СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийский урок "Лес и климат"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка к уроку "Лес и климат"

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский урок "Лес и климат"»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ГИД ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УРОКА «ЛЕС И КЛИМАТ» ДЛЯ 5–11–Х КЛАССОВ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА

Цель урока — в увлекательных игровых форматах рассказать о том, как лес стоит на страже природы и людей, помогая приспосабливаться к опасным климатическим изменениям. А главное — вдохновить и научить школьников действовать в интересах сохранения лесов и более благоприятного климата.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Выявить угрозы лесам, возникшие из-за изменения климата.

Вместе с учениками сформулировать решения для помощи лесу в адаптации к изменяющемуся климату.

Показать, какой вклад ваши ученики могут внести уже сегодня в решение проблемы изменения климата и в сохранение лесов.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (презентация — см. Приложение 2, подстрочный текст к презентации для озвучивания учителем — см. Приложение 1 данного методического гида);

принтер (желательно цветной), листы А3 и А4 для печати поля и карточек для интерактивных заданий (см. Приложения 3 и 4) и заготовки для складывания карманной книжечки (см. Приложение 5);

распечатанные материалы из приложений 3 и 4 (3 комплекта для 3 рабочих групп учеников) и из приложения 5 по количеству учеников;

3–5 пар ножниц для изготовления карманных книжечек в конце урока;

фотоаппарат или телефон с фотокамерой от 5 мегапикселей, чтобы во время урока сделать фотографии для получения диплома и благодарственного письма.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Для успешного проведения урока рекомендуется выполнить следующие подготовительные шаги:

1. Ознакомиться с методическим видеороликом по ссылке и получить полное представление о формате и содержании урока, этапах и методике его проведения.

2. Изучить методический гид и его Приложение 1 гида (подстрочный текст к презентации) и одновременно просмотреть анимированную презентацию (Приложение 2). При этом рекомендуется уделить внимание последовательному изучению каждого слайда и подстрочного текста к нему. В этом случае вы будете уверенно чувствовать себя на уроке, и презентация будет для вас удобным опорным инструментом. Обратите внимание, что при подготовке важно просматривать презентацию в полноэкранном режиме, чтобы познакомиться со всеми спецэффектами и анимацией.

3. Изучить Приложения 3, 4 и 5, в которых содержатся материалы для проведения игровых заданий и соотнести их с инструкциями для проведения игровых упражнений, которые даны в Приложении 1 методического гида.

4. Изучить Приложение 6 с раздаточным материалом.

5. Если вы планируете привлекать помощников, например, для фотосъемки, договоритесь с ними заранее о дате и времени проведения урока.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Продолжительность урока — 45 минут. Проведение урока включает в себя 3 последовательных блока: 1. БЛОК ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ

Учитель демонстрирует анимированную презентацию (ее необходимо запустить в режиме демонстрации), сопровождает ее рассказом (для этого необходимо использовать подстрочный текст к презентации, см. Приложение 1 данного методического гида и вопросами к ученикам (см. слайды 2 – 12) в Приложении 2 и подстрочный текст к ним в Приложении 1). На этом этапе учащиеся выполняют два игровых задания согласно инструкциям в Приложении 1. Рекомендуемое время — 27 минут.

2. УЧЕБНАЯ ИГРА НА УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Учитель демонстрирует презентацию (см. слайды 13 — 30 в Приложении 2 и подстрочный текст к ним в Приложении 1).

В рамках данной игры школьникам предстоит побыть в роли руководителей лесозаготовительных компаний. Задача учащихся – правильно отвечать на вопросы, которые появляются на экране. Право ответа переходит по очереди к каждой из групп. В случае неудачи возможность ответить появляется у следующей группы. Соревновательный дух отсутствует: важно, чтобы все команды работали на общий результат.

После правильного ответа учитель дает развернутый комментарий, руководствуясь справочной информацией, которая предоставлена в описании игры (Таблица в «Помощь учителю», столбик «Комментарий для учителя» в Приложении 1 методического гида).

