СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вспомогательные алгоритмы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обучить составлению вспомогательных алгоритмов управления графическим учебным исполнителем.

Задачи:

Обучающие: дать понятие вспомогательного алгоритма, подпрограммы (процедуры);

Развивающие: развитие алгоритмического мышления,  памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса,  коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;

 Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность учеников к уроку и отмечает отсутствующих.

2. Актуализация знаний

  1. Что такое алгоритм? Откуда произошло это слово? (алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату. Слово «алгоритм» происходит от имени Мухаммеда аль-Хорезми, первым предложившего приемы выполнения арифметических операций с многозначными числами.)
  2. Что такое исполнитель алгоритма? (исполнитель алгоритма – это объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм)
  3. Что такое система команд исполнителя? (СКИ – это совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнить.)
  4. В чем состоят основные свойства алгоритма? (Алгоритм можно строить только из команд, входящих в СКИ исполнителя – свойство понятности. Каждая команда алгоритма управления определяет однозначное действие исполнителя – свойство точности. Выполнение алгоритма  должно приводить к результату за конечное число шагов – свойство  конечности)
  5. В какой последовательности происходит выполнение команд в линейном алгоритме? (В линейном алгоритме команды выполняются по очереди, каждая только 1 раз).

3. Изучение нового материала

Пусть нам требуется решить некую задачу, по которой Чертежник будет выводить четырехзначное число 1919.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конечно, можно написать длинную программу, по которой исполнитель шаг за шагом нарисует нам эти цифры.

Но возникает другой вопрос, ведь у нас присутствует только две цифры 1 и 9 нельзя ли написать программу рисования одной и другой цифры 1 раз? Это действительно сделать можно.

Для упрощения программирования сложных задач используются вспомогательные алгоритмы.

Вспомогательный алгоритм - это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.

В языках программирования вспомогательные алгоритмы называют подпрограммами или процедурами.

Каждая процедура должна иметь свое уникальное имя. Мы выберем ЕДИНИЦА и ДЕВЯТЬ.

Тогда в основной программе команды обращения к этим процедурам будут сделай ЕДИНИЦА и сделай ДЕВЯТЬ. Основная программа запишется в следующем виде:

программа число 1919

нач

сделай ЕДИНИЦА

прыжок

сделай ДЕВЯТЬ

прыжок

сделай ЕДИНИЦА

прыжок

сделай ДЕВЯТЬ

кон

Теперь надо "Объяснить" исполнителю, что такое ЕДИНИЦА и что такое ДЕВЯТЬ. Это делается в описании процедур. Формат описания процедуры:

процедура <имя процедуры>

нач

<тело процедуры>

кон

Имя в описании и имя в обращении должны точно совпадать.

Запись процедур ЕДИНИЦА и ДЕВЯТЬ показана на стр. 208 учебника.

Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации, или программированием сверху вниз.

Метод программирования, при котором сначала составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним, называется сборочным методом, или программированием снизу вверх.

Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Такую библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами.

4. Практическое задание:

Смотри приложение

5. Закрепление изученного материала

  1. Что такое вспомогательный алгоритм? (Вспомогательный алгоритм - это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.)
  2. Чем отличается описание вспомогательного алгоритма от обращения к вспомогательному алгоритму? (описание пишется вначале программы, а обращение это уже непосредственная ссылка на строку с началом алгоритма.)
  3. Каковы правила описания вспомогательных алгоритмов (процедур) для исполнителя ГРИС? (Имя в описании и имя в обращении должны совпадать (никаких склонений по падежам). Описание процедур располагается после самой программы)
  4. Как записывается команда обращения к процедуре в языке исполнителя ГРИС? (Команда обращения к процедуре имеет формат, т.е. общий вид, следующий: сделай <имя процедуры>)
  5. В чем суть метода последовательной детализации? (Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации, или программированием сверху вниз.)
  6. Что такое программирование снизу вверх, сверху вниз? (Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется программированием сверху вниз. Обратный порядок программирования называется программированием снизу вверх.)

6. Подведение итогов урока: Итак, сегодня на уроке мы узнали что такое вспомогательный алгоритм и для чего он используется, научились строить алгоритмы с использованием процедур.

