СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вспомогательные исторические дисциплины

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать как второй урок по истории Древнего мира, так и во внеурочной деятельности. Позволяет расширить знания о вспомогательных исторических дисциплинах.

Просмотр содержимого документа
«Вспомогательные исторические дисциплины»

История Древнего мира. 5 класс Вспомогательные исторические дисциплины Михайлова Надежда Михайловна

История Древнего мира. 5 класс

Вспомогательные исторические дисциплины

Михайлова Надежда Михайловна

ВИД  Вспомогательные исторические дисциплины -науки, которые имеют свою область исследования происхождения того или иного вещественного или письменного источника. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВИД

Вспомогательные исторические дисциплины -науки, которые имеют свою область исследования происхождения того или иного вещественного или письменного источника.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Археология  - наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей — вещественным памятникам. Исследует: орудия труда, сосуды, оружие, украшения, поселения, клады, могильники. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Археология

- наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей — вещественным памятникам.

Исследует: орудия труда, сосуды, оружие, украшения, поселения, клады, могильники.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Археология Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Археология

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Этнография Слово «этнография» происходит от др.-греческих слов «этнос» - народ и «граф» - описание.  - наука, которая изучает быт, традиции и культуру народов мира. Н. Н. Миклухо-Маклай Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Этнография

Слово «этнография» происходит от др.-греческих слов «этнос» - народ и «граф» - описание.

- наука, которая изучает быт, традиции и культуру народов мира.

Н. Н.

Миклухо-Маклай

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бонистика — наука, которая изучает историю печатания и обращения бумажных денежных знаков.   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бонистика

— наука, которая изучает историю печатания и обращения бумажных денежных знаков.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Нумизматика  (от лат. numisma — монета), наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Нумизматика

(от лат. numisma — монета),

наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сфрагистика (от греч. sphragis — печать), наука, изучающая печати. Печати — это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.). Древнеиндийская печать Древнерусская печать Печать князя  Дмитрия Юрьевича Шемяки Большая печать Петра I Печать Ивана III Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сфрагистика

(от греч. sphragis — печать), наука, изучающая печати.

Печати — это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.).

Древнеиндийская печать

Древнерусская печать

Печать князя Дмитрия Юрьевича Шемяки

Большая печать Петра I

Печать Ивана III

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сфрагистика Вислые печати  оттискивали на сургуче, воске, металлах. Прикладные печати Древнерусская печать Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сфрагистика

Вислые печати

оттискивали на сургуче, воске, металлах.

Прикладные печати

Древнерусская печать

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Фалеристика - наука, которая изучает ордена, медали и другие знаки отличия В России первый орден появился в 1699 году, когда Петром первым был учрежден орден Святого Андрея Первозванного с девизом «За веру и верность» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Фалеристика

- наука, которая изучает ордена, медали и другие знаки отличия

В России первый орден появился в 1699 году, когда Петром первым был учрежден орден Святого Андрея Первозванного с девизом

«За веру и верность»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Архивоведение Государственный архив Франции Архивоведение — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Архивоведение

Государственный архив Франции

Архивоведение — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов. 

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Палеография  - наука, изучающая памятники древней письменности, с внешней стороны.  Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Палеография

- наука, изучающая памятники древней письменности, с внешней стороны.

Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Палеография Палеография изучает НА ЧЁМ ПИСАЛИ (материал) ЧЕМ ПИСАЛИ (орудия письма, краски) КАК ПИСАЛИ (знаки, буквы) КАК ОФОРМЛЯЛИ (иллюстрации, филиграни, переплёты) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Палеография

Палеография изучает

НА ЧЁМ ПИСАЛИ (материал)

ЧЕМ ПИСАЛИ (орудия письма, краски)

КАК ПИСАЛИ (знаки, буквы)

КАК ОФОРМЛЯЛИ (иллюстрации, филиграни, переплёты)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кодикология (лат. кодекс – изначально «бревно», «дощечка», позже «книга» + греч. логос — «слово, наука») - наука о рукописных книгах, изучающая историю изготовления, состав и судьбу рукописной книги. Объектом которой являются сами рукописи , а не письмо. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кодикология

(лат. кодекс – изначально «бревно», «дощечка», позже «книга» + греч. логос — «слово, наука»)

- наука о рукописных книгах, изучающая историю изготовления, состав и судьбу рукописной книги.

Объектом которой являются сами рукописи , а не письмо.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кодикология Кодикология ставит более широкие, не свойственные палеографии, задачи и привлекает к исследованию не только внешнюю форму, но и внутреннюю форму и содержание как самого кодекса, так и сделанных в нем записей, помет, изображений . Палеография шире кодикологии. Кодикология занимается исследованием только рукописных книг. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кодикология

Кодикология ставит более широкие, не свойственные палеографии, задачи и привлекает к исследованию не только внешнюю форму, но и внутреннюю форму и содержание как самого кодекса, так и сделанных в нем записей, помет, изображений .

