СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Времена года в ранней и поздней лирике Бориса Леонидовича Пастернака

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из вечных тем в литературе и в искусстве является природа. В русской поэзии многие поэты 19 и 20 веков обращались к этой теме. Обращался к этой теме и Борис Пастернак. Вашему вниманию представлена исследовательская работа учащейся 11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Времена года в ранней и поздней лирике Бориса Леонидовича Пастернака»

V Всероссийская научная конференция-конкурс

учащихся имени Льва Толстого






Направления «Русская и зарубежная литература»




Исследовательская работа


Времена года

в ранней и поздней лирике Бориса Леонидовича Пастернака



Кормильцева Дарья,

11 класс


Направляющая организация:

МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ





Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Гимазетдинова И.Н.








Казань 2021


Содержание


1. Введение

2. Часть 1

3. Часть 2

4. Часть 3

5. Часть 4

6. Заключение

7. Литература






















Введение


Одной из вечных тем в литературе и в искусстве является природа. В русской поэзии многие поэты 19 и 20 веков обращались к этой теме. Контраст между зимой и летом, морозом и жарой, переходные периоды между ними (осень, весна) слишком ощутимы — и поэзия переполнена ими. В своих произведениях поэты описывают приход и уход зимы и весны, лета и осени, уникальную красоту и недостатки каждого сезона.

Недавно я посетила Краеведческий музей в своем городе Менделеевск. Известный поэт Борис Леонидович Пастернак жил в Бондюге (а именно так назывался до революции город Менделеевск) с октября 1916 года по март 1917 год. И я заинтересовалась его творчеством. Поэзия Бориса Леонидовича стала для меня открытием. Я узнала, что у Б.Л.Пастернака много стихотворений о природе. Он писал о временах года так, как свойственно только ему. Даже для смены времен года он придумал собственное название «Врачующая непрележность мира». И я задалась вопросом: «Какое же время года было любимым у поэта? О каком времени года написано больше стихотворений?»

Цель моей работы – выяснить о каком времени года любил писать Пастернак в начале творческого пути и в последние годы.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. Найти стихотворения Б.Л.Пастернака, в которых поэт пишет о временах года.

2. Прочитать и проанализировать данные произведения.

3. Сравнить произведения, выделить сходства и различия.

Главное в моей работе – это исследовательская работа с текстом. Объектом исследования стали стихотворения поэта. Я думаю, что актуальность моей работы очевидна.




-1-


Борис Леонидович Пастернак прожил яркую жизнь. Он родился 10 февраля 1890 году, умер 30 мая 1960 году. Он был современником революций, Первой мировой войны, Гражданской войны, Великой Отечественной войны, был удостоен в 1958 году Нобелевской премии по литературе. Пастернак был поэтом, писателем, переводчиком. Им было написано много замечательных стихотворений. Но я остановлюсь на пейзажной лирике двух периодов: 1912-1920 годов и 1956-1959 годов.

«Грудь поэта заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает её, но никогда не выдохнет», – напишет Марина Цветаева о Пастернаке.


-2-


В период с 1912 по 1920 годы были написаны такие стихотворения о временах года: «Февраль. Достать чернил и плакать…», 1912 год; «Зима», 1913 год; «Зимняя ночь», 1913 год; «Метель», 1914 год; «Зимнее небо», 1915 год; «Июльская гроза», 1915 год; «Осень», 1916 год; «Ледоход», 1916 год; «Весенний дождь», 1917 год; «Звезды летом», 1917 год; «Весна», 1918 год.

Мы видим, что Пастернак пишет о всех временах года.

Для стихотворений этого периода характерна яркость и необычность метафор:

- «ветер изрыт криками», «дно очей», «стихи слагаются навзрыд», «клик колес», «грусть обрушат» («Февраль»);

- «и воск слезами ночника на платье капал» («Зимняя ночь»);

- «Воздух окован мерзлым железом» («Зимнее небо»);

- «стал над недрами парка сдвигаться Суровый, листву леденивший октябрь» («Осень»).

Необычны и сравнения:

- «как летом роем мошкара летит на пламя» («Зимняя ночь»);

- «грачи, как обугленные груши» («Февраль»);

- «к воронке Завитой, как улитка, зимы» («Зима»);

- «Снежинки снуют, как ручные фонарики» («Метель»);

- «Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы» («Весна»);

- «вечер пуст, как прерванный рассказ» («Весна»);

- «вынут Из мира прозрачный, как звук, небосвод» («Осень»).

В стихотворении «Весна» (1918) Пастернаку удалось ярко передать весеннее пробуждение природы: «Весна, я с улицы, где тополь удивлен…». Метафоры создают целостную картину предметов и явлений, наделенных человеческими качествами, дышащих вместе с автором пьянящим воздухом весны: «Где даль пугается …». Так пейзажная лирика приобретает философский подтекст.

Одним из необычных произведений раннего периода является стихотворение «Звезды летом» (1917). Образы, которые мы видим в стихотворении, - это тишина, ветер и небо. Эти образы удивительны: «Тишина, ты лучшее Из всего, что слышал …»; «Ветер розу пробует Приподнять по просьбе …». Слово «звезды» упоминается только в названии. Но они (звезды) «блещут, дышат радостью, обдают сияньем», они «газовые, жаркие». Что время года лето, нам говорит только словосочетание «июльской ночью» и название стихотворения.

В стихотворении «Метель» (1914) вьюга так накрыла посад, что «Ни зги не видать …», «И вьюга дымится, как факел над нечистью …». Вьюга-ворожея предстает перед читателем олицетворением нечистой силы – зловещей, враждебной, «Мне страшно в безлюдья пороши разнузданной».

Переходный период между зимой и весной предстает в стихотворении «Ледокол». Поэт рисует борьбу тепла и холода «Капель до половины дня, Потом, морозом землю скомкав, ». Благодаря необычным и оригинальным метафорам и сравнениям показан характер природы: весенний грунт выкатил кадык; «Заря, как клещ, впилась в залив»; простор «солнцем давится»; мы слышим, как «Гремит плавучих льдин резня И поножовщина обломков».

Таким образом, ранние стихотворения Пастернака о временах года сложны по форме и наполнены метафорами. В них проявляются краски природы, слышны голоса дождей, ветров и метелей. Природа одухотворена.


-3-


Разговор о лирике последних лет можно начать со слов самого Пастернака. Поэт отмечает, что его манера после 1940 года резко меняется. Этот временной рубеж неслучаен. Б.Л.Пастернак живёт в советской стране, в которой иметь свою точку зрения опасно. В 1936 году начинаются гонения на поэта: его перестают печатать, резко критикуют в официальной прессе за то, что он не прославлял трудовые будни советских пятилеток.

В период с 1956 по 1959 годы были написаны следующие стихотворения пейзажной лирики: «Весна в лесу», 1956 год; «Июль», 1956 год; «Золотая осень», 1956 год; «Снег идет», 1957 год; «После вьюги», 1957 год; «После грозы», 1958 год.

Следует отметить, что Пастернак также пишет о всех временах года.

В стихотворении «Весна в лесу» поэт создает образ простой красоты природы, но именно эта простота, даже обыденность, и прекрасна. И мы ощущаем, что весна – живой человек. «Весна позднее, чем всегда, Но и зато нечаянней …». Так можно было сказать о женщине, которая задерживается.

Стихотворение «Июль» поэт написал летом 1956 года. Данное произведение – размышления автора о жизни с «природного» ракурса, то есть попытка объяснения смысла жизни через природу. Основная мысль стихотворения – это единство природы и человека. В этом стихотворении Пастернак вернулся к футуристической манере, которая была присуща его ранней лирике. Для создания образа июля поэт использует разные средства выразительности. Главную роль играет метафора: «вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаём», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков». Характеристики главного героя дополняются эпитетами – «начёсанный растрепа», «воздух луговой», «недолгий роздых». Таким образом, художественные средства, использованные в тексте, поражают сплетением оригинальности и простоты.

Стихотворение «Снег идет» легкое и простое на первый взгляд. Перед читателем картина зимы, снега, падающего за окном. В стихотворении счастливое чувство автора и смятение в его душе передаются падением на землю снежинок. Пейзажные зарисовки и философские размышления о смысле жизни переплетены. «Снег идет … Может быть, проходит время?» Жизнь проходит так же быстро, как пушистые снежинки за окном. Человек - лишь маленькая снежинка. А сами снежинки – звездочки в буране, а небо в образе «чудака» «в заплатанном солопе сходит наземь», а растения «удивленные». Так поэт передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом.

В стихотворении «Золотая осень» Пастернак любуется красотой осени, размышляя о жизни, о смене времен года. Перед читателем встает образ многоликой осени. Это и «сказочный чертог», и «липы обруч золотой», и «лик березы – под фатой», и «лист древесный». Но это и человеческая осень «Древний уголок Старых книг, одежд, оружья …». И вновь пейзажные зарисовки и философские размышления о смысле жизни переплетаются.

Таким образом, стихотворения этого периода отличает философичность, простота изложения, глубина и символичность образов, небольшое количество метафор и одухотворенность природы.

Так мир человеческой души и мир природы проходят через все творчество Пастернака.


-4-


Многие стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака, такие как: «Зимняя ночь» («Свеча горела»), «Снег идет», «Как не в своем рассудке», «Никого не будет в доме» - были положены на музыку. Интерес к творчеству поэта не угасает, песни на его стихи звучат и сегодня.


Заключение


Таким образом, можно сделать вывод, что Пастернак-пейзажист рисует все времена года. Особенно удаются ему зимние пейзажи. Я впервые встречаю поэта, который так много пишет о зиме. Зима, на мой взгляд, ведущее время года в его стихотворениях.

Поэт очень часто обращается к пейзажному жанру, придавая философское звучание строкам, описывая мир природы и мир человека как единое целое, неразлучное, отражающее друг друга. Поздний период творчества поэта характеризуется одухотворённостью изображенной им природы, простотой в изложении, глубокими образами в лирике, наполненными символическим значением. А это тесно связано с ранней лирикой поэта.











Литература


1. Стихотворения Б.Л.Пастернака

2. Интернет-источники, сайты obrazovaka.ru; litfest.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!