Климчук И.С.
Всекубанский классный час:
75 лет освобождению Кубани от немецко – фашистских захватчиков
Цели: формирование у обучающихся чувства патриотизма на примерах исторических событий, происходивших в Краснодарском крае в годы Великой Отечественной войны, героических поступков жителей Кубани.
Задачи урока:
образовательные – знакомство с историческими событиями Краснодарского края, его героями, повышение познавательного интереса;
развивающие – развитие самостоятельности при изучении тем, посвященных историческим событиям, происходившим на Кубани, в рамках внеурочной, внеклассной, проектной или самостоятельной деятельности,;
воспитательные – воспитание гордости и уважения к Отечеству, чувства патриотизма, желание защищать и прославлять свою Родину.
Знакомство учащихся с подвигом земляков в годы Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты: определение имени Героя Отечества, которое возможно присвоить классу.
Ход классного часа
Введение в тему и целевая установка.
Цель: осознать смысл проблемы о определить тему, цель.
- Добрый день, дорогие ребята! Поздравляю вас с Днем знаний! Сегодня вы стали учениками и для вас прозвенел первый школьный звонок. Я хочу предложить вам сделать первый шаг на пути к знаниям. И первый урок – это урок мужества. Я предлагаю вам самим определить тему нашего урока.
- Посмотрите на экран (демонстрируется слайд с изображением мирной и военной жизни). Звучит мелодия «Журавли»
- Что скажите? Какие два события вы видите?
- Что вы представляете, когда слышите слова война, мир.
(Горе, слезы, страх, разрушения, зло, крики, смерть…)
(Добро, радость, жизнь, солнце, счастье…)
- Как вы думаете , как называется наш урок? Зачем он нам необходим?
Итог: Ученики называют тему урока и ставят цель.
Определение понятий.
Цель: Определить лексическое значение незнакомого слова (в словаре).
-Ребята, как называется наша малая Родина?
- Сегодня мы посвящаем свой урок памяти нашим землякам, павшим на поле брани. Оставшимся в живых труженикам тыла, вдовам, детям войны.
Ученик 1:
Война! Что может быть страшнее испытания?
В котором проверяется любовь к своей стране.
Поднялись люди, землю от фашистов защищали,
И отдавали жизни, за будущее и за своих детей!
Ученик 2:
Разбить врага и защитить Россию,
Важнее не было задачи у людей!
При этом жизни свои все отдавали,
За мир и за свободу Родины своей!
Ученик 3:
Фашисты, много по России прошагали
И в августе пришли к нам на Кубань.
Сухим и жарким летом, в станицы, города врывались,
Но не покорилась, ты Кубань врагам!
Ученик 4:
Рвались фашисты к нефти, газу, хлебу
Наш чернозём везли к себе домой.
Но каждый день, взрывались их составы,
От партизанов, принимали бой!
Ученик 5:
Сражались партизаны яростно, достойно!
Ни дня фашисты не могли спокойно спать!
Ни в Краснодаре, Усть-Лабинске, Армавире,
С победой не пришлось им прошагать!
Слайд : 75 лет прошло со дня освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения Краснодара от фашистов – это день новых надежд, день радости, слез, счастья и, конечно, горечь потерь.
Слайд: Цена победы была очень дорогой для наших кубанцев. 260 тысяч не вернулось с фронтов Великой Отечественной войны. Более 100 тысяч у нас были угнаны в рабство. И впервые фашисты в городе Краснодаре применили душегубки.
Слайд: Подобные героические события не должны забываться, мы должны чтить и помнить имена всех воинов, которые не жалея себя освободили нашу землю от фашистских оккупантов…
Слайд: Ценой неимоверных потерь наши соотечественники разгромили фашистские полчища.
Слайд: Ценой неимоверных потерь наши соотечественники разгромили фашистские полчища. Всего на фронтах Великой Отечественной воевало 68 тыс. краснодарцев. Из них более 18 тысяч не вернулись с войны. В столице Кубани каратели уничтожили более тринадцати тысяч мирных жителей.
Слайд: 80 тыс. краснодарцев – фронтовиков и тружеников тыла награждено орденами и медалями, 33 - удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Слайд: В период войны Кубань побывала и глубоким тылом, и прифронтовой полосой, и театром военных действий.
Слайд: 12 февраля 1943 года освобождён Краснодар.
9 октября 1943 года полностью освобождён Краснодарский край.
- Глядя на слайды, вы называли слова фронт, мир, тыл, оккупация, победа.
Как вы понимаете значение этих слов?
Фронт – территория, на которой ведутся боевые действия.
Мир – состояние спокойствия, покоя, согласия; отсутствие вражды, войны.
Тыл – территория, на которой не ведутся боевые действия.
Оккупация – занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории.
Победа – успех в сражении, соревновании, закончившийся поражением соперника.
- Как вы думаете благодаря кому мы одержали победу над фашистскими захватчиками?
Итог: знакомство с историческими событиями Краснодарского края.
Определение имени Героя Отечества, которое возможно присвоить классу.
Цель: определить имя Героя Отечества, которое можно будет присвоить классу.
- Много доблестных детей -героев погибло в время ВОВ. Я предлагаю выбрать имя Героя Отечества, которое может быть присвоено нашему классу. Для этого я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с детьми-героями, благодаря которым мы живем под мирным небом, имеем право на учебу, счастливую жизнь.
План:
Ф.И. героя.
Фотография героя.
Рассказ о герое.
Итог: создание продукта деятельности.
Работа в группе. Имя героя.
Цель: на материале обсудить вклад детей-героев, которые являются положительным примером.
- Определить правила работы в группе.
- На основе информации, которую вы нашли, я предлагаю защитить свой проект по плану.
Итог: рассуждения и высказывания учащихся.
Защита проекта.
Цель: предоставить краткие сведения о материале и высказать общий вывод.
- Каждая группа у доски озвучивает свой проект по заданному плану.
- Ребята, как вы думаете почему именно этих кубанцев мы хотим представить, как героев нашего класса?
- Все меньше остается участников тех страшных событий, тем больше наша ответственность перед этими удивительными людьми. Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто подарил нам возможность жить и учиться под чистым, мирным кубанским небом!
Итог: обобщить выводы групп и осознать значимость проекта.
Рефлексия.
Цель: осознание пройденного пути, проанализировать достиг ли я поставленной цели.
- Давайте вспомним имена героев, чем они запомнились?
- И в заключении, мне бы хотелось пожелать вам, что бы у нас на земле всегда был мир. И чтобы это пожелание исполнилось на модель земли (мира) прикрепим птиц – голубей-мира с пожеланиями: мира, добра, справедливости.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1.Календарь праздничных дней, памятных дат и знаменательных событий на 2018 год /Администрация Краснодарского края -Краснодар, 2017 год.
2.Кубановедение: энциклопедия: А - Я / под ред. В. Н. Ратушняка. -Краснодар: Традиция, 2008.
3.Прошлое и настоящее. Кубань глазами школьников/Сост. М.В. Мирук, 1999.
4.Родная Кубань. Страницы истории. Книга для чтения/ под ред. В.Н. Ратушняка, Краснодар, 2004
Интернет-ресурсы:
http://kuban24.tv/
http://kuban.retroportal.ru
http://anapacity.com/istoriya-krasnodarskogo-kraya/
Приложение
Работа в 1 группе
Витя Гурин.
Работа во 2 группе
Толя Алехин
Работа в 3 группе
Леня Таранник
Работа в 4 группе
Федя Токарев