Вступительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»
Класс: 7
Цели:
- углубить знания о жизни и творчестве Н.В. Гоголя;
- познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»;
- определить идейную составляющую произведения.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение предыдущей темы
Прием «Островки»
Заполни «островки», вставив подходящие слова и словосочетания.
«Песня про (…) купца Калашникова» - это историческая __________, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов выбирает для произведения форму _____________, чтобы добавить сюжету достоверности.
Писатель показывает суровую эпоху царя ______________________________. Во времена его правления страна была разделена на две части - ________________________ и _____________________________. На территории ________________________находились старинные государственные учреждения, которые, по мнению ______________________________, мешали ему править. На территории________________________________ эти учреждения не имели силы. Представителей царской свиты, преданных царю и располагавшихся на этой территории, называли ____________________. Они имели полную власть на обоих уделах и особые отличия: одежду _____________________цвета и прикреплённые к седлам ___________________ головы, которые являлись символом________________________, и мётлы, которые обозначали, что всех изменников __________________из Московского государства. _________________________ были любимцами царя и могли безнаказанно совершать грабежи и убийства.
|
- Беседа
- Ребята, как вы думаете, почему во время изучения «Песни про (…..) купца Калашникова» мы сначала поговорили об исторической основе произведения?
(Для того, чтобы лучше понять авторский замысел, поступки героев и сюжет произведения в целом)
- Верно, поэтому и изучение повести «Тарас Бульба» мы тоже начнем со знакомства с эпохой, о которой писал Гоголь.
4. Краткое сообщение учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя (два докладчика, реализация индивидуального домашнего задания)
1. Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали его Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).
2. Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.
В Петербурге Гоголь пишет свои первые повести. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вызывают всеобщее восхищение. Гоголь становится известным писателем.
Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" «Нос». Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть «Тарас Бульба», запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда казаки, защищая свою суверенность, действовали цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.
- Работа по теме урока. Лекция учителя, исторический комментарий к повести
- Сегодня нам предстоит узнать, какая историческая основа у повести «Тарас Бульба» и кто такие запорожские казаки. Лекцию вы должны будете представить в тетради в виде схемы.
Начнем издалека. В 13 веке Монгольское нашествие привело к окончательному распаду Киевской Руси.
Середина XIII в. – монгольское нашествие
распад Киевской Руси
Учитель показывает на карте (слайд)
Восточные земли оказались под игом ордынских ханов, а западные – под властью литовских князей.
Середина XIII в. – монгольское нашествие
распад Киевской Руси
Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными.
1596 год - в Брест-Литовске заключена уния
(т.е. объединение) православной и
католической церкви
украинское население отказывается
принимать католичество
поляки начали преследования тех, кто
отказывался принимать унию
Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки.
Некоторые казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик, а некоторые селились на южных границах Польши, на реке Днепр. Центром последних была Запорожская Сечь. В Сечи располагалась церковь, хозяйственные постройки, жилые помещения – курени, также на ее территории действовали свои правила и законы. Таким образом Запорожская Сечь представляла собой некое «казацкое государство».
Жизнь «казацкой республики»
- казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов;
- не признавали распоряжений польского короля;
- самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции;
- женщин в Сечь не пускали.
Время действия повести - XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.
Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.
- Закрепление материала
Прием «Телеграмма»
На бланках телеграммы написать послание, коротко рассказав о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.
- Домашнее задание
Составить рассказ о Тарасе Бульбе по главе 1.
Просмотр содержимого документа
«Вступительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Эпоха и герои.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОВНОВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Тема:
«Николай Васильевич Гоголь.
«Тарас Бульба». Эпоха и герои».
Разработала:
Меметова Лиля Энверовна
Учитель русского языка и литературы
Первая квалификационная категория
Вступительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»
Класс: 7
Цели:
- углубить знания о жизни и творчестве Н.В. Гоголя;
- познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»;
- определить идейную составляющую произведения.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
Организационный момент
Повторение предыдущей темы
Прием «Островки»
Заполни «островки», вставив подходящие слова и словосочетания. «Песня про (…) купца Калашникова» - это историческая __________, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов выбирает для произведения форму _____________, чтобы добавить сюжету достоверности. Писатель показывает суровую эпоху царя ______________________________. Во времена его правления страна была разделена на две части - ________________________ и _____________________________. На территории ________________________находились старинные государственные учреждения, которые, по мнению ______________________________, мешали ему править. На территории________________________________ эти учреждения не имели силы. Представителей царской свиты, преданных царю и располагавшихся на этой территории, называли ____________________. Они имели полную власть на обоих уделах и особые отличия: одежду _____________________цвета и прикреплённые к седлам ___________________ головы, которые являлись символом________________________, и мётлы, которые обозначали, что всех изменников __________________из Московского государства. _________________________ были любимцами царя и могли безнаказанно совершать грабежи и убийства. |
Беседа
- Ребята, как вы думаете, почему во время изучения «Песни про (…..) купца Калашникова» мы сначала поговорили об исторической основе произведения?
(Для того, чтобы лучше понять авторский замысел, поступки героев и сюжет произведения в целом)
- Верно, поэтому и изучение повести «Тарас Бульба» мы тоже начнем со знакомства с эпохой, о которой писал Гоголь.
4. Краткое сообщение учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя (два докладчика, реализация индивидуального домашнего задания)
1. Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали его Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).
2. Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.
В Петербурге Гоголь пишет свои первые повести. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вызывают всеобщее восхищение. Гоголь становится известным писателем.
Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" «Нос». Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть «Тарас Бульба», запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда казаки, защищая свою суверенность, действовали цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.
Работа по теме урока. Лекция учителя, исторический комментарий к повести
- Сегодня нам предстоит узнать, какая историческая основа у повести «Тарас Бульба» и кто такие запорожские казаки. Лекцию вы должны будете представить в тетради в виде схемы.
Начнем издалека. В 13 веке Монгольское нашествие привело к окончательному распаду Киевской Руси.
Середина XIII в. – монгольское нашествие
распад Киевской Руси
Учитель показывает на карте (слайд)
Восточные земли оказались под игом ордынских ханов, а западные – под властью литовских князей.
Середина XIII в. – монгольское нашествие
распад Киевской Руси
Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными.
1596 год - в Брест-Литовске заключена уния
(т.е. объединение) православной и
католической церкви
украинское население отказывается
принимать католичество
поляки начали преследования тех, кто
отказывался принимать унию
Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки.
Некоторые казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик, а некоторые селились на южных границах Польши, на реке Днепр. Центром последних была Запорожская Сечь. В Сечи располагалась церковь, хозяйственные постройки, жилые помещения – курени, также на ее территории действовали свои правила и законы. Таким образом Запорожская Сечь представляла собой некое «казацкое государство».
Жизнь «казацкой республики»
казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов;
не признавали распоряжений польского короля;
самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции;
женщин в Сечь не пускали.
Время действия повести - XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.
Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.
Закрепление материала
Прием «Телеграмма»
На бланках телеграммы написать послание, коротко рассказав о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.
Домашнее задание
Составить рассказ о Тарасе Бульбе по главе 1.