Открытый урок
Всеобщая история. 9 класс.
Тема: Германия
Всеобщая история. 9 класс.
План-конспект открытого урока
Тема: Германия
Ожидаемые результаты. После урока обучающиеся должны:
-давать характеристику экономического положения Германии в 19 веке;
-раскрывать особенности объединительного процесса немецких государств;
-характеризовать деятельность Бисмарка;
-анализировать последствия объединения Германии;
- уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать документы, сравнивать, оценивать исторические явления, вырабатывать навыки ораторского искусства , выступать с презентациями;
- уважительно относится к истории других стран.
Основные понятия и термины: канцлер, Северогерманский союз, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу», юнкеры, прусский путь развития
Основные даты:
-1815г.-создание Германского союза;
-1834г-создание немецкого таможенного союза;
-март 1848г.-революция в Берлине;
-1866г.-образование Северогерманского союза.
Личности: Отто фон Бисмарк, Вильгельм I
Мотивация: Раскрытие противоречивых сторон процесса объединения страны: с одной стороны объединение способствовало созданию централизованного государства; с другой – германская политика стала очагом нестабильности в Европе, приведшая к двум мировым войнам
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийные презентации, учебник.
Тип урока: комбинированный.
Метод: проблемно-поисковый
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания (работа по карточкам).
1 вариант
1.Год наиболее значимого экономического кризиса?
А) 1846 г. Б) 1847 г. В) 1848 г. Г) 1849 г.
2.Кто был военным министром в 1848 г.?
А) Ламартин Б) Гизо
В) Луи Наполеон Бонапарт Г) Кавеньяк
3.Кем приходился Наполеон III Наполеону I
А) сыном Б) племянником В) внуком Г) братом
4.Что получила Франция за помощь королевству Пьемонт в его борьбе с Австрией?
А) Савойю и Ниццу Б) Ломбардию
В) Корсику Г) Сардинию
5.Укажите дату открытия Всемирной промышленной выставки в Париже:
А) 1859г. Б) 1867г. В) 1855г. Г) 1878г.
2 вариант
1.Революция 1848 г. вспыхнула в :
А) январе Б) феврале В) марте Г) апреле
2.Укажите даты второй республики во Франции:
А) 1848-1852г. Б) 1848-1858г.
В) 1846-1852г. Г) 1850-1852г.
3.Луи Наполеон стал императором в :
А) 1851 г. Б) 1852 г. В) 1853 г. Г) 1854 г.
4.Против этой страны армия Второй империи не воевала:
А) Англии Б) Австрии В) России Г) Италии
5.Кому принадлежат слова «Империя-это мир»?
А) Ламартину Б) Гизо
В) Наполеону III Г) Кавеньяку
III. Постановка проблемного вопроса
План.
Германский союз
Экономическое развитие Германии и проблема объединения страны
Революция в Германии 1848 года
Начало объединения Германии. Отто фон Бисмарк
1 вопрос. Германский союз
Рассказ учителя. Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.
- Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в.? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)
Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах.
Рассказ учителя. Вопрос объединения страны - главный вопрос в жизни немцев в XIX в.
В первой половине XIX в. Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток средневековья – жизнь текла неторопливо. И население редко превышало 4-5 тыс. жителей. Однако реформы не прошли бесследно, да и время брало свое. Капиталистические методы ведения хозяйства внедряются и в сельское хозяйство, и в промышленность.
Прочитать выдержки о раздробленности Германии из документа на стр. 147 учебника.
Задание. Какие препятствия лежали на пути развития индустриального общества Германии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития?
2 вопрос. Экономическое развитие Германии и проблема объединения страны
Презентация: Экономическое развитие Гемании в 19 веке
Каковы цели создания Таможенного союза?
Создан в 1834 г. Таможенный союз (по инициативе Пруссии). Начало формирования экономического единства Германии при сохранении государственной раздробленности
Выводы: 1. Раздробленность Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.
В 1834 г. по инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.
2. Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле.
Таким образом, создание Таможенного союза способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества.
3 вопрос. Революция в Германии 1848 года
Беседа с классом. Тем не менее для полноценного объединения следовало предпринять решительные шаги. На этом фоне и развивались революционные события 1848 г.
Вопрос классу: Как Вы думаете, какова была главная задача революции 1848 г.? (Объединение страны).
Немаловажное значение имела проблема – каким путем пойдет этот процесс, как будет происходить объединение Германии «сверху» или «снизу».
Путь объединения «снизу» предполагал свержение традиционных династий и образование демократической республики.
Путь объединения «сверху» должен быть происходить путем концентрации власти одним из наиболее крупных государств – Пруссии или Австрии – при сохранении помещиками земли и власти.
Работа с учебником (комментированное чтение). Вопросы к тексту:
-Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?
-Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции?
-Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу»?
-Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии?
( парламентским)
-К установлению какого государственного строя они стремились после объединения? (Демократической республике)
Вывод: Таким образом, революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи – национального объединения.
4 вопрос. Начало объединения Германии. Отто фон Бисмарк
Рассказ учителя. Вопрос об объединении страны был главным и в 60-е гг. После поражения революции реальным становится путь объединения «сверху», в котором ведущую роль играла прусская монархия, опирающаяся на прусских помещиков (юнкеров) и крупную немецкую буржуазию.
- Подумайте, под чьим руководством должно было происходить объединение «сверху»?
В это время к управлению Пруссией приходят новые политические деятели – Вильгельм I и Отто фон Бисмарк.
В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Его правление не оправдало ожидания немцев – единого государства создать не удалось. Поэтому юнкерство и буржуазия с надеждой обратили свой взгляд на нового короля. От него ждали решения вопроса объединения страны.
Записать: 1861 -1888 гг. – правление Вильгельма I.
К этому времени Вильгельму I уже исполнилось 60 лет. Современники говорили о нем как о человеке, для которого на первом плане стоят интересы Пруссии. Ставя превыше всего величие Пруссии, Вильгельм I стремился иметь сильную армию. Если можно говорить о его особой любви и привязанности, то это любовь к военному делу (с раннего возраста его воспитывали для военной службы). Король считал, что национальное объединение страны может произойти только вооруженным путем. Ему принадлежали слова: «Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать».
По инициативе Вильгельма в стране была проведена военная реформа, целью которой было увеличение регулярной армии и введение трехгодичной военной службы. Новая реформа требовала денег, а нижняя палата парламента отказывалась выделять средства.
В этих условиях Вильгельму I нужен был сильный канцлер.
Записать: Канцлер – глава правительства.
Вильгельм I обращает свой взгляд на Отто фон Бисмарка. В сентябре
1862 г. 47-летний Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель, назначается на пост канцлера.
Презентация О.Бисмарк
- Согласны ли вы, с точкой зрения, что создание Северогерманского союза начинает новую историю Германии?
IV. Рефлексия. Прием « Открытый микрофон»
Я узнал: Было интересно: Было трудно: Урок дал мне для жизни
V. Задание на дом.
Чит и перес.пар. 16, заполнить таблицу.