ВПР. Биология. 8 класс (линейная программа). Образец
Проверочная работа по БИОЛОГИИ
8 КЛАСС (линейная программа)
Образец
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом. Разрешается использовать линейку. Для выполнения заданий с расчётами используйте калькулятор.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
В образце представлено два примера задания 3. В реальных вариантах проверочной работы на этой позиции будет предложено только одно задание.
Таблица для внесения баллов участника
К ак называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображённые на фотографии животные?
орнитолог
гельминтолог
герпетолог
энтомолог
Ответ.
Известно, что озёрная лягушка – позвоночное земноводное, являющееся хищником. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
Озёрная лягушка вымётывает икру одним комком или отдельными кучками.
Животное живёт на суше, а размножается в пресной воде.
Длина тела животного составляет 6−13 см, а масса − до 200 г.
Крупные размеры и высокая численность делают озёрную лягушку промысловым видом .
Озёрная лягушка питается личинками стрекоз, водяными жуками и их личинками, моллюсками .
Шейный и крестцовый отделы позвоночника появляются впервые у представителей класса и имеют только по одному позвонку.
Ответ.
3.1. Определите тип развития насекомых, приведённых в списке. Запишите цифры, под которыми указаны насекомые, в соответствующую ячейку таблицы.
Список насекомых:
малярийный комар
клоп вредная черепашка
комнатная муха
зелёный кузнечик 5) оранжерейная тля
6) майский жук
Развитие с полным превращением | Развитие с неполным превращением |
| |
Ответ.
3 .2. Какой тип развития характерен для виноградной улитки, изображённой на рисунке 1?
Ответ. ______________________________________
Обоснуйте свой ответ. ________________________
____________________________________________
Рисунок 1
ИЛИ
3.1. Определите тип питания организмов, приведённых в списке. Запишите цифры, под которыми указаны организмы, в соответствующую ячейку таблицы.
Список организмов:
ламинария
мухомор
кукушкин лён
кукушка
дождевой червь
репчатый лук
Автотрофный тип питания | Гетеротрофный тип питания |
| |
Ответ.
3 .2. Какой тип питания характерен для амёбы обыкновенной, изображённой на рисунке 1?
Ответ. ______________________________________
Обоснуйте свой ответ. ________________________
____________________________________________
Рисунок 1
Рассмотрите фотографию собаки породы джек рассел терьер и выполните задания.
В ыберите характеристики, соответствующие внешнему строению собаки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма хвоста.
А. Окрас
1) однотонный | 2) пятнистый | 3) чепрачный | 4) подпалый |
Б. Форма ушей
1) стоячие | 2) полустоячие | 3) развешенные | 4) висящие | 5) сближенные | 6) сильно укороченные |
В. Форма хвоста
1) саблевидная | 2) кольцом | 3) поленом | 4) прутом | 5) крючком | 6) серпом | 7) купированный |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ.
Андрей решил выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы джек рассел терьер стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Андрею решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.
Стандарт породы джек рассел терьер (фрагмент)
Окрас: преобладающий белый цвет с небольшими рыже-коричневыми отметинами, чепрачный.
Форма ушей: полустоячие или висящие.
Форма хвоста: прутом. Кончик купированного хвоста должен находиться на одном уровне с ушами.
Сделайте заключение о соответствии изображённой на фотографии собаки указанным стандартам породы. Оцените возможность использования собаки этой породы для чистопородного размножения в клубе собаководства.
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Животное | | Орган |
майский жук | трахея | |
устрица | … | |
5.1. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
лёгкое
кожа
жабра
воздушный мешок
Ответ.
5.2. Какую функцию выполняют трахеи у майского жука?
О твет. __________________________________________________________________________ Рассмотрите рисунок 2, на котором представлен цикл развития печёночного сосальщика, и ответьте на вопросы.
Какой цифрой обозначен на рисунке промежуточный хозяин?
Ответ.
Как человек может заразиться печёночным сосальщиком? Опишите механизм одного из способов заражения. Рисунок 2
Ответ. _________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
7.1. Установите соответствие между характеристиками кровеносной системы и классами животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВЕНОСНОЙ КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ СИСТЕМЫ
А) В сердце содержится только венозная кровь. 1) Костные рыбы
Б) Сердце образовано четырьмя камерами. 2) Птицы
В) В венах малого круга течёт артериальная кровь.