Палеография шире кодикологии. Кодикология занимается исследованием только рукописных книг.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дипломатика Особый раздел кодикологии — дипломатическая кодикология   вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты  (юридические документы). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дипломатика

Особый раздел кодикологии — дипломатическая кодикология 

вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты

(юридические документы).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эпиграфика  - наука изучающая древние и средневековые надписи на твёрдых материалах камне , металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях. Надпись на кости из Ольвии Розеттский камень Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эпиграфика

- наука изучающая древние и средневековые надписи на твёрдых материалах камне , металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях.

Надпись на кости из Ольвии

Розеттский камень

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эпиграфика Тмутараканский камень , мраморная плита с высеченной на ней русской надписью 1068, найденная в 1792 на Таманском полуострове. Текст надписи гласит: «В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутороканя до Корчева (Керчи) 14000 сажен». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эпиграфика

Тмутараканский камень , мраморная плита с высеченной на ней русской надписью 1068, найденная в 1792 на Таманском полуострове. Текст надписи гласит:

«В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутороканя до Корчева (Керчи) 14000 сажен».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Геральдика  — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Геральдика

 — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Геральдика  – наука о гербах Золото  — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение. Серебро  — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость. Червлень  — символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе. Лазурь  — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо. Зелень  — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву. Пурпур  — символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство. Чернь  — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Геральдика наука о гербах

Золото  — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро  — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлень  — символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь  — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень  — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

Пурпур  — символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чернь  — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вексиллология (флаговедение) — наука, которая занимается изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вексиллология

(флаговедение)

— наука, которая занимается изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода. 

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Архонтология — занимается изучением истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.  При этом главным объектом ее исследования являются хронология, последовательность смены должностных лиц, их биографии, т.е. жизненные пути правителей и исторических фигур. 4 1 3 5 2 Поставьте руководителей нашей страны в хронологическом порядке Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Архонтология

— занимается изучением истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах. 

При этом главным объектом ее исследования являются хронология, последовательность смены должностных лиц, их биографии, т.е. жизненные пути правителей и исторических фигур.

4

1

3

5

2

Поставьте руководителей нашей страны в хронологическом порядке

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Генеалогия  - наука изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Генеалогия

- наука изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эортология — наука, предметом которой являются праздники, их история возникновения и развития.    Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эортология

— наука, предметом которой являются праздники, их история возникновения и развития.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Хронология  - наука об измерении времени. Изучает системы летоисчисления. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Хронология

- наука об измерении времени.

Изучает системы летоисчисления.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Метрология  - наука об измерениях. К основным проблемам метрологии относятся: создание общей системы измерений; разработка методов, средств измерений, методов определения точности измерений, проверка мер и средств измерений. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Метрология

- наука об измерениях.

К основным проблемам метрологии относятся: создание общей системы измерений;

разработка методов,

средств измерений,

методов определения точности измерений, проверка мер и средств измерений.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ономастика  - наука изучающая собственные имена. Антропонимика Исследует собственные имена людей (Иван Калита, Игорь Кио, Рюрик). Топонимика Изучает собственные имена географических объектов (Россия, Чёрное море, Новгород, Невский проспект, озеро Байкал, Куликово поле, Волга). Зоонимика Занимается собственными именами животных, их кличками (Шарик, Мурка, Квадрат, Звёздочка, Донгуз). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ономастика

- наука изучающая собственные имена.

Антропонимика

Исследует собственные имена людей (Иван Калита, Игорь Кио, Рюрик).

Топонимика

Изучает собственные имена географических объектов (Россия, Чёрное море, Новгород, Невский проспект, озеро Байкал, Куликово поле, Волга).

Зоонимика

Занимается собственными именами животных, их кличками (Шарик, Мурка, Квадрат, Звёздочка, Донгуз).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Космонимика Анализирует наименования зон космического пространства — созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный Путь, Плеяды, Галактика Андромеды). Астронимика Теонимика Изучает названия отдельных небесных тел (Луна, Юпитер, Зарянка, комета Галлея). изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог, Зевс). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Космонимика

Анализирует наименования зон космического пространства — созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный Путь, Плеяды, Галактика Андромеды).

Астронимика

Теонимика

Изучает названия отдельных небесных тел (Луна, Юпитер, Зарянка, комета Галлея).

изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог, Зевс).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Синквейн 1 строка - 1 существительное (тема) 2 строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка - предложение (отношение к теме) 5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Синквейн

1 строка - 1 существительное (тема)

2 строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему)

3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)

4 строка - предложение (отношение к теме)

5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рефлексия Что Вы узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке? Оцените свою работу на уроке, нарисовав соответствующий смайлик. Ура! Я все понял, мне было интересно. Я собой доволен. Я допускал незначительные ошибки, но мне было интересно. Я ничего не понял. На уроке было скучно. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рефлексия

  • Что Вы узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Оцените свою работу на уроке, нарисовав соответствующий смайлик.

Ура! Я все понял, мне было интересно. Я собой доволен.

Я допускал незначительные ошибки, но мне было интересно.

Я ничего не понял. На уроке было скучно.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание Записи в тетради. Выучить новые понятия. Письменно кроссворд с новыми понятиями. Нарисовать символы ВИД Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

Записи в тетради.

Выучить новые понятия.

Письменно кроссворд с новыми понятиями.

Нарисовать символы ВИД

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!