СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всеволод Гаршин «Attalea princeps».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 60                                         Дата________________

Тема: Всеволод Гаршин «Attalea princeps».

«Вперёд, к свету, к свободе, к небу!»

 

  1. Вступительное слово.

 

- Ребята, есть ли среди вас те, кто в 7 лет прочитал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» или «Айвенго» Вальтера С кота?

Всеволод Гаршин в семилетнем возрасте прочитал и Гюго, И Вальтера Скотта, и Пушкина, и Лермонтова. Такой он был книгочей и книголюб.

Потом, будучи уже двадцатилетним юношей, перечитал

Гюго, но ничего для себя не открыл – настолько зрелыми оказались детские впечатления.

            Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 г. В старинной дворянской семье. В 9 лет поступил в Петербургскую гимназию, слыл там первым учеником. По окончании её был зачислен в Горный институт. Это было в 1874 году, а через три года начнётся русско-турецкая война. Гаршин, как только появляется манифест об объявлении войны, тут же подаст прошение об увольнении из института и через несколько недель его зачислят рядовым.

(СЛАЙД 2) В одном из сражений рядовой Гаршин проявил настоящий героизм, личным примером увлёк товарищей в атаку – и враг отступил. За храбрость он был произведён в офицеры, но воевать из-за ранения уже не мог.

Вернулся в Петербург, однако не захотел учиться на горного инженера и определился вольнослушателем на словесное отделение Петербургского университета. Постепенно он всецело посвятил себя сочинительству.

(СЛАЙД 3) Вскоре появились сказки для детей.

- Знаете их?

(«Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее», «Медведи» и «Attalea princeps».)

            Прожил Гаршин всего 33 года. Он страдал душевной болезнью и рано ушёл из жизни, но в литературе он остался одним из самых сердечных, человеколюбивых писателей.

  1. Знакомство со сказкой.   (СЛАЙД 4)
  • Название сказки дано не на русском языке. Это научное

название пальмы. Но в процессе работы над сказкой попробуем перевести это название на русский язык.

 

  • Чтение сказки учителем.

 

  1. Работа над произведением.

 

  1. Разделимся на 4 группы.  (СЛАЙД 5)

Опираясь на ключевые слова и выражения, подготовьте сжатый пересказ эпизода.

 

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

Ботанический сад,

Оранжерея

Узорчатые арки

Железные рамы

Толстые стёкла

Родной край

Свобода

Зима

Бледнели

Умирали

Учёный директор

Стеклянная будочка

Attalea princeps

Научное имя

Гость из Бразилии

Роскошные леса

Была гордой

Голубое небо

Саговая пальма

Пузатый кактус

Корица

Древовидный папоротник

Злоба и раздражение

Глупости

Вздор

Гордые слова

Пальма росла

Решётки прочны

Упёрлась в рамы

Упрямое дерево

Звонкий удар

Осень

Нищая природа

садовник

 

  1. Игра в «сократиков»

(СЛАЙД 6) Вы знаете древнегреческого философа Сократа?

- А кто такой философ?

Фило?соф (любящий мудрость, любящий знания, любознательный, стремящийся к истине, искатель истины) — человек, который занимается поиском истины, изучением сущего.

Так вот, он не сидел дома и не писал философских трактатов.

Вся его учёная деятельность заключалась в том, что он ходил по улицам Афин и задавал вопросы прохожим. Многим казалось это странным: ходит себе человек, пристаёт с вопросами, требует ответа, вступает в спор. Зачем он это делал? Какие вопросы задавал?     

 

 Допустим такие: что такое красота, как устроен мир, почему этот человек добрый, а тот злой, зачем ты получаешь знания?

Таким образом, он вступил в диалог, чтобы докопаться до истины, узнать как можно больше о самой жизни, о человеке. А если это так, то и задаваемые вопросы не могли быть бессмысленными.

Были у него и последователи, которые ходили за ним и записывали его беседы. Учеников мудреца называли «сократиками». Самые известные сократики-философы Платон и Ксенофонт.

            Давайте и мы попробуем вступить в диалог с текстом и с автором этого текста – писателем. Попробуем себя в роли сократиков.

Анализ сказки.

- Возьмём первый и второй фрагменты сказки. Сформулируем по ним два вопроса, раскрывающие самую суть эпизода. На заданные вопросы вы обязательно должны найти ответы в тексте.

Запомните, умение задавать разумные вопросы есть первый и важный признак ума.

 

              (Ученики формулируют вопросы по 1-му и 2-му эпизоду)

(СЛАЙД 7)

эпизоды

вопросы

Ответы

1-й эпизод

  1. Как

выглядит оранжерея?

 

 

 

 

  1. Как себя

чувствуют растения в ботаническом саду?

Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея – краса и гордость большого города.

 

Растения-заключённые. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение.

 

- Какой вывод можно сделать, рассматривая два эти эпизода?

 

(СЛАЙД 8) Вывод: прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для её обитателей.

(СЛАЙД 9)

2-ой эпизод

1.Что собой представляет директор оранжереи?

 

 

 

 

 

 

2.Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)?

Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его  интересуют только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает, и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира, как и его оранжерея.

 

Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину: «её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…» Ему стало грустно, оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.

 

- Какой вывод можно сделать, рассматривая два эти эпизода?

 

 

Вывод: два персонажа- два характера. Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой.

Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу.

 

- Мы рассмотрели только два эпизода, но оба они построены на одном приёме. Каком?

(СЛАЙД 10-1) (Антитеза)

 

- Что чему противопоставляется?

 

(С одной стороны, прекрасный ботанический сад, с другой – заключённые растения. И этот приём помогает писателю создать образ сада-темницы, сада-тюрьмы.

 

Этот же приём во втором эпизоде противопоставил два мира: мир директора, ограниченный наукой, в котором нет места живой жизни, природе, и мир тонко чувствующего путешественника, открытого, душевного человека.)

 

- Можно ли назвать эти эпизоды главными в сказке? Какую функцию они несут в тексте?

 

(нет, они не главные)

 

- Что мы узнаём из этих эпизодов?

(СЛАЙД 10-2)

( Они выполняют функцию экспозиции к развитию действия рассказа. В этих эпизодах даны сведения об оранжерее, её обитателях, директоре и посетители из Бразилии)

 

  1.  Какой из эпизодов произведения является главным? Почему?

 

(эпизод, раскрывающий мир обитателей оранжереи, их разговор с королевской пальмой)

 

- Прочитаем по ролям этот эпизод. Послушаем разговор обитателей оранжереи. А затем попробуйте охарактеризовать каждого участника разговора.

 

  1. Каким мы увидели мир растений?  (СЛАЙД 11)

 

Саговая пальма – злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.

Пузатый кактус – румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.

Корица – прячется за спины других растений («меня никто не обдерёт»), спорщица.

Древовидный папоротник – в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, ни к чему не стремящийся.

И среди них королевская пальма – одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.)

 

  1. Почему обитатели оранжереи отрицательно отнеслись к

предложению пальмы всем вместе вырваться на свободу? Почему её высокие стремления к свободе, свету назвали глупостью, вздором, нелепицей?

 

(они испугались – страх всему виной.

 

- Но чего?

Испугались новой жизни, испугались света, воздуха. Жизнь в темнице лучше всякой свободы. Растения, объятые страхом, не могут выпутаться из прежних, устоявшихся норм жизни. Им непонятен даже сам мотив принцессы-пальмы – для чего ей эта свобода? Так возникает конфликт-противоречие)

 

(СЛАЙД 12-1)

- Что такое конфликт?

  1. Какой конфликт изображён здесь?

 

(С одной стороны, гордая пальма, с другой – обитатели оранжереи. Реальность и мечта. Одно мнение и другое: оставить всё как есть или вырваться на свободу?)

 

  1. Если перенести этот конфликт на общество, на людей, что мы увидим?

