СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Впереди экзамены. Как преодолеть тревожность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка для проведения родительского собрания в выпускных классах. Тема выбрана не случайно. Экзамен для многих – это не просто проверка знаний, а предъявление их в состоянии стресса. До экзаменов (а в этом году это ОГЭ) несколько месяцев, но тревога родителей, учителей и детей перехлестывает через край...

Просмотр содержимого документа
«Впереди экзамены. Как преодолеть тревожность»

Впереди экзамены. Как преодолеть тревожность

(родительское собрание)


Цель: оказать помощь родителям в преодолении затруднений при общении с детьми выпускных классов, в период подготовки и сдачи экзаменов.

Задачи: побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей, в период, связанный с выпускными экзаменами, выбором жизненного пути; познакомит с советами, рекомендациями психологов.


Ход собрания

Выступление классного руководителя

Тема выбрана не случайно. Экзамен для многих – это не просто проверка знаний, а предъявление их в состоянии стресса. После итоговой аттестации в школе многим предстоит поступление в профессиональные учебные заведения, техникумы. Итоги анкетирования учащихся в начале учебного года наглядно показывают, каким образом решается вопрос профориентации в семье:

  • самостоятельно выбрали будущее учебное заведение – 12 девятиклассников,

  • вместе на семейном совете – 5,

  • решил случай – 3,

  • не определились – 7.

Таким образом, многие девятиклассники совершают самостоятельный, осознанный выбор и предпринимают усилия для осуществления своих планов. Успех или неудача способны оказать серьезное влияние на их дальнейшую жизнь. Какова же роль родителей в этот ответственный и важный момент в жизни ребенка?

До экзаменов (а в этом году это ОГЭ) несколько месяцев, но тревога родителей, учителей и детей перехлестывает через край. Почему именно ОГЭ вызывает повышенную тревожность? Скорее всего, не потому, что этот экзамен столь уж сложен для тех, кто старательно учится, а потому, что непривычен. Однако и в прессе, и в Интернете немало статей, в которых ОГЭ выделяется как вариант, создающий «наивысший уровень стресса». Именно новизна ситуации и значительная доля неопределенности, с которыми связана эта форма экзамена, и создает условия для стресса.

Хотя следует напомнить, что экзаменационный стресс характерен для любого экзамена, есть люди (и, конечно, дети), обладающие высокой стрессоустойчивостью, а есть те, у которых порог стрессоустойчивости очень низкий. Это не означает, что кто-то совсем не волнуется, не переживает. Просто есть люди, умеющие управлять собой, умеющие не паниковать, умеющие собраться и сосредоточиться, и есть те, кто «теряет голову» от малейшего изменения ситуации. С одной стороны, это связано с индивидуальными особенностями нервной системы, с другой – пониманием ситуации и желанием и умением справиться с тревогой и страхом перед экзаменом. Причем это не связано с успешностью обучения – отличник может во время экзамена «все забыть», а троечник вдруг вспомнит то, что и не повторял. Есть факторы, которые снижают способность человека справиться с экзаменационным стрессом, а есть те, которые помогают преодолеть тревогу, помочь настроиться «на позитив», создать ситуацию эмоционального и интеллектуального подъема, психологической мобилизации. Об этих факторах должны знать и родители, и учