ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
ОТВЕТЫ
10 -11 КЛАСС |
№ задания | Максимальный балл |
1. | 10 |
2. | 12 |
3. | 11 |
4. | 8 |
5. | 4 |
6. | 10 |
7. | 8 |
8. | 10 |
9. | 19 |
10. | 8 |
Итого: | 100 баллов |
ПОДРОБНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ
1. Даны слова: краснота, чернота, лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, география, тарификация.
Эти слова можно разделить на две группы:
1. слова, образованные простым соединением значащих частей;
2. слова, у которых соединение значащих частей сопровождалось некоторым дополнительным преобразованием (одним и тем для всех слов этой группы).
Определите, в чём заключалось это дополнительное преобразование. Запишите все слова, входящие во вторую группу.
Оценка: по 1 баллу за каждое правильное слово 2-ой группы (6 баллов); 4 балла – за объяснение дополнительного преобразования.
Итого: 10 баллов максимально.
Ответ. 1.Прилагательные лиловатый и розоватый образованны соответственно от прилагательных лиловый и розовый с помощью суффикса -оват-, как и многие другие. При простом соединении производящей основы и суффикса получилось бы: лилововатый и розововатый. Существительные лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация по общему правилу должны были бы иметь вид: лермонтововед, шолохововед, минералология, тарифификация. У этих слов при соединении значащих частей оказываются рядом две сходные последовательности звуков, одна из которых выпадает. Такое явление называется наложение морфем (4 балла).
2. Лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация (6 баллов).
2. Перечислите гласные, которые могут чередоваться с нулём звуков, то есть быть «беглыми». Приведите по два примера на каждый случай.
Оценка: по 1 баллу за каждую гласную (4 балла); за каждый пример по 1 баллу (8 баллов)
Итого: 12 баллов максимально.
Ответ. «Беглыми» являются гласные О (рот-рта, уголок-уголка), Е (день – дневной, глупец – глупца), И (собирать – собрать, лисий – лисья), Ы (называть –назвать, втыкать – воткнуть)
3. Определите часть речи выделенных слов. Какую синтаксическую роль они играют? Какой морфемой является в них конечный гласный?
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды смотрят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
(А.К.Толстой)
Оценка: по 1 баллу за правильное определение части речи у выделенных слов; по 1 баллу за определение морфемы; по 1 баллу за определение синтаксической роли.
Итого: 11 баллов максимально
Ответ: Ясно, прозрачно – краткие прилагательные ( 2 балла) , О в их морфемном составе является окончанием, указывающим на форму среднего рода, единственного числа ( 1 балл) ; синтаксическая роль – составное именное сказуемое ( 1 балл) . Светло – качественное наречие ( 1 балл), производное от прилагательного светлый суффиксальным способом, О в этом слове - словообразующий суффикс (1 балл); наречие светло является обстоятельством (1 балл). С помощью суффикса О ( 1 балл) образованы от имён прилагательных также и слова мрачно и тяжел, но они являются иной частью речи – это слова категории состояния ( 2 балла) , выступающие в роли главного члена односоставных предложений (безличных) ( 1 балл).
4. Какие из данных слов являются старославянскими по происхождению? Почему?
Враг, брат, страна, ворота, шлем, хлеб, власть, предать, молоко.
Оценка: по 1 баллу за каждое правильно определённое слово (5 баллов); 3 балла – за объяснение.
Итого: 8 баллов
Ответ.
Слова враг, страна, шлем, власть, предать (5 баллов) являются старославянскими по происхождении, так как содержат неполногласные сочетания ра-, ла-, ре-, ле- в соответствии с русскими полногласными сочетаниями –оро-. –оло-, ере, -ело: враг –ворог, страна –сторона, шлем – шелом, власть – волость, предать –передать (3 балла).
5. Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атлет, банкротство, триумф.
Оценка: За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.
Итого: 4 балла.
Ответ: Традиция (обычай), атлет (силач, крепыш), банкротство (разорение), триумф (победа, успех).
6. Прочтите сведения А и Б, объедините информацию и ответьте письменно на вопрос: что у древних русичей означала фраза «зарубить на носу» и что это за «нос» в данной фразе?
А. Поднос – от глагола подносить, означает «то, на чем подносят»; перенос – от глагола переносить, означает «то, при помощи чего переносят (слово на новую строчку)».
Б. Многие народы в древности при счете или для запоминания делали зарубки на палочках (бирках). Так велись календари, отмечались договоры купли-продажи, долговые обязательства. Бирки с зарубками известны у аборигенов Австралии, Африки, Центральной Америки. Существовали такие бирки и в Европе.
Оценка. За ответ на вопрос о значении фразеологизма – 5 баллов.
За ответ на вопрос, что обозначало слово «нос» – 5 баллов.
Итого: 10 баллов.
Ответ.
Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко, очень хорошо запомнить.
Нос – дощечка, палочка, бирка – предмет, на котором делали зарубки для лучшего запоминания.
Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
7. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.
Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.
Оценка: за каждое верно указанное слово – 1 балл.
Итого: 4 балла.
За наличие аргумента (указание на значение слов, выстраивание однокоренного ряда) дополнительно 4 балла.
Максимально за выполненное задание – 8 баллов.
Сокровище – от скрыть, крыть, крою (то, что скрыто); крышка – от крыть, накрыть (то, что накрывают); покрывало – от покрыть, укрыть (то, чем покрывают); укрытие – от крыть, укрыть (то, где укрываются от чего-нибудь).
Слово кровавый происходит от слова кровь, а крыло – по-славянски крило, происходит от древнего праславянского корня, не родственного слову крыть.
8. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». О каком лингвистическом явлении идет речь?
Еще нужно сказать, что дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностию и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в каком случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого. Чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и поэтому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку, зато уж там, по-французски, другое дело: там позволялись такие слова, которые были гораздо пожестче упомянутых.
Максимальный балл за выполненное задание – 10 баллов.
Ответ. В ответе учащегося есть ключевые слова, которые он использовал для объяснения.
Речь в этом отрывке идет о табу – запрете на употребление какого-либо слова, связанном с религиозными, культурными, социально-политическими, этическими или эмоциональными причинами. В данном случае имеется этическая причина: слова, которые кажутся дама города N неприличными, заменяются допустимыми, с их точки зрения, эвфемизмами или французскими словами, которые в глазах дам, независимо от значения, являются принадлежностью высокого стиля.
9. Производные слова можно объяснить при помощи слов, от которых они образованы (исходных слов), составляя с ними фразы, например: писатель – «человек, который пишет»; возчик – «человек, который возит»; читальня – «место, где читают»; стульчик – «маленький стул». Часть объясняющей фразы, остающуюся, если отбросить исходное слово, называют объясняющей конструкцией для рассматриваемого слова. Слова писатель, возчик имеют одну и ту же объясняющую конструкцию: «человек, который…».
Даны глаголы, образованные от существительных или прилагательных: озорничать, глохнуть, голодать, лодырничать, пилить, звереть, свирепеть, нуждаться, хамить, горевать, каменеть, рыбачить, блаженствовать, бороновать, толстеть, бинтовать, столбенеть, сверлить.
а) Сгруппируйте эти глаголы в таблицу таким образом, чтобы в пределах каждой группы для всех глаголов подходила одна и та же объясняющая конструкция. Озаглавьте колонки таблицы (количество колонок значимо для ответа) наименованием объясняющей конструкции.
б) Укажите, при помощи каких образовательных средств образованы глаголы каждой группы.
Оценка: за правильное определение каждого глагола в нужную группу по 0,5 балла (9 баллов); за определение каждой группы по 1 баллу (5 баллов); за определение словообразовательных средств по 1 баллу за группу (5 баллов).
Итого: 19 баллов максимально
Ответ.
Если проанализировать определения производных глаголов через исходные слова и выявить их общий смысловой костяк, то можно выделить пять объясняющих конструкций (5 баллов – по 1 баллу за каждую группу):
совершать действие, свойственное… | становиться… | испытывать… | действовать с помощью… | становиться похожим на … |
озорничать, лодырничать, хамить, рыбачить | глохнуть, свирепеть, толстеть | голодать, нуждаться, горевать, блаженствовать | пилить, бороновать, бинтовать, сверлить | звереть, каменеть, столбенеть |
2. Глаголы каждой группы образованы при помощи суффиксов: глаголы 1 группы: -ать, -ничать, -ить; глаголы 2 группы: - нуть, -еть; глаголы 3 группы: -ать, -аться, -евать, -овать; глаголы 4 группы: -ить, -овать; глаголы 5 группы: -еть, -енеть ( 5 баллов – по 1 баллу за каждую группу)
10. Сравните соответствующие слова украинского и русского языков и заполните пропуски в таблице.
Украинский | Русский | Украинский | Русский |
сiк | сок | | дед |
сон | сон | дiм | |
пiсок | песок | сiль | |
овес | овёс | кiт | |
кiсть | кость | | ветер |
вечiр | вечер | | пёс |
Оценка: за каждое верно указанное слово – 1 балл.
За наличие объяснения причины чередования – 2 балла.
Итого: 8 баллов.
Украинский | Русский | Украинский | Русский |
сiк | сок | дiд | дед |
сон | сон | дiм | дом |
пiсок | песок | сiль | соль |
овес | овёс | кiт | кот |
кiсть | кость | вiтер | ветер |
вечiр | вечер | пес | пёс |
Русские о и е, ё заменяются на украинское i, если они не выпадают при изменении слова, в противном случае (сон – сна, овёс – овса, песок – песка, вечер – вчера) они сохраняются и в украинских словах. Вместо ё в украинских словах – е.
5