Общее время на проведение игры — 15 минут. 3.ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

Учитель вместе с учащимися собирает карманную книжечку с практическими советами по теме урока. Для этого нам понадобятся ножницы и заранее распечатанная заготовка книжечки формата А4 (см. Приложение 5) по числу учеников. Видеоинструкцию о том, как правильно складывать карманную книжечку, вы также найдете в методическом видеогиде по ссылке.

Учитель нажимает Enter.

Учитель: Однако у леса есть и еще одна функция — климатообразующая. Причем этих функций две — местная и глобальная. Давайте сначала посмотрим, как лес влияет на местный климат и другие природные условия и что будет, если лес вырубят.

Учитель: Для этого давайте представим себе две ситуации. Первая, что на некой территории вырубили весь лес и его совсем нет. Вторая, что на территории такой же площади и с таким же типом почвы лес есть. Сейчас каждая из рабочих групп получит набор карточек с описаниями состояний тех или иных природных объектов. Ваша задача разделить эти карточки на две группы в соответствии с нашими модельными территориями. Что будет, например, с почвой или рекой в том случае, если леса совсем нет, а что будет, если он наоборот есть. У вас есть три минуты, чтобы выполнить задание. Обратите внимание, что для каждой из моделей запланировано по 10 карточек. Для проведения этого задания Вам понадобятся распечатанные и разрезанные карточки (3 комплекта для 3 рабочих групп учеников), которые Вы найдете в Приложении 3.

Учитель раздает карточки. Дети выполняют задание. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Комментарий для учителя: В зависимости от условий, бывает, что после вырубки территория заболачивается, а бывает, что наоборот. Оба случая в одном наборе карточек могут несколько запутать детей. Если это произойдет, то при проверке выполненных заданий обратите внимание детей, что может быть и так, и так. И дальше вы разберетесь, от чего это зависит.

Лес вырублен

Река мелеет

Видовой состав животных изменился

В реки смывается много почвы после каждого дождя

Кустарники и травы засыхают

Днем очень сухо и жарко, а ночью земля быстро остывает

На этой территории реже выпадают осадки

Земля заболачивается (становится очень влажно)

Появляются овраги

Земля очень сухая из-за сильного испарения

В городах и поблизости от автострад люди дышат воздухом, сильно загрязненным транспортом и промышленными предприятиями

Лес не вырублен

В реке достаточное количество воды

Много разных животных обитает на одной территории

Почва не смывается и не сдувается

Почва нормально увлажнена, грунтовые воды не залегают слишком глубоко

Микроклимат на территории благоприятный: днем прохладно, а ночью поверхность земли остывает медленнее

Проходя через эту территорию, ветер ослабевает

На этой территории чаще выпадают осадки

Территория не заболачивается

Влага после дождя и таяния снега успевает напитать почву и пополняет грунтовые воды

В воздухе мало загрязняющих веществ

Учитель: Время на выполнение задания закончилось. Давайте сравним, что у вас получи- лось, с мнением специалистов. Внимание на экран.

Учитель нажимает Enter. СЛАЙД 5

Группы сверяют итоги своей работы с тем, что на экране. Если есть ошибки, то исправляют их. В результате на всех трех столах карточки у детей должны быть разделены так же, ак и на слайдах презентации.

Учитель: Исчезновение леса изменяет природную среду. Люди не могут не вырубать лес совсем, поскольку много разных предметов изготавливается из дерева. Важно понимать, почему начинаются начинаются негативные процессы, регулировать объем рубок и больше заниматься восстановлением леса. Чтобы разобраться в этом вопросе, нам нужно вспомнить, как устроено и живет дерево. Для этого выполним Задание 2. Давайте сопоставим строение и функции разных частей дерева и происходящие в природе явления. Например, вы указали, что на территории, где есть лес, ветер всегда будет ослабевать. Теперь ваша задача — доказать это утверждение. Для этого вам нужно просто вспомнить, как выглядит лес, что у деревьев есть стволы и ветки, образующие естественную преграду для воздушного потока. Пройти через нее ветру не так уж просто, поэтому в лесу он ослабевает. Сейчас на каждый стол я передам лист с изображением дерева. Положите его в центре стола и внимательно рассмотрите. Для проведения этого задания Вам понадобятся распечатанный макет дерева из Приложения 4 (по одному макету на каждую группу), а также карточки из Приложения 3, которые использовались в предыдущем задании).

Учитель раздает листы.

Учитель: Вы видите, что у этого дерева есть все органы, и эти органы занимаются обычным для них делом. Например, корни всасывают воду, а листья ее испаряют. Сейчас ваша задача взять только карточки, указывающие на благоприятные характеристики территории, и положить их в те места, к которым пунктиром ведут соответствующие органы дерева. Будьте внимательны. Возможно, что на некоторые характеристики территории влияют сразу несколько частей дерева. Тогда положите карточки с такими характеристиками между несколькими частями дерева. У вас есть 3 минуты на выполнение этого задания.

Учитель: Теперь давайте обсудим, что у нас получается. Мы видим, что деревья живут своей обычной жизнью, удовлетворяя свои повседневные потребности — корни всасывают питательные вещества и воду, зреют плоды, в листьях идет процесс фотосинтеза, в ходе которого растения сами «изготавливают» себе питательные вещества из таких простых соединений, как углекислый газ и вода. Но при этом сам факт существования дерева влияет на окружающую среду — реки полноводны, в лесной местности чаще выпадают дожди и многое другое. Из-за чего же это происходит? Первая группа, скажите, пожалуйста, куда вы разместили карточки «Почва нормально увлажнена, грунтовые воды не залегают слишком глубоко» и «Территория не заболачивается»?

Дети отвечают. Учитель нажимает Enter. СЛАЙД 6

Учитель: В зависимости от условий, которые были на участке до вырубки, может происходить как заболачивание территории (то есть образование болота), так и иссушение. Корни деревьев — мощные насосы, некоторые породы деревьев могут вытягивать из почвы более 100 л воды в сутки. Небольшая часть этой воды используется деревом, а основная — испаряется листьями. Если деревья вырубить, то насос перестает работать, влага остается в почве и местность заболачивается. Поэтому карточку «Территория не заболачивается» нужно разместить сразу между двумя частями дерева: листьями и корнями.

Учитель нажимает Enter.

Учитель: Там, где грунтовые воды находятся глубоко, может быть обратная ситуация. Ветви и листья гасят скорость капель дождя, больше воды впитывается в почву, меньше скатывается по поверхности, а тень от листьев защищает почву от испарения. Больше воды остается в почве, почва не пересыхает. Поэтому карточка «Почва нормально увлажнена» должна быть размещена у кроны дерева. Вторая группа, скажите, куда вы разместили карточки «В реке достаточное количество воды» и «Почва не смывается и не сдувается»?

Дети отвечают.

Учитель нажимает Enter.

Учитель: Листья создают тень, благодаря которой вода с поверхности почвы не испаряется, а просачивается вглубь, насыщая ее толщу водой. Мхи, травы, стволы, опавшие листья тоже задерживают воду, не дают ей быстро «скатываться» вниз по склону и позволяют больше впитаться в почву. В результате после дождя значительная часть воды поступает в водоемы постепенно, обеспечивая их водой долгое время.

Чем больше воды впитывается в почву, достигая в дальнейшем водоупорного горизонта, тем меньше ее «скатывается» в водоемы напрямую со склонов. В итоге река получает меньше воды сразу после дождя, ее уровень поднимается медленнее, поэтому меньше риск наводнений. Зато потом река медленнее мелеет, т.к. через почву и водоносные горизонты продолжает длительное время получать воду после дождей. А когда мы выруба- ем лес, то становится некому задерживать воду, она быстро стекает после дождей и водоемы мелеют. В России сегодня из-за обширной вырубки леса остро стоит проблема исчезновения малых рек. Поэтому карточка «В реке достаточное количество воды» должна быть расположена между корнями и кроной дерева.

