто

отказывался принимать унию


Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки.

Некоторые казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик, а некоторые селились на южных границах Польши, на реке Днепр. Центром последних была Запорожская Сечь. В Сечи располагалась церковь, хозяйственные постройки, жилые помещения – курени, также на ее территории действовали свои правила и законы. Таким образом Запорожская Сечь представляла собой некое «казацкое государство».

Жизнь «казацкой республики»

  • казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов;

  • не признавали распоряжений польского короля;

  • самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции;

  • женщин в Сечь не пускали.

Время действия повести - XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.

Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

  1. Закрепление материала

Прием «Телеграмма»

На бланках телеграммы написать послание, коротко рассказав о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.


  1. Домашнее задание

Составить рассказ о Тарасе Бульбе по главе 1.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!