Лекция на тему: « Малые города и села России: горизонты развития»
О, перекрёсток детства!
В мир безбрежный,
В его простор желанный, неизбежный,
На юг, на север, запад и восток
Идут дома. Мой санный и тележный.
Мой летом травяной, зимою снежный,
Мой деревянный, с виду безмятежный
Садово – огородный городок…
В. Берестов.
Самые красивые места и города России?
Естественно, что каждый может ответить
на этот вопрос по-своему. Для кого-то
самым красивым местом является
излучина речки, где приятно посидеть с
удочкой на берегу, для кого-то самый
красивый город - это его родной город.
Как говорится, сколько людей, столько
и мнений. Однако есть в нашей стране
такие места и города, в отношении
которых мнения многих людей совпадают .
В таких местах и городах,
как правило, сплелись
воедино история,
география, архитектура и
природа. И недаром
данное единство мнений
выражается самым
простым способом : люди
едут и едут в такие места,
чтобы ещё раз насладиться
красотой и искусством своих
предков.
Ярославль
Содержание элективного курса « Города России» позволяет познакомить обучающихся с крупными и малыми городами России и их ролью. Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также основных этапах их роста, обучающиеся получают первоначальные знания по урбанистике.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения разных профилей.
Псков
Содержание курса
предполагает работу с
разными источниками
информации:
географическими
картами, дополнительной
литературой, рисунками и
т.д. Содержание каждой
темы курса включает
в себя самостоятельную
(индивидуальную)работу
обучающихся.
Цель курса: создание
условий для
формирования и
развития у обучающихся
интереса к изучению
городов России и
родного края, к
самостоятельному
приобретению знаний;
развитие творческих
способностей и
коммуникационных навыков.
Задачи курса:
- расширение знаний по
экономической и
социальной географии;
- развитие творческой
активности;
- вовлечение
обучающихся в активную
практическую
деятельность при
изучении истории
возникновения,
географического положения,
функций городов;
- формирование навыков
работы с географической
литературой.
В результате изучения
курса обучающиеся
должны знать:
«урбанизация», «городская
агломерация»;
- классификацию городов;
- историю возникновения и развития городов;
- выгодность ГП городов;
должны уметь:
- использовать дополнительную литературу, карты для
составления характеристики городов;
- использовать материалы городских
интернет-сайтов и др.
Курс предназначен для
обучающихся 9х классов,
рассчитан на 17 часов
(1час в неделю);даёт
представление о том,
какие прекрасные города
и замечательные места
есть в нашей стране!
Приоритетные направления в изучении элективного курса.
В качестве приоритетных направлений в преподавании курса выделяются следующие:
- развитие способностей обучающихся,
относящихся к их взаимодействию с миром природы; развитие интереса к познанию природных объектов и явлений; способности чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
2) учёт региональных особенностей в содержании курса (в рамках изучения предмета «География Вологодской области»);
3) научный метод познания как основная идея интеграции знаний и как основа для формирования приёмов самостоятельной познавательной деятельности школьников;
4) интеграция в элективный курс элементов информатики;
5) открытость содержания образования ( внедрение в учебный процесс внешкольной информации; подготовка обучающихся к жизни в информационном обществе);
6) формирование коммуникативных умений ( широкое использование групповой работы обучающихся, ведение диалога , аргументация собственных суждений).
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
Тема курса
Введение. Города- цивилизационные центры Земли.
Особенности урбанизации в России.
1.Своеобразие и противоречия урбанизации в РФ.
2.Пространственные закономерности урбанизации.
Функции городов, планировочная структура.
1.Функции городов.
2.Планировочная структура города.
3.Экологическое состояние городской среды как результат действия урбанизации.
Русские столицы- Москва и С- Петербург.
1.Москва.
2.Санкт- Петербург- «окно в Европу».
Часы
1
2
3
2
5
6
7
Города регионов России.
1.Города центральной России и Европейского Севера.
2.Города Поволжья и Европейского Юга.
3.Города Урала.
4.Города Сибири и Дальнего Востока.
Города Вологодской области.
1.Город Вологда.
2.Город Череповец.
3. Великий Устюг. Сокол.
4.Города районного подчинения.
Характеристика своего райцентра(Белозерска).
Итоговое занятие.
Итого: 17 часов.
4
4
1
Города- удивительное творение рук, ума, таланта человека.
Современные города- цивилизационные центры Земли, сосредоточение материальных, культурных и исторических ценностей, основных событий культурной и политической жизни. Город-место притяжения людей .
Суздаль
Проблема малых городов
Малые города – органическая часть сельской местности, столь обширной в стране. Они лучше, нежели крупные центры, сохраняют своеобразие, несут печать истории, отражают специфику окружающей их местности, близки к природе. Особенно представительны две типологические группы малых городов- это местные центры, возглавляющие административные районы, и узкоотраслевые центры- промышленные ( например, лесопромышленные, горнодобывающие).
Но малые города в большинстве случаев не в силах преодолеть трудности на пути активизации и пребывают в состоянии застоя, а местами и деградации. Важной проблемой в современных условиях является преодоление экономической недостаточности, социальных изъянов и неблагоустроенности малых городов, всемерное усиление их привлекательных сторон.
Местные центры- это как бы своего рода «столицы в миниатюре».Одна из причин оскудения этой группы малых городов – упадок сельского хозяйства, делающий весьма узкой и скудной экономическую базу таких городов. Необходимым условием их совершенствования является развитие социальной сферы, активизации их административной функции.
Пока явно недостаточно используются возможности малых городов для их развития в качестве центров туризма, отдыха. В будущем планируется больше уделять внимания этому направлению, так как велик рекреационный потенциал множества малых городов, в том числе и таких городов нашей области, как Тотьма, Кириллов, Белозерск, ,Устюжна.
Презентацию подготовила учитель
ИЗО и черчения
Викберг Наталья Васильевна
Спасибо за внимание!