А теперь давайте обсудим, что позволяет удерживать почву. В голову сразу приходят корни деревьев. Но, оказывается, все не так просто. Очень важную роль играют листья и ветви, которые дробят капли и снижают скорость их падения. А также ковер из трав, мхов, лишайников и кустарничков, которые защищают почву от смыва гораздо больше, чем корни. Но даже в лесах, где из--за густой тени травяно-кустарничкового яруса почти нет, площадной смыв почвы практически отсутствует. Корни препятствуют размыванию крутых склонов и образованию оврагов.

Так как лес гасит ветер, то частички почвы не выдуваются. Поэтому карточку «Почва не смывается и не сдувается» лучше всего разместить между листвой и корнями дерева. А карточку "Проходя через эту территорию, ветер ослабевает" поместить в крону дерева. Ведь именно кроны сильнее всего гасят ветер.

А теперь, третья группа, скажите, куда вы разместили карточки «На этой территории чаще выпадают осадки» и «Влага после дождя и таяния снега успевает просочиться в почву и напитать грунтовые воды»?

Дети отвечают.

Учитель нажимает Enter.

Учитель: Мы с вами помним, что листья испаряют влагу. Этот процесс называется транспирацией.



корой, почками и молодыми побегами деревьев. Продолжать список можно еще долго. А еще лес не однороден: деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники — все это вместе создает огромное разнообразие мест и условий для жизни (или местообитаний). Гораздо больше, чем, например, в поле. Животные могут найти не только корм, но и дом, временное или постоянное убежище.

Учитель нажимает Enter.

Наконец, последняя карточка, в которой сказано, что в воздухе содержится мало загрязняющих веществ. Куда ее разместить?

Дети отвечают.

Учитель: Деревья «чистят» воздух благодаря своим листьям. Вредные вещества «налипают» на листовые пластинки и потом смываются дождем. Помните, что лес — «легкие», которые чистят для нас воздух.

Учитель: Мы с вами доказали, как важен лес и как он защищает почву и реки, помогает поддерживать разнообразие животных и формировать благоприятный для жизни микроклимат.

Но для понимания важности влияния леса на климат Земли нам нужно обсудить еще одно значение леса. Это глобальная климатическая функция леса, которую мы упомянули в начале урока, перед тем как перешли к местным функциям.

Учитель нажимает Enter. СЛАЙД 7

Лес — это хранилище углерода. Давайте разберемся, что это значит. Растения способны улавливать углекислый газ, добавлять к нему воду и, поглощая энергию света, преобразовывать их в органические вещества. При этом выделяется кислород, а деревья растут и развиваются. Этот уникальный процесс называется фотосинтез. Раз так, то я буду прав(а), если скажу, что все растения, а значит и деревья, состоят из углерода, который раньше был в составе углекислого газа, а потом перешел в другие соединения, формирующие тело растения. Верно?

Учитель нажимает Enter.

Учитель: Деревья регулярно сбрасывают с себя листья и хвою. Их поедают различные организмы — дождевые черви, бактерии. В итоге получается почва, в ее составе остается и углерод. В результате накопленная за тысячелетия в лесу почва хранит в себе огромное количество «переработанного» углекислого газа. Если сравнивать количество переработанного углекислого газа и его содержание в биомассе, то, например, для лесов наших широт характерно, что в самих растениях его меньше, чем запасено в почве. Однако, есть определенные процессы, в результате которых углекислый газ наоборот образуется в природе и поступает в атмосферу.

Учитель нажимает Enter. СЛАЙД 8

Учитель: Самый крупный источник — это газообмен океана с атмосферой. Поступление углекислого газа из океана в атмосферу очень велико, но оно компенсируется даже большим потоком углекислого газа из атмосферы в океан. Итогом является «превращение» в океане углекислого газа в скелетики и раковины морских организмов, которые после смерти своих хозяев падают на дно и образуют осадочные породы. Раковины моллюсков и многих простейших состоят из атомов кальция, углерода и кислорода. В течение многих лет в море из их скелетов и раковин сформировался тот белый камень, из которого наши предки строили здания. Он нередко используется и в наши дни. Но наш урок не про океан, поэтому давайте перейдем к более слабым, чем океан, но все равно очень большим

А теперь вернемся к нашей схеме. Мы с вами узнали, как образуется углекислый газ в природе. Но сегодня в мире появились дополнительные источники углекислого газа.

