СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Времена глагола 3 класс этно урок " ДАГЕСТАН"

Категория: Русский язык
Тема: Глагол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этно урок "Дагестан" на тему глагол.

Цель урока: познакомить учащихся с изменением глагола по временам, учить определять время глагола по вопросу, развивать память.

 

Просмотр содержимого документа
«Времена глагола 3 класс этно урок " ДАГЕСТАН"»

Класс: 4 класс

Тип урока: Этно урок по русскому языку «Балхар»

УМК: Школа России

Тема: « Времена глагола»

Цель урока: познакомить учащихся с изменением глагола по временам, учить определять время глагола по вопросу;

развивать память, развивать навыки самоконтроля;

сохранять традиции, обычаи дагестанского народа, прививать чувство патриотизма.

Оборудование: карточки (раздаточный материал на цветной бумаге (белая, голубая, жёлтая), компьютер;

Ход урока

1.Организационный момент.

Покажите с каким настроением вы пришли на урок с помощью смайликов.

2.Минутка чистописания

Настоящий Дагестан не у моря, он в горах.

-Сегодня мы отправляемся в горы, в аул мастеров.



Любой аул богат своим былым,

у каждого есть что-то дорогое
Мы память о добре навек храним,

оно с годами нам дороже вдвое.


В горах Дагестана за водой к роднику всегда идет женщина. В большинстве сел у нее на плече железный кувшин. В древнем селе Балхар сегодня тоже так, но в старые времена кувшин был глиняный.

Глиняные кувшины и вообще посуда из глины — это главная достопримечательность и национальная гордость аула Балхар и его жителей. В древности об этом селе в нынешнем Акушинском районе Дагестана знал едва ли не весь Кавказ.


"Слыхал ли ты про  наш аул Балхар?
Видал ли ты , как люди месят глину?
Узнал ли ты, как трудится гончар,
Давая жизнь чудесному кувшину..."
А. Мирзаев

-И мы сегодня попробуем дать жизнь чудесному кувшину, который лежит у вас на столах.

3. Словарная работа

Ч…бан, …сёл, ск…ла, с…кля, р…дник, …ул, п…суда, г…нчар.

(чабан, осёл, скала, сакля, родник, аул, посуда, гончар)

-Ребята, а кто такой гончар? (мастер, изготовляющий глиняную посуду).

- А сакля?( плетенное, каменное, саманное сооружение горцев, т. е. жилище горцев). 

Составьте предложение со словом сакля и гончар (показ картинок).

Рассказ учителя

Балхар очень древний аул, издавна славиться своими изделиями из глины. Это кувшины, тарелки, игрушки. А сейчас я расскажу вам, откуда пошло гончарное производство в Балхаре.


Согласно легенде, много лет тому назад жил в селении Балхар бедный пастух Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и тогда из-под его рук вышел прекрасный кувшин.

Затем он обучил искусству изготовления посуды из глины и своих односельчан. Вот только у женщин посуда получалась более красивой и изящной. Поэтому гончарным промыслом в ауле стали заниматься именно женщины. Именно так, согласно легенде, было положено начало производству знаменитой Балхарской керамики.

Рассказ детей

У балхарских женщин, как и у всех горянок, много забот. Они сеют и убирают хлеб, ухаживают за скотом, носят воду по крутым тропам. Ну и конечно, готовят пищу и растят детей. Так сложилось веками, что различными ремеслами здесь тоже занимаются женщины: ткут узорные ткани, вяжут красивые носки с орнаментом, делают глиняную посуду. Кувшины для воды и молока, сосуды для хранения зерна и масла, подойники, блюда, миски, кружки и многое другое, без чего не обойтись сельскому жителю. И еще игрушки для детей. 



На берегу соседнего озера добывается глина, вязкая как пластилин, из которой можно вылепить и маленький декоративный кувшинчик, и огромный сосуд для хранения зерна. В горах к востоку и западу от аула имеются месторождения цветных глин - красной и белой.  При помощи этих двух красок балхарки расписывают свои изделия - в основном - кувшины разной формы - красивым двухцветным орнаментом. Основные линии рисунка наносятся красной краской, белой глиной выполняется задуманный узор. 



4. Введение в тему:

Однажды на уроке русского языка учительница спросила  Лентяйкина:

 - Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы  умываемся, вы умываетесь,  они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»


- А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.)

- Сформулируйте тему урока. (Время глагола.)

- Правильно. И первым делом  отправимся в гости к очень хитрому глаголу.


5. Актуализация знаний.

Этот хитренький глагол

 Себе ВРЕМЯ изобрел.

 «Ухожу», - кричит  сегодня.

« А вчера, - кричит, -  ушел».

«Завтра, - скажет, - я  уйду!»

 Позавидуйте ему!

- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола? ( у глагола три времени)

- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?

- Какие слова помогли определить время? ( Сегодня, вчера, завтра.)



6. Тренировочные упражнения. Дидактическая игра. (по группам)

Глагол придумал развлечение – игру , которая называется «Аккуратный почтальон».

Для игры необходимы: магнитная доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».


Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с  соответствующим временем. На столах у вас письма разного цвета.



Задание к тексту: найдите в тексте глаголы и подчеркните их. (Работа в парах) У вас на столах карточки с заданиями.


Жёлтое письмо

Недалеко от Балхара находится озеро, из которого добывают глину. Ранней весной глину заготавливают и на ишаках привозят в аул. В горах аула имеются месторождения цветных глин - красной и белой. Вот при помощи этих двух красок балхарки создают свои бесконечные узоры и орнаменты. Как и тысячу лет назад, сосуды изготавливают вручную. Мастерица сидит на скамеечке перед низким деревянным гончарным кругом. Вылепив сначала дно, она лепит стенки, делает из глины узкие полоски, накладывает их друг над другом и поворачивает диск.

В каждом доме балхарцев большое разнообразие глиняной посуды. В ней носят воду, из нее пьют, держат молоко и масло, на стенах висят блюда, разрисованные загадочными цветами, животными.

Голубое письмо

"Слыхал ли ты про  наш аул Балхар?
Видал ли ты, как люди месят глину?
Узнал ли ты, как трудится гончар,
Давая жизнь чудесному кувшину..."
А. Мирзаев

Зелёное письмо

Завидую я молодой мастерице,

Ведь, если любимый придет к ней домой,

Она поднесет ему тут же

Кувшин с родниковой студеной водой.

С. Курбановна


7. Письмо по памяти. Определите время глагола.


Горянки к роднику спешат,

меж скалами петляя.

И птичьи голоса звенят,

красавиц подгоняя.


8. Рефлексия урока. ( Заранее подготовленные дети)


1-й ученик:

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг-

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?


Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно, у кувшина

С доброй горскою бузой.




2-й ученик:

Выбирай кувшин неспешно,

Напрягай свою смекалку.

Цвет и звон его, конечно,

Намекают на закалку


Самый лучший выбрать можно,

Но не жди однако, чуда-

Что вольешь в кувшин порожний,

То и выльется оттуда.




3-й ученик:

Эти кубки, эти чаши

Лондон видел и Нью-Йорк,

Красота кувшинов наших

Всюду вызвала восторг!


Но пускай им будет ясно:

Сыновья растут у нас

Величавей и прекрасней,

Закаленней во сто раз!




Покажите с помощью смайликов после экскурсии Балхар с каким настроением вы уходите с урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!