СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Времена Российской Империи. Пётр Великий.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Времена Российской Империи. Пётр Великий.»

Конспект по истории 3 класс.

Тема: «Времена Российской империи, XVIII-XX века.

Петр Великий».

Цели: Создать образ царя Петра, охарактеризовать детские и юношеские

годы, познакомить с реформами Петра, развивать логическое

мышление и произвольную форму памяти, устную речь учащихся.


  1. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте даты, записанные на доске.

1611 1612 1613

-К какому веку они относятся?

-Соотнесите эти года с историческими событиями.


Освобождение Москвы от польских войск


Избрание нового царя


Создание народного ополчения


- Кто создал народное ополчение?

(староста из Нижнего Новгорода Козьма Минин)

-Как назывались в России те времена?

(смутное время)

-Чем была вызвана Смута?

( После смерти царя Федора, сына Ивана Грозного, новым царём избрали Бориса Годунова, он пообещал, что при нем в стране не будет голодных, но не смог этого сделать. Несколько неурожайных лет привели к голоду по всей земле, начались бунты крестьян. После смерти Бориса Годунова за Царский престол боролись самозванцы, а страна оказалась беззащитной перед грабителями и захватчиками.)

-Что же предложил Козьма Минин?

(Собрать средства на нужды войска и создать народное ополчение)

-Кого просили стать воеводой?

(Дмитрия Пожарского)

- В каком году Москва была освобождена от польских захватчиков?

(1612г.)

-Кем и как был избран в 1613 году русский царь?

(Русский царь был избран Земским собором в 1613 г. Мнения сошлись на 16-летнем юноше – Михаиле Федоровиче Романове)

- С этого времени началась новая царская династия- династия Романовых.

- Назовите второго царя из Дома Романовых.

(Алексей Михайлович Романов, по прозвищу Тишайший)

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о временах правления династии Романовых.

2) Изучение нового материала.

а) Актуализация темы.

-Внимательно рассмотрите изображения людей, которые появятся сейчас на слайде.

Слайд №1

-На какой иллюстрации, по вашему мнению, изображён русский царь? Почему? (Мнения детей)

- Почему человека на втором рисунке вы не назвали царём, в чём его необычность?

- Как бы необычно не выглядел этот человек, он был законным наследником царя Алексея Михайловича Романова и Натальи Кирилловны Нарышкиной.

-Давайте обратимся к династии Романовых.

Слайд №2.

- У Алексея Михайловича от первого брака было трое детей: Софья, Фёдор и Иван V. После смерти жены, Алексей Михайлович женился во второй раз на Наталье Кирилловне Нарышкиной.

Два Монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын, и что именно он из всех детей наследует престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на тёмном небе ярко сияла большая звезда. В этот момент Наталья Кирилловна родила сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой.

Маленького царевича назвали Петром. Это был 1 царевич по имени Пётр, поэтому его называли Петр I, а современники его называют Великим.

б) Сообщение темы и цели урока.

- О ком же мы будем говорить сегодня на уроке, сформулируйте тему . (Мнения детей)

Слайд №3.

-На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

1) Детство Петра, его увлечения.

2) Когда Петр I стал царём Российского государства.

3) Реформы Петра I.

в) Работа над новым материалом.

- О детстве Петра нам расскажет Пшеницын Митя.

- Внимательно послушайте сообщение, обратите внимание на увлечения Петра.

Слайд №4.

Ранние детские годы Петра протекали беззаботно и весело. Петр был живым, подвижным ребёнком. Он очень любил шумные игры, с удовольствием катался на обшитых кожей деревянных лошадках на колёсиках. Что ни день, приставленные к нему мамки и няньки поднимали переполох: царевич вдруг исчезал из виду и не понятно куда девался. Бедные женщины, охая и причитая, отправлялись его искать. А он был мастер прятаться, и найти его оказывалось совсем не просто.

Специально для маленького Петра были изготовлены игрушечные пушечки и луки со стрелами. Как всякого мальчика из царской семьи, его рано приучали к оружию, к езде верхом. В будущем ему предстояло командовать войском, водить полки, поэтому тяге маленького царевича к военным играм никто не препятствовал.


-Чем же в детстве увлекался Петр I?

- Когда Петру исполнилось 4 года, умер его отец Алексей Михайлович и его опекуном стал старший брат Фёдор Алексеевич.

Слайд №5.

- Новый царь очень заботился о своем подопечном, и когда Петру исполнилось 6 лет, велел обучать его грамоте. Петр быстро освоил азбуку. Мальчику легко давалось учение. Но, когда Петру исполнилось 10 лет, умирает и Фёдор.

- В правительстве встаёт вопрос, кому быть царём: хилому и слабоумному Ивану или младшему, но здоровому царевичу Петру?

- Найти ответ на этот вопрос, вы сможете в первом тексте.