Учитель нажимает Enter. СЛАЙД 9

Учитель: Происходит это тогда, когда люди сжигают ископаемое топливо — уголь, газ и нефть. Это полезные ископаемые, которые когда-то миллионы лет назад были растениями, а значит в их составе, как вы теперь понимаете, много углерода. Торф тоже считают ископаемым топливом, так как он очень медленно образуется. В масштабе тысяч лет он — возобновляемое топливо, а в масштабе нашей жизни или, скажем, 21-го века — нет. Растительные остатки разлагаются, однако их превращение в торф идет очень медленно. При сжигании ископаемого топлива углерод снова превращается в углекислый газ и поступает в атмосферу. Есть и другие источники углекислого газа, например, производство цемента, но сжигание топлива — доминирующий фактор влияния человека на парниковый эффект и на климат Земли в целом.

Сейчас вы увидите на слайде разные действия человека. Задача ваших групп — предположить, в каком случае люди сжигают ископаемое топливо, а значит способствуют выделению в атмосферу углекислого газа.

Учитель нажимает Enter. СЛАЙД 10

Дети отвечают. Учитель нажимает Enter.

Учитель: В действительности все эти действия приводят к образованию углекислого газа. Когда мы ездим на машинах или летаем на самолетах, каждый раз для движения транспорта нужно сжигать топливо — бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, газ. В итоге образуется углекислый газ.

Учитель нажимает Enter.

Учитель: Когда мы едем на поезде, смотрим телевизор, включаем в комнате свет, заряжаем телефон или пользуемся электроприборами — требуется электричество. Чтобы его получить, на теплоэлектростанциях сжигают уголь или природный газ, при этом в воздух снова выделяется много углекислого газа. Конечно, если электричество произведено на ГЭС, на солнечной или ветровой станции, то углекислый газ не выделяется, но пока в мире основную часть электричества дают теплоэлектростанции. Это разные действия людей, но все они способствуют увеличению концентрации углекислого газа. Сейчас на международном уровне признано, что человеческая цивилизация действительно повлияла на изменение климата выбросами в атмосферу дополнительного, не природного происхождения, углекислого газа. Доказали это очень легко. Ученые сравнили «строение» атомов углерода воздуха, который был на Земле до начала сжигания ископаемого топлива, взяв его изо льдов, прежде всего, Антарктиды, с атомами углерода, входящего в углекислый газ в современном воздухе. И выяснили, что эти атомы отличаются. Значит сейчас в воздухе присутствует углекислый газ, который не мог поступить от дыхания растений и животных. Не мог такой углекислый газ поступить и из океана. Не могло такое количество этого газа поступить и из недр Земли, например, при извержениях вулканов. И именно он нарушает привычный природный баланс, приводя к увеличению парникового эффекта и, как следствие, к потеплению и изменению климата.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Выяснить, что в атмосфере присутствуют разные атомы углерода, помог анализ изотопного состава. Изотопы — это разновидности атомов какого-либо химического элемента, которые имеют одинаковый заряд ядра, отличаясь лишь числом нейтронов.

Учитель: из Приложения 6 к методическому гиду). Давайте посмотрим небольшой ролик на эту тему (ролик вы можете скачать заранее

Учитель нажимает Enter. СЛАЙД

Просмотр видеоролика из Приложения 6. Учитель нажимает Enter. 11

Учитель: В 2015 году представители 196 стран встретились в Париже и приняли документ, который получил название «Парижское соглашение». Люди во всем мире поставили себе две главные задачи: сокращать выбросы парниковых газов и адаптироваться к происходящим изменениям. Мы узнали, что климат на Земле меняется сейчас очень быстро, и главная причина этого явления — накопление в атмосфере углекислого газа. Есть и другие причины, но они намного слабее. Также мы выяснили, что лес очень сильно влияет на природную среду — защищает почву от разрушения, а реки и ручьи от обмеления, создает благоприятные и разнообразные условия для жизни животных, смягчает микроклимат и делает его не таким сухим, улавливает и надолго связывает углекислый газ. Давайте теперь объединим все эти знания и придумаем, как снизить вероятность неблагоприятных последствий от изменения климата и как человек может повлиять на то, чтобы замедлить эти изменения. Я предлагаю вам на время стать владельцами компаний, которые занимаются заготовкой леса. Мы уже обсуждали, что люди не могут не рубить деревья. Но как грамотно обеспечить людей всем необходимым и одновременно сделать лес союзником в борьбе с отрицательными последствиями изменения климата и даже сократить сами изменения?