7. Домашнее задание: §34

Просмотр содержимого документа
«Вспомогательные алгоритмы»

Урок 24, 7 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _______

Тема: Вспомогательные алгоритмы.

Практическая работа №20 «Вспомогательные алгоритмы»

Цель: Обучить составлению вспомогательных алгоритмов управления графическим учебным исполнителем.

Задачи:

Обучающие: дать понятие вспомогательного алгоритма, подпрограммы (процедуры);

Развивающие: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;

Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность учеников к уроку и отмечает отсутствующих.

2. Актуализация знаний

  1. Что такое алгоритм? Откуда произошло это слово? (алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату. Слово «алгоритм» происходит от имени Мухаммеда аль-Хорезми, первым предложившего приемы выполнения арифметических операций с многозначными числами.)

  2. Что такое исполнитель алгоритма? (исполнитель алгоритма – это объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм)

  3. Что такое система команд исполнителя? (СКИ – это совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнить.)

  4. В чем состоят основные свойства алгоритма? (Алгоритм можно строить только из команд, входящих в СКИ исполнителя – свойство понятности. Каждая команда алгоритма управления определяет однозначное действие исполнителя – свойство точности. Выполнение алгоритма должно приводить к результату за конечное число шагов – свойство конечности)

  5. В какой последовательности происходит выполнение команд в линейном алгоритме? (В линейном алгоритме команды выполняются по очереди, каждая только 1 раз).

3. Изучение нового материала

Пусть нам требуется решить некую задачу, по которой Чертежник будет выводить четырехзначное число 1919.












































Конечно, можно написать длинную программу, по которой исполнитель шаг за шагом нарисует нам эти цифры.

Но возникает другой вопрос, ведь у нас присутствует только две цифры 1 и 9 нельзя ли написать программу рисования одной и другой цифры 1 раз? Это действительно сделать можно.

Для упрощения программирования сложных задач используются вспомогательные алгоритмы.

Вспомогательный алгоритм - это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.

В языках программирования вспомогательные алгоритмы называют подпрограммами или процедурами.

Каждая процедура должна иметь свое уникальное имя. Мы выберем ЕДИНИЦА и ДЕВЯТЬ.

Тогда в основной программе команды обращения к этим процедурам будут сделай ЕДИНИЦА и сделай ДЕВЯТЬ. Основная программа запишется в следующем виде:

программа число 1919

нач

сделай ЕДИНИЦА

прыжок

сделай ДЕВЯТЬ

прыжок

сделай ЕДИНИЦА

прыжок

сделай ДЕВЯТЬ

кон

Теперь надо "Объяснить" исполнителю, что такое ЕДИНИЦА и что такое ДЕВЯТЬ. Это делается в описании процедур. Формат описания процедуры:

процедура

нач

кон

Имя в описании и имя в обращении должны точно совпадать.

Запись процедур ЕДИНИЦА и ДЕВЯТЬ показана на стр. 208 учебника.

Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации, или программированием сверху вниз.

Метод программирования, при котором сначала составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним, называется сборочным методом, или программированием снизу вверх.

Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Такую библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами.

4. Практическое задание:

Смотри приложение

5. Закрепление изученного материала

  1. Что такое вспомогательный алгоритм? (Вспомогательный алгоритм - это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.)

  2. Чем отличается описание вспомогательного алгоритма от обращения к вспомогательному алгоритму? (описание пишется вначале программы, а обращение это уже непосредственная ссылка на строку с началом алгоритма.)

  3. Каковы правила описания вспомогательных алгоритмов (процедур) для исполнителя ГРИС? (Имя в описании и имя в обращении должны совпадать (никаких склонений по падежам). Описание процедур располагается после самой программы)

  4. Как записывается команда обращения к процедуре в языке исполнителя ГРИС? (Команда обращения к процедуре имеет формат, т.е. общий вид, следующий: сделай )

  5. В чем суть метода последовательной детализации? (Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации, или программированием сверху вниз.)

  6. Что такое программирование снизу вверх, сверху вниз? (Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется программированием сверху вниз. Обратный порядок программирования называется программированием снизу вверх.)

6. Подведение итогов урока: Итак, сегодня на уроке мы узнали что такое вспомогательный алгоритм и для чего он используется, научились строить алгоритмы с использованием процедур.

7. Домашнее задание: §34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!