СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Время читать"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«" Время читать"»







Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Время читать» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы элективного курса Время читать» для учащихся 8 класса..

Программа общекультурного направления обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

- Программу Л.Г.Смирновой «Элективный курс по внеклассному чтению «Время читать»// Русский язык и литература,2018, №7-8

Актуальность программы: курс является важнейшей составляющей работы по приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, по пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений; формированию приёмов понимания текста, повышению общей языковой культуры обучающихся.

Цель курса: помочь обучающимся в формировании читательского кругозора и приобретении опыта самостоятельной читательской деятельности; развитие у школьников интереса к литературному чтению, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе

Задачи курса:

  • образовательные: вырабатывание умений рабо­тать с текстом;

  • развивающие: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных про­изведений; совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдатель­ности, творческой инициативы; повышение уров­ня языкового развития учащихся;

воспитательные: привитие эстетического отно­шения к искусству слова, интереса к чтению и книге; воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.


Срок реализации: авторская программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю).



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в чтение;

  • осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

  • потребность в самовыражение через слово;

  • устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе.

Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:

  • с уроками русского языка;

  • с уроками литературы;



Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.


Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность,

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.


Методы проведения занятий: лекция, беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа, практикум.


Формы контроля: входной, рубежный и итоговый контроль проводится в произвольной форме, выбранной учителем и учащимися.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Введение . 1ч

Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп». 


Человек и родина  ( 2ч)
Борис Екимов «Фетисыч». Тема малой родины. От чего и от кого зависит её судьба? Чем для людей оборачивается разрушение деревень? 
Вертель Л. «Моя вторая родина». Тема разрушения деревенского уклада жизни, разрыва связи между поколениями людей, разрушения традиций. 


Человек и школа  (5ч)
Геннадий Жаворонков «Однажды на пятом уроке». Истинное и мнимое милосердие. Одиночество «в толпе». Учитель и ученик. 
Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение». Взаимоотношения учителя и учеников. «Любимый» и «нелюбимый» учитель. Каким должен быть настоящий учитель? 
Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро». Художественное исследование поведения и нравственного самосознания подростков и юношества. Тема борьбы добра и зла. Терпение, целеустремлённость, внутренняя чистота главной героини Светки Сергеевой как залог будущего успеха. Понятие о «дружбе» в классе. 
Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (в сокращении) (2 часа).

Екатерина Мурашова говорит с подростками на самые трудные темы. Практикующий школьный психолог, она умеет увидеть проблему, показать с разных сторон, обобщить сходные явления и диагностировать общие тенденции. Ее повесть «Класс коррекции» очень сильно выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей — отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом, но еще труднее говорить так, чтоб не осталось от разговора осадка отвращения, мрака и безысходности. Екатерина Мурашова виртуозно справляется с задачей написания жизнелюбивого, оптимистического произведения там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. И дело здесь не в том, что сюжет в «Классе коррекции» условно фантастический. Скорее, секрет писательницы в том, что она искренне верит: в конце концов, все будет хорошо и правильно, надо только понять, что «правильно», которое не для всех людей одинаковое, очень зависит от стремления к справедливости, взаимопониманию и взаимодействию (Ксения Молдавская, обозреватель детской литературы газеты «Книжное обозрение»). 


Человек и семья  (3 ч)
А. Приставкин «Фотография». Война и дети. Тема сиротства. Два маленьких человека пережили страшную трагедию – потеряли своих близких, пережили предательство родного человека, но сохранили в своих душах любовь и привязанность друг к другу. Фотографии как реликвия, память, связь поколений. 
Борис Екимов «Ночь исцеления». Тема памяти, милосердия, сострадания. Одиночество пожилого человека, имеющего детей и внуков. «Отголоски» войны в жизни людей, переживших её. Исцеляющая сила доброты. 
Юрий Бондарев «Щенок». Тема ответственности взрослых перед детьми и за детей. Щенок как символ детской беззащитности перед миром. 



Человек и его выбор  (3ч)
Ю. Нагибин «Эхо». Тема предательства, раскаяния, истинной дружбы. 
Ю. Яковлев «Последний фейерверк». Проблема поиска смысла жизни. «Мастерская праздников» дяди Евгения. Желание прожить достойно, т.е. привнести в эту жизнь свою частицу добра, любви, красоты. 
Радий Петрович Погодин «Сколько стоит долг» (в сокращении). Тема ответственности и благодарности. История про мальчика, который прошел огромное расстояние по северной земле, чтобы устроиться на работу и помочь маме прокормить еще двух детей. Из-за возраста его никто не хотел брать на работу. Но здесь он встретил Романа, который был "должен" старику, спасшему ему жизнь в войну, и Виктора Николаевича, задолжавшего младшему своему сыну, сидевшему в тюрьме. Они взяли его на работу, устроили в общежитие. И Павлуха спас жизнь своему начальнику. Рассказ о том, что все мы кому-то должны и обязаны помнить об этом всю жизнь, стараясь частями вернуть долг пусть и другим уже людям, чтоб цепочка добра не оборвалась. 


Рождественские рассказы  ( 3ч)
Л. Улицкая «Капустное чудо». Рождественский рассказ как канонический жанр русской литературы. Традиции и новизна в рождественских рассказах современных авторов. Враждебность внешнего мира. Мотив ожидания чуда. Тема прозрения. 
В. Крупин «Зимние ступени». Тема всепрощения. Открытый финал. 
Н. Телешов «Елка Митрича». Человеколюбие. Истинная гуманность. 


Человек и природа  ( 3ч)
Ю. Яковлев «Багульник». Тема красоты детской души в сравнении с багульником, раскрывающимся неожиданно для других. Любовь мальчика к животным. Отношение собак к Косте. Доброта, чуткость, милосердие подростка по отношению к чужим людям и собакам. Образ учителя, способного понять детей. 
Р. Брэдбери «Здесь могут водиться тигры». Тема ответственности человека за все, что он делает, тема опасности «потребительского отношения» к жизни, к природе, к людям. 
Яшин А. «Старый валенок». Взаимоотношения человека и его питомца. Привязанность двух одиноких существ друг к другу. 

Защитники Отечества  (2ч)
Виктор Некрасов «Вася Конаков». Жизнь солдата на войне, быт солдата, какой солдат между боями – тема рассказа Некрасова. Герой рассказа – рядовой войны с его непоколебимой верой в победу и ежедневной, ежеминутной трудной и честной службой для ее достижения. Автор высвечивает души своих «маленьких» героев, их напряженную внутреннюю жизнь, сильное чувство долга. 
В. Соловьев «По европейскому асфальту». Проблема бесчеловечности, жестокости войны; изображение войны как тяжёлой работы. Мужество и незаметный героизм солдат на войне. Гордость за русского солдата. Образ-символ дороги. 


Мама, бабушка  ( 4ч)
А. Костюнин «Сострадание». Тема взаимоотношения близких людей. Отношение внука к бабушке. Душевная черствость. Детство – «сон Разума и Души». Обретение способности воспринимать чужую боль как свою собственную. 
Анатолий Алексин «Раздел имущества». В центре повести Алексина – семья. Тема взаимоотношений в семье. Бабушка как главный человек в жизни Верочки. 
Б. Екимов «Говори, мама, говори…». Отношение к матери, одиночество пожилых людей. Красота мира природы и «убогость» мира людей. 
Л. Чарская «Урок». Гуманность, чувство долга, готовность девочки взять на себя ответственность за семью, бабушку. 



Человек и искусство  (4ч)
К. Паустовский «Старый повар». Волшебная сила музыки. Композитор В.А. Моцарт, музыка которого делает людей счастливыми. Великая сила искусства, которому подвластно возродить даже навсегда утраченное. 


Евгений Носов «Шопен, соната номер два». Тема святости памяти, невозможности поступиться ею. Рассказ-реквием, в котором соотносятся события прошлого и настоящего. Музыка в жизни людей. 
О. Генри «Последний лист». Тема самопожертвования, истинной дружбы, сила веры. Убеждение автора, что художнику удалось создать настоящий шедевр. 
Г. Мехед «Скрипач». Грустная и одновременно светлая история о серых буднях нашей современной действительности, о музыке, о старости и о юности, о смерти и о бесконечности бытия, о красоте, которая ускользает, о добре и зле, об одиночестве, о счастье, которое у каждого свое. Музыка, которая «омывает души людей и воскрешает в них надежду». 


«И помнит мир спасенный»  (2ч)
Даниил Гранин «Дом на Фонтанке. Тема памяти. Нужно ли навещать жен и матерей погибших товарищей? «Я знаю, никакой моей вины…» 
А. Лиханов «Последние холода» (в сокращении). Достоинство и благородство детей войны, милосердие, доброта, человечность. 


Проект «Я читаю….» ( 2ч)



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Тематический блок

№ урока

Тема занятия

Количество часов

1.

Введение

(1ч)

1

Притча «Чему учат книги?». «Без книги человек слеп». 


2.


Человек и родина.

( 2ч)

1

Борис Екимов «Фетисыч». Тема малой родины. От чего и от кого зависит её судьба?


3.

2

Вертель Л. «Моя вторая родина». Тема разрушения деревенского уклада жизни


4.


Человек и школа.

(5ч)

1

Геннадий Жаворонков «Однажды на пятом уроке». Истинное и мнимое милосердие.


5.

2

Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение». Взаимоотношения учителя и учеников.. Каким должен быть настоящий учитель? 


6.

3

Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро». Тема борьбы добра и зла. Понятие о «дружбе» в классе. 


7.


4.


Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (в сокращении). Обзор содержания


8.

5.

Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (в сокращении). Актуальность темы детей — отбросов общества.

1ч.

9.


Человек и семья .

(3 ч)

1.

А. Приставкин «Фотография». Война и дети. Тема сиротства.

10.


2.

Борис Екимов «Ночь исцеления». Тема памяти, милосердия, сострадания. Одиночество пожилого человека, имеющего детей и внуков.


11.

3.

Юрий Бондарев «Щенок». Тема ответственности взрослых перед детьми и за детей.


12.


Человек и

его выбор.

(3ч)

1.

Ю. Нагибин «Эхо». Тема предательства, раскаяния, истинной дружбы. 


13.

2.

Ю. Яковлев «Последний фейерверк». Проблема поиска смысла жизни.


14.

3.

Радий Петрович Погодин «Сколько стоит долг» (в сокращении). Тема ответственности и благодарности.


15.


Рождествен

ские рассказы.

( 3ч)

1.

Л. Улицкая «Капустное чудо». Рождественский рассказ как канонический жанр русской литературы.


16.

2.

В. Крупин «Зимние ступени». Тема всепрощения. Открытый финал. 

17.

3.

Н. Телешов «Елка Митрича». Человеколюбие. Истинная гуманность. 


18.


Человек и природа .

( 3ч)

1.

Ю. Яковлев «Багульник». Тема красоты детской души в сравнении с багульником, раскрывающимся неожиданно для других.


19.

2.

Р. Брэдбери «Здесь могут водиться тигры». Тема ответственности человека за все, что он делает,


20.

3.

Яшин А. «Старый валенок». Взаимоотношения человека и его питомца.


21.


Защитники Отечества  (2ч)

1.

Виктор Некрасов «Вася Конаков». Жизнь солдата на войне.


22.

2.

В. Соловьев «По европейскому асфальту». Проблема бесчеловечности, жестокости войны; изображение войны как тяжёлой работы.


23.


Мама, бабушка

( 4ч)

1.

А. Костюнин «Сострадание». Тема взаимоотношения близких людей. Отношение внука к бабушке. Душевная черствость.


24.

2.

Анатолий Алексин «Раздел имущества». В центре повести Алексина – семья. Тема взаимоотношений в семье.

25.

3.

Б. Екимов «Говори, мама, говори…». Отношение к матери, одиночество пожилых людей.

26.


4.

Л. Чарская «Урок». Гуманность, чувство долга, готовность девочки взять на себя ответственность за семью, бабушку. 


27.


Человек и искусство  (4ч)

1.

К. Паустовский «Старый повар». Волшебная сила музыки.


28.

2.

Евгений Носов «Шопен, соната номер два». Тема святости памяти, невозможности поступиться ею.


29.

3.

О. Генри «Последний лист». Тема самопожертвования, истинной дружбы, сила веры.


30.

4.

Г. Мехед «Скрипач». Грустная и одновременно светлая история о серых буднях нашей современной действительности.


31.


«И помнит мир спасенный»  (2ч)

1.

Даниил Гранин «Дом на Фонтанке. Тема памяти. Нужно ли навещать жен и матерей погибших товарищей?


32.

2.

А. Лиханов «Последние холода» (в сокращении). Достоинство и благородство детей войны, милосердие, доброта, человечность. 


33.


Проект «Я читаю….»

( 2ч)


1.

« Моя золотая полка» . Этическая беседа.


34.

2.

« Моя золотая полка» . Подведение итогов.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!