Сейчас вы работаете в парах, читаете внимательно текст и ищете ответ на вопрос: кто же стал управлять Российским государством?


ТЕКСТ № 1.

У Петра был старший брат Иван. По заведённому обычаю именно он должен был со временем стать царём. Но Иван, слабый здоровьем, часто болел, плохо видел. Вот почему впервые в России были провозглашены одновременно два царя - Иван V и Пётр I. Для них даже был сделан царский трон с двумя сиденьями. Но поскольку они были ещё детьми и не могли управлять страной, за братьев царей стала править старшая сестра Софья.

Слайд №6.

-Используя материал текста, закончите предложение:

Российским государством стала управлять _______ , т.к. Пётр ________.


Слайд №7.

-Софья была хорошо образована, обладала сильной волей и хитростью.

-Подумайте и выберите правильный вариант развития последующих событий: Слайд №8.

  • Софья стала управлять государством, во всём советуясь с матерью Петра.

  • Софья стала управлять единолично, а Петр с матерью были удалены подальше от Кремля.


-Какой из вариантов будет верным?

- Действительно, Софья не подпускала обоих братьев к решению государственных вопросов. Не крепкий умом Иван был этому рад, а смышленого и любознательного Петра поселили в подмосковном селе Преображенском.

- Давайте послушаем сообщение Смагиной А. «Жизнь Петра в селе».

Его детские игры в войну переросли из забавы в серьёзное увлечение. В селе он собрал вокруг себя окрестных мальчишек- детей простых мужиков – и вместе с ними под началом опытных иностранных офицеров прошёл настоящую военную подготовку. Для военных забав и потех из сверстников он создал два потешных полка «Семёновский» и «Преображенский», которые выполняли все команды своего маленького командира. Эти полки в будущем стали настоящей опорой для взрослого царя.

Тогда же на речке Яузе для Петра построили несколько парусных судёнышек, и юный царь стал уходить в свои первые плавания. Софья не чинила брату преград в этих занятиях. Она не видела в них для себя угрозы. Для правительницы было главным, чтобы брат не пытался отстранить её от власти. Ведь она собиралась объявить себя полноправной и законной царицей.

- Прошло время, Иван и Пётр выросли и, как взрослые люди, больше не нуждались в том, чтобы за них правила Софья. Иван спокойно относился к тому, что сестра хотела закрепить за собой власть. Зато Пётр никак не мог с этим смириться.

- Чтобы узнать, как же Пётр 1 пришёл к власти, давайте поработаем с текстом №2.

- Вам надо его прочитать и подготовить ответы на следующие вопросы:

Слайд №9.

  • Что решила сделать Софья, чтобы покончить с братом-соперником?

  • Что ей помешало?

  • Как поступил Пётр 1?

Текст №2

Чтобы покончить с братом – соперником, Софья подняла против него стрельцов. Она даже замыслила, если понадобится, убить Петра. Но не все стрельцы оказались верны правительнице. Немало их перешло на сторону Петра и вместе с его солдатами выступило против Софьи.

Узнав о коварных планах сестры и о том, что она готова ради власти злодейски лишить жизни собственного брата, Пётр жестоко расправился со сторонниками Софьи, а её саму велел заключить в монастырь. Там узницу стерегли днём и ночью. Под строгим надзором она томилась целых 15 лет, пока не умерла.

Царь Иван передоверил все дела по управлению страной Петру, который после смерти много болевшего брата стал царём и единолично правил великой страной.


- Ответьте на вопросы:

- Прочитайте последний абзац данного текста.

Это был 1689 г., 17летний Пётр стал царём Российского государства.

-Вот мы и ответили на второй вопрос нашего урока.


Физминутка.


- Прочитайте третий вопрос. Объясните значение слова «РЕФОРМА».


Словарь: Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего-

нибудь.


Вблизи от Преображенского располагалась Немецкая слобода. Там жили иностранцы. И поэтому всё в ней было непривычно русскому человеку: и язык, и обычаи, и наряды. Проживали в слободе механики, военные, врачи и мастера других дел. Они с большим почтением относились к мастерству и науке. Общаясь с ними, молодой царь понимал, насколько он не образован. И что страна отстаёт от других наиболее сильных и развитых государств.

- Для того, чтобы побольше узнать о жизни в европейских странах и перенять у них опыт, Пётр 1 отправился за границу под видом простого рабочего. Жизнь Петра за границей была трудовой и деятельной. Он изучал военное, инженерное и мореходное дело.

По возвращении царя, русских людей ждали большие перемены и преобразования.

Слайд №10.

- Пользуясь схемой, расскажите о переменах , которые произошли сразу же по возвращении Петра I из-за границы.


Петр I

Заставил Запретил

Мужчин брить бороды Мужчинам жениться,

Обрезать рукава и полы кафтанов не получив образования

Есть картофель

Пить кофе


Петр ещё не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращении из Европы, Россия всё больше становилась похожей на европейскую страну.

-Петр I мечтал, чтобы Россия из отстающего государства превратилось в сильнейшую Российскую державу.

-Какие же реформы ввёл Петр I для осуществления своей мечты?


Слайд №11: РЕФОРМЫ.


- Наша с вами задача понять из-за чего Петр I вводил ту или иную реформу.


-А поможет нам в этом схема.


Как следствие


ПРИЧИНА





РЕФОРМА

- До Петра I Россия была отрезана от морей землями других государств.

У Российского государства не было флота и ей трудно было торговать с другими странами. А торговля была необходима для экономического развития страны.

-Какой выход для решения этой проблемы вы можете предложить?

- Петр I решил создать новую армию и флот.

Слайд: 1) Создание новой армии и флота.


- Петр понимал, что любыми путями надо было пробиваться к морям. Сначала Петр решил пробиваться к Черному морю, захваченному турками, а для этого надо было взять Азов. Первый поход окончился неудачно.

-Как вы думаете почему?

-В это время в России вырастает новая «Верфь» - место постройки и ремонта судов, где начинают строить новые военные корабли. Во время второго похода русские армия и флот одержали победу – это была первая победа Петра.

Затем Петр I обратил свой взор к Балтийскому морю, побережье которого было захвачено шведами. Началась Северная война, которая продолжалась 21 год.

- Как вы думаете, почему эту войну назвали Северной?

-После долгих лет тяжёлой и изнурительной борьбы Россия одержала победу.

-У России была слабовооруженная армия и военный флот, а надо было воевать и одерживать победы, надо было защищать свои границы.

-Как бы вы справились с этой проблемой?

-Петр I начал строить заводы, мастерские, оснащенные по последнему слову техникой. Началось развитие промышленности.

Слайд: 2) Развитие промышленности.


- Заводы построили, но возникла новая проблема: кто будет работать, ведь специалистов не было, приглашали учителей из-за границы, но это было дорого для России.

-Ваши предложения по решению этой проблемы.

-В России стали открывать школы, профессиональные училища.

Слайд: 3) Открывались школы, училища.

- Для образования все книги привозили из-за границы, для того, чтобы россияне смогли по ним обучаться, их надо было переводить. На это затрачивалось много средств и времени.

- Какой выход для решения этой проблемы вы могли бы предложить?

-Прочитайте, какое изменение ввел Петр, чтобы устранить эту проблему.

Слайд: Открытие типографий и выпуск первой газеты «Ведомость».


-Сейчас внимательно рассмотрите слайды, и попробуйте догадаться о каком городе мы будем с вами говорить.

Слайды: Санкт-Петербург.

-Ребята, а почему мы будем с вами говорить именно об этом городе?

- Петр 1 является основателем этого города. И следующая его реформа:

Слайд: Основание Санкт-Петербурга.

Пётр не любил Москву и он решил создать новую столицу в устье реки Невы. О Петербурге с давних пор говорят в народе, что этот город стоит на костях. На строительство новой столицы по приказу Петра1 согнали огромное количество подневольных людей. Им приходилось работать в холод, под пронизывающим ветром с моря, стоя по много часов по колено в ледяной воде. Каждый день от непосильного труда, болезней, холода и голода умирало по несколько человек. Но на их место тотчас пригоняли новых. Так кровью и потом, ценой жизни и здоровья десятков тысяч человек в заболоченном пустынном, Богом забытом месте встал по берегам Невы прекрасный город Санкт-Петербург. Годом основания города считают 1721г. Этот город был построен в европейском стиле. Постройки в этом городе были каменные. Город святого Петра ( христианского покровителя Петра1) был город-порт с выходом в Балтийское море. Сюда прибывали торговые корабли под флагами разных стран. У России тоже появился свой флаг, который поднимали на торговых кораблях. Пётр 1 назвал этот город окном в Европу.

В 1725 году Пётр 1 основал в Санкт-Петербурге Академию наук, заработали научные лаборатории. Это положило началу (слайд)

развития науки и искусства.

- как вы думаете, какую роль в развитии государства сыграли петровские преобразования – реформы? Каким стало российское государство?

Вывод стр.28 учебник

- Исполнение замыслов царя требовало огромных денег, неимоверного напряжения сил всего народа. И Пётр, добиваясь осуществления своих грандиозных планов не щадил не себя, ни других.




г) Блиц-опрос.

1) В каком году родился Петр I?

2) После смерти Алексея Михайловича, кто стал опекуном Петра?

3) В каком году Петр I стал царём Российского государства?

Сколько ему было лет?

4) Из-за какого моря Петр вел войну со шведами?

5) Напишите год основания Санкт-Петербурга?

6) Сколько реформ мы рассмотрели сегодня на уроке?

д) Итог.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!