Всюду следы Преподобного Сергия
Анна Ивановна Кольченко
МАОУ лицей №4, г. Таганрог, Ростовской области
Тип проекта: информационно-исследовательский,
межпредметный (искусство, музыка, история, география, краеведение, основы православной культуры), групповой, краткосрочный (2-3 недели).
Класс: 6
Актуальность: идея патриотизма и гражданственности становится не просто общественно значимой, но и становится приоритетной задачей государства.
Согласно Примерной основной образовательной программе образовательных учреждений, разработанных с в соответствии с требованиями ФГОС, в рамках ценностного и эмоционального компонентов у выпускника должны быть сформированы :
- любовь к Родине, патриотизм, гражданственность;
- уважение к памятникам истории и культуры страны и родного края.
Также выпускник должен научиться:
- выявлять необходимую информацию с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах, видео и фотоматериалах, художественной литературе;
- приводить примеры, доказывающие, что изучение истории искусства позволяет лучше узнать историю и культуру своей страны.
Проектная деятельность в этом ключе имеет особую значимость, так как позволяет в рамках компетентностно-ориентированной педагогической технологии сформировать следующие ожидаемые результаты:
Личностные . Обучающиеся смогут:
- повысить интерес к истории искусства и краеведению;
- сформировать познавательный интерес;
- приобрести опыт коллективной работы.
Метапредметные . К ним можно отнести:
- способность осуществлять информационный поиск;
-способность регулировать информационный поиск;
- проводить анализ найденной информации, делать выводы;
- осознание правил и норм взаимодействия со сверстниками;
- формирование патриотического отношения к Родине и к своему родному краю.
Предметные .
- закрепление изученного материала;
-умение описывать и характеризовать факты, события в истории, различных областях искусства ( музыки, архитектуры, литературы, изобразительного искусства), православной культуры.
Цели:
- воспитательные : воспитать целостность личности, сочетающей в себе моральные, нравственные и гражданские черты, патриотических чувств, гордости за место, где они родились и живут;
-образовательные : обогащение знаний об особенностях храмового зодчества России и Донского края, совершенствование навыков поиска, отбора и анализа материала, на основе которого выстраивается проект;
- развивающие : развитие творческих способностей учащихся; развитие эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Задачи.
1. Организовать поисковую деятельность учащихся по теме «Всюду следы Преподобного Сергия» (поиск информации о памятниках архитектуры (монастырей и храмов, основанных Сергием Радонежским и его учениками).
2. Способствовать формированию умений собирать и обрабатывать информацию.
3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому прошлому и настоящему России и Приазовского региона, интерес к его культуре и истории.
Основополагающий вопрос : почему надо знать историю и культуру России и родного края?
Проблемные вопросы:
Почему нужно изучать историческое и культурное наследие России и родного края?
Как помогает изучение истории и искусства понять особенности культуры Донского края?
Как помогает изучение истории и искусства пониманию индивидуальных особенностей памятников зодчества родного края? Каким образом?
Что нужно сделать, чтобы сберечь наследие культуры родного края?
искусствоведы
Знатоки православной культуры
аналитики
группы
историки
краеведы
музыканты
Первая группа:
Четвертая группа: «Музыканты».
«Историки».
Вторая группа: «Искусствоведы».
Вопросы и задания:
Вопросы и задания:
Третья группа:
Пятая группа:
Вопросы и задания:
«Знатоки православной культуры» .
В каких музыкальных произведениях отражается духовная тема России?
Подберите материал (фото, изображения икон и картин), иллюстрирующий архитектурные памятники, связанные с именем Сергия Радонежского.
«Краеведы».
Подберите необходимый исторический материал:
Шестая группа:
Составьте свою копилку храмовой музыки и духовных песен.
Вопросы и задания:
Вопросы и задания:
Подготовьте презентацию об этом.
Место Сергия Радонежского в отечественной истории.
«Аналитики».
Каковы архитектурные
Вопросы и задания:
Создайте буклет «Слово о Сергии Радонежском», рассказывающий о жизни Преподобного Сергия и основании им Троице-Сергиевой Лавры.
Какую музыку вы можете предложить для озвучивания видеоролика о храмах и монастырях, связанных с именем Сергия Радонежского
Найдите информацию об истории основания церкви Сергия Радонежского в Таганроге?
Жизненный путь «преподобного старца».
особенности православного храма?
Соберите воедино всю информацию, собранную группами и составьте презентацию о храмах в честь Преподобного Сергия в Приазовском регионе
Какие вы знаете памятные даты, связанные с именем Преподобного Сергия? Составьте план увлекательной экскурсии по храмам родного города.
Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой Лавры.
Снимите ролик о монастырях и храмах, основанных Сергием Радонежским и его учениками.
Каковы особенности устройства православного монастыря?
Какие монастыри и храмы были созданы учениками Преподобного Сергия?
Продукты проекта:
- буклет «Слово о Сергии Радонежском»;
- видеоролик «Всюду следы Преподобного Сергия»;
- создание интерактивной игры
"Всюду следы Сергия Радонежского"
- сценарий познавательной экскурсии в церковь Сергия Радонежского в Таганроге.
Самооценка .
Каждый участник проекта в конце работы заполняет анкету о своем участии в данном проекте:
1. Каков мой вклад (в % соотношении) в подборе фактического материала?
2. Каков мой вклад (в % соотношении) в подборе иллюстративного материала?
3. Какими знаниями я поделился с участниками группы?
4. Как я подготовился к выступлению?
5. Насколько четко и понятно я выступил на защите своей части проекта?
6. Внимательно ли я слушал других участников, выступающих?
7. Что нового мне открыл этот проект?
8. Достигнуты ли мои цели по окончании работы над проектом?
9. Какие из полученных мною знаний я смогу применить на практике?
10. Трудно ли мне было участвовать в этом проекте?
На увлекательную экскурсию в церковь Сергия Радонежского
приглашают Вас
ребята из МАОУ лицея №4 (ТМОЛ)
г.Таганрога Ростовской области