Г) У животных имеется один круг кровообращения.
Д) Венозная кровь из сердца поступает непосредственно к лёгким.
Е) Сердце образовано предсердием и желудочком.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ.
7.2. Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.
Таблица
Некоторые особенности человекообразных обезьян и человека
Признаки | | | Род | | |
Гиббон | Орангутан | Шимпанзе | Горилла | Человек |
Абсолютная масса мозга (в г) | 130 | 400 | 345 | 420 | 1360 |
Отношение массы мозга к массе тела | 1:73 | 1:83 | 1:61 | 1:220 | 1:45 |
Длина шейного отдела (в % длины туловища) | 17 | 24 | 23 | 24 | 26 |
Полная длина верхних конечностей (в % длины туловища) | 230 | 182 | 175 | 154 | 150 |
Полная длина нижних конечностей (в % длины туловища) | 147 | 119 | 128 | 112 | 171 |
Количество шейных позвонков | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Количество грудных позвонков | 13 | 12 | 13 | 13 | 12 |
Общее количество позвонков | 33–34 | 30–31 | 33–34 | 32–33 | 33–34 |
8.1. У представителей какого рода человекообразных обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела?
Ответ. __________________________________________________________________________
Какие человекообразные обезьяны лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей.
Ответ. __________________________________________________________________________
8.2. Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?
Ответ. __________________________________________________________________________ Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания.
9.1. Укажите тип симметрии животного.
Ответ. _______________________________
9.2. Укажите среду обитания животного.
Ответ. _______________________________
9.3. Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного перечня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Список слов и словосочетаний:
Членистоногие
Животные
Широкопалый речной рак
Ракообразные
Десятиногие раки
Царство | Тип | Класс | Отряд | Вид |
| | | | |
Ответ.
1 0.1. Если у животного имеются органы дыхания, изображённые на рисунке 4, то для этого животного, вероятнее всего, будет характерна
чешуя
пара пятипалых конечностей
складчатая поверхность головного мозга
теплокровность
Рисунок 4
Запишите в ответе цифру, под которой указана выбранная характеристика.
Ответ.
10.2. В описании животных зоологи часто употребляют термин «теплокровность». Укажите одно из преимуществ теплокровности.
Ответ. __________________________________________________________________________
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 5.1, 6.1, 9.1, 9.2, 10.1 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1, 4.1, 7.1. 9.3 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
1 | 4 ИЛИ энтомолог |
2 | 256 (в любой последовательности) |
3.1 | развитие с полным превращением – 136 развитие с неполным превращением – 245 (в любой последовательности) ИЛИ автотрофный тип питания – 136 гетеротрофный тип питания – 245 (в любой последовательности) |
4.1 | 414 |
5.1 | 3 |
6.1 | 3 |
7.1 | 122121 |
9.1 | двусторонне-симметричное животное |
9.2 | водная |
9.3 | 21453 |
10.1 | 1 |
3.2. Какой тип развития характерен для виноградной улитки, изображённой на рисунке 1? Обоснуйте свой ответ.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: тип развития животного: прямое; обоснование, например: развитие улитки происходит без стадии личинки. ИЛИ У виноградной улитки развитие происходит без превращения (метаморфоза); ИЛИ У виноградной улитки из яйца выходит полностью сформировавшаяся особь; ИЛИ У виноградной улитки из яйца выходит особь, похожая на взрослую улитку | |
Правильно указан тип развития, представлено обоснование | 2 |
Правильно указан тип развития, обоснование не представлено / представлено неправильно | 1 |
Тип развития не указан / указан неправильно независимо от наличия обоснования. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
ИЛИ
3.2. Какой тип питания характерен для организма, изображённого на рисунке 1? Обоснуйте свой ответ.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: тип питания животного: гетеротрофный; обоснование, например: у амёбы отсутствуют хлоропласты, поэтому у неё гетеротрофный тип питания. ИЛИ Амёба питается готовыми органическими веществами, то есть имеет гетеротрофный тип питания | |
Правильно указан тип питания, представлено обоснование | 2 |
Правильно указан тип питания, обоснование не представлено / представлено неправильно | 1 |
Тип питания не указан / указан неправильно независимо от наличия обоснования. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
4.2. Андрей решил выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы джек рассел терьер стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Андрею решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.