Учитель: Ваши компании должны принять ряд стратегических решений по управлению лесами. Если вы все сделаете верно, мы узнаем, и как правильно увеличить покрытую лесами площадь, и как сохранять уже имеющиеся леса. В ходе игры важно помнить, что не только лес может влиять на климат, но и меняющиеся климатические условия влияют на лес и его состояние. Например, увеличение продолжительности и силы засушливых периодов.

Учитель нажимает Enter. СЛАЙД 13

Маршрут состоит из 7 участков. На каждом участке вас ждет один или несколько вопросов и разные варианты ответов. Право ответа по очереди переходит к каждой группе-компании. Если группа ответила на вопрос неверно, то право ответа переходит к следующей группе. Верный ответ означает, что группа успешно перевела себя и всех коллег на следующий участок, и мы с вами выполнили часть серьезной миссии по действиям людей в меняющемся климате. Нам с вами нужно быть очень внимательными и одновременно быстрыми. Отрицательные последствия изменения климата нарастают с каждым днем. Ученые определили, что необходимо активно действовать именно сейчас, чтобы к середине XXI века ситуация не стала критической. От действий людей сегодня зависит будущее. Итак, начинаем игру!

СЛАЙД 12

Главной причиной гибели лесов в России являются лесные пожары. Ежегодно в огне гибнет больше леса, чем вырубается. Причина такого интенсивного распространения огня, среди прочего, в том, что леса из-за изменения климата стали сильнее подвержены возгоранию. Почему? Усилившаяся жара, увеличившееся испарение, более частые и продолжительные периоды засух. В итоге лесные пожары случаются чаще, длятся дольше, и леса легче загораются и быстрее выгорают на большей площади. При этом причиной возникновения пожара в 90% случаев является человек. Нужно уменьшить вероятность возгорания!

Выберите действия, которые позволят избежать пожара. Вам нужно указать все возможные правильные действия.

1. Человек не может остановить осадки, поэтому помочь лесу никак нельзя. 2. Необходимо еще больше нагревать приземный слой атмосферы, чтобы вода не замерзала. 3. Необходимо убирать из леса поваленные деревья, проводить рубки ухода.

Массовое повреждение деревьев может быть вызвано обильно выпавшим мокрым снегом (снеголомом) или обледенением. Ледяной дождь происходит, когда дождь выпадает из облаков на высоте нескольких километров. Там температура может быть выше нуля, а у земли температура воздуха сильно ниже нуля — так бывает при столкновении воздушных масс. Из-за этого капельки в полете покрываются льдом.

Как можно помочь лесу и нужно ли что-то делать?

Выберите один вариант ответа.

Правильный ответ 3. Человек не может повлиять на сам ледяной дождь, но важно бороться с последствиями. Если не убирать из леса погибшие деревья, то они привлекут насекомых-вредителей, которые потом, размножившись, начнут поедать и здоровые деревья. А также чем больше в лесу остается сухих деревьев, тем больше опасность возгорания.

Нажмите Enter и дайте право голоса следующей группе. 3. Из-за изменения климата чаще стали случаться экстремальные снегопады и ледяные дожди.

Нажмите Enter и дайте право голоса следующей группе. 4. Из-за изменения климата участились сильные ветры. Более частые ураганные ветры приводят к ветровалам и гибели деревьев.

Необходимо снизить отрицательное воздействие на лес последствий ветровалов. Что можно сделать? Какие работы и когда производить?

Вариантов ответа нет. Вы должны сами сформулировать ответ.

Леса выполняют в природе ряд важных функций. Принято решение сажать больше леса.

На каких территориях, вблизи чего нужно в первую очередь сажать деревья, чтобы сохранить природные экосистемы и помочь людям адаптироваться к меняющимся условиям?

Выберите один ответ.

Нажмите Enter и дайте право голоса следующей группе.

5.Человечеству необходимо снизить количество выбросов углекислого газа. Сохраненные площади лесов способствуют большему связыванию углекислого газа. Но также необходимо восстанавливать леса, чтобы они в большей степени выполняли свои функции, прежде всего, местные, но и глобальные тоже. В этом случае лес сможет как можно лучше помочь океану постепенно уловить и переработать весь образующийся углекислый газ.

Миссия выполнена на 85%.

Нажмите Enter и дайте право голоса следующей группе.

Выращивая лес и сохраняя имеющийся, люди должны думать и о том, как снизить количество выбросов углекислого газа.

1. Высаживать вместе разные виды деревьев, т.к. у них разная корневая система, прочность, способность противостоять ветру. Особенно уязвима ель, которая является ценной породой для лесного хозяйства: ураган может выворачивать ели целиком вместе с корнями или ломать как спички на одной высоте. 2. Производить чистку леса, убирая упавшие деревья. 3. Если не убирать из леса погибшие деревья, то они привлекут насекомых-вредителей, которые начнут поедать и здоровые деревья. А также чем больше в лесу остается сухих деревьев, тем больше опасность возгорания.

Правильный ответ 1. Высаживать вместе разные виды деревьев, т.к. у них разная корневая система, прочность, способность противостоять ветру. Особенно уязвима ель, которая является ценной породой для лесного хозяйства: ураган может выворачивать ели целиком вместе с корнями или ломать как спички на одной высоте.

Правильный ответ 1.

Деревья поддерживают гидрологический (или водный) режим рек, а также препятствуют размыванию берегов. Все это помогает сохранить водотоки от обмеления.

В условиях изменения климата вода становится все большим дефицитом и важно в первую очередь сохранять водоемы. Леса в этом деле — важнейшие помощники.

Но на остальных из перечисленных участков сажать леса тоже важно и нужно.

1. Вдоль рек. 2. В городах. 3. По периметру существующего леса, расширяя его площадь. 4. На вырубках.

Учитель: Сегодня мы с вами узнали очень много нового про лес. Оказывается, лес — это не только грибы, ягоды, лекарственные растения и древесина, которую можно добыть, чтобы изготовить бумагу или письменный стол. Живя повседневной жизнью, деревья на самом деле очень сильно влияют на природные процессы. Лес влияет на гидрологический (или водный) режим территории и испаряемость, делая климат региона более мягким и влажным. В лесу дольше задерживается влага, питая почву и водоемы. Деревья своими корнями подтягивают из глубины земли воду в поверхностные слои почвы. Есть еще одна способность леса, сказывающаяся на глобальном климате, которая связана с его ролью в углеродном цикле. Один из важных элементов этого цикла — снижение концентрации углекислого газа в атмосфере за счет связывания его в растениях и последующего удержания в почве. Другими словами, в процессе фотосинтеза из атмосферы поглощается углекислый газ, который сохраняется в растительной биомассе и почве в виде углерода. Леса не только сами влияют на климат, но и климат Земли влияет на них. Необходимо совершать действия, которые помогут сохранить леса: вырубать разумно, оберегать от пожаров, мусора и вредителей. Грамотное устойчивое лесопользование и лесовосстановление является одновременно и мерой адаптации к условиям меняющегося климата. Давайте в заключение нашего урока соберем книжечку–памятку, с помощью которой сможем всегда вспомнить о том, чем важны леса и как можно их сохранять. И давайте рассказывать об этом другим людям!

Учитель нажимает Enter. СЛАЙД 31

Соберите карманную книжечку–памятку, руководствуясь инструкцией на слайде. Для складывания покетмода Вам понадобятся ножницы и заранее распечатанная заготовка книжечки формата А4 (см. Приложение 5) по числу учеников. Видеоинструкцию о том, как правильно складывать карманную книжечку, вы найдете в методическом видеогиде по ссылке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!