(Безразличие окружающего мира к отдельной личности, гордой и свободолюбивой)

  1. Кто поддержал принцессу-пальму в её стремлениях к свободе? Что это за персонаж? Как относились к ней остальные обитатели оранжереи?

 

(маленькая, презренная травка – ничтожное существо, её даже не замечали, её мнение не брали в расчёт. Но, как оказалось, в маленьком существе скрывалась большая душа. Она не только поддержала пальму, но крепко обвила её, защищала её, придавала ей силы. И эта «презренная травка» оказалась настоящим другом.

В её образе писатель воплотил черты бесстрашного друга, готового в любой момент прийти на помощь и, если понадобится, даже принять смерть вместе)

 

  1. Прав ли был директор, когда говорил, что пальма стремительно растёт, набирается сил из-за хорошего ухода за ней?

 

(Директор радовался быстрому росту пальмы и приписывал это своим научным достижениям, потому что «такие рослые экземпляры» южной пальмы «редко встречаются» и на воле. Значит, его научный подход к растениям даёт хороший результат, и он был горд этим)

 

  1. Вы обратили внимание на то, что писатель награждает одним и тем же эпитетом и пальму, и директора. Каким?

( оба они гордые)

 В чём проявляется гордость директора и гордость пальмы? (СЛАЙД 12-2)

 

(гордость – 1) чувство собственного достоинства;

                     2) чувство удовлетворения от чего-нибудь;

                      3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе)

     

              11) Какое из этих значений мы применим к королевской пальме, какое – к директору?

 

(гордость пальмы проявляется в чувстве собственного достоинства, она не меняет своего решения, своего стремления испытать счастье на свободе.

Директор высокомерно разговаривает с бразильцем, он ведёт себя так, как будто он всегда прав, он не допускает и тени сомнения. Как видим, гордость королевской пальмы и гордость директора не одно и то же.)    

 

  1. Почему так печально заканчивается сказка? И сказка ли это произведение?

Мы уже обратили внимание на то, что всё в этом произведении строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии.

  • Прекрасная оранжерея – растения-заключённые
  • Образы директора и бразильца
  • Обитатели сада – королевская пальма
  • Гордость директора – гордость принцессы-пальмы
  • Мечта и реальность

Эти миры несовместимы:

- директор не понимает посетителя-бразильца, не ведает, какие чувства у него роятся в душе;

- обитатели оранжереи, кроме маленькой травки, не понимают пальму – зачем она стремиться вырваться на свободу?

 Всеобщее отчуждение, глухота, непонимание.

- Каково пальме или человеку в этом мире?

 (Им грустно и тоскливо в этом мире, они обречены на одиночество. Сталкиваясь с миром бездушия, отчуждённости, всеобщей глухоты, они могут погибнуть. Что и случилось с королевской пальмой.)

- Какая же это сказка, скажете вы. Все сказки заканчиваются тем, что добро побеждает зло, все в итоге счастливы. А эта сказка совсем о другом.

– О чём?

(она о том, как одиноко человеку в мире, где нет места высоким идеалам и стремлениям. Значит, если это и сказка, то сказка философская, потому что она заставляет задуматься о месте человека в этом мире.

 

- Послушайте миниатюру (стихотворение в прозе) В.М.Гаршина «Юноша спросил у святого мудреца Джиафара…» и соотнесите её с философской сказкой «Attalea princeps». Что их объединяет?

 

Юноша спросил у святого мудреца Джиафара:

- Учитель, что такое жизнь?

Хаджи молча отвернул грязный рукав своей рубашки и показал ему отвратительную язву, разъедавшую его руку.

            А в это время гремели соловьи, и вся Севилья была наполнена благоуханьем роз.

 

(антитеза:

  • язва, боль – соловьи, благоуханье роз;
  • жизнь тяжёлая – жизнь счастливая и те, кто счастлив, тому нет дела до несчастных

 

  1. Итог.

Д/з  биографию знать и содержание рассказа.

 Выставление оценок.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!