Стандарт породы джек рассел терьер (фрагмент)
Окрас: преобладающий белый цвет с небольшими рыже-коричневыми отметинами, чепрачный.
Форма ушей: полустоячие или висящие.
Форма хвоста: прутом.
Кончик купированного хвоста должен находиться на одном уровне с ушами.
Сделайте заключение о соответствии изображённой на фотографии собаки указанным стандартам породы. Оцените возможность использования собаки этой породы для чистопородного размножения в клубе собаководства.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: заключение, например: собака, изображённая на фотографии, не соответствует стандартам породы по окрасу шерсти, форме ушей; оценка, например: данная собака не подходит для чистопородного размножения в клубе собаководства | |
Правильно сделано заключение, дана оценка | 2 |
Правильно сделано заключение, оценка не дана / дана неправильно. ИЛИ Правильно дана только оценка. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
5.2. Какую функцию выполняют трахеи у майского жука?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать указание функции, например: трахеи майского жука (насекомого) обеспечивают перенос воздуха в его организме. ИЛИ Трахеи обеспечивают газообмен между тканями жука и окружающей средой | |
Правильно указана функция | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
6 6.2. Как человек может заразиться печёночным сосальщиком? Опишите механизм одного из способов заражения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы ответа, например: указание способа заражения, например, заражение печеночным сосальщиком (цистой или хвостатой личинкой) происходит через рот; механизм заражения, например: человек может заразиться печёночным сосальщиком при заглатывании цисты, находящейся на поверхности травянистых растений, растущих вблизи водоёмов. ИЛИ Человек может заразиться при проглатывании хвостатой личинки печёночного сосальщика с водой во время купания. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно указаны способ и механизм заражения человека печёночным сосальщиком | 2 |
Правильно указан только способ / механизм заражения отсутствует | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
7.2. Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать по три примера животных, относящихся к классам Костные рыбы и Птицы | |
Правильно приведено по три примера животных в каждом классе | 2 |
Правильно приведено два-три примера животных, относящихся к одному классу, и два примера животных, относящихся к другому классу | 1 |
Все комбинации элементов, не соответствующие указаниям по выставлению 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.
Таблица
Некоторые особенности человекообразных обезьян и человека
Признаки | | | Род | | |
Гиббон | Орангутан | Шимпанзе | Горилла | Человек |
Абсолютная масса мозга (в г) | 130 | 400 | 345 | 420 | 1360 |
Отношение массы мозга к массе тела | 1:73 | 1:83 | 1:61 | 1:220 | 1:45 |
Длина шейного отдела (в % длины туловища) | 17 | 24 | 23 | 24 | 26 |
Полная длина верхних конечностей (в % длины туловища) | 230 | 182 | 175 | 154 | 150 |
Полная длина нижних конечностей (в % длины туловища) | 147 | 119 | 128 | 112 | 171 |
Количество шейных позвонков | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Количество грудных позвонков | 13 | 12 | 13 | 13 | 12 |
Общее количество позвонков | 33–34 | 30–31 | 33–34 | 32–33 | 33–34 |
8.1. У представителей какого рода человекообразных обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела?
Какие человекообразные обезьяны лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать два элемента: шимпанзе; орангутан и гиббон. Второй элемент ответа засчитывается только человекообразных обезьян | при указании | двух | |
Правильно указаны два элемента | | | 2 |
Правильно указан только один любой элемент | | | 1 |
Ответ неправильный | | | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
8.2. Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать признак, например: количество шейных позвонков – 7 | |
Правильно указан признак | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
10.2. В описании животных зоологи часто употребляют термин «теплокровность». Укажите одно из преимуществ теплокровности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать одно из преимуществ теплокровности для животных, например: возможность поиска пищи в вечернее и ночное время ИЛИ расширение границ ареала обитания в северных широтах | |
Правильно указано преимущество теплокровности для животных | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл − 29.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–9 | 10–17 | 18–23 | 24–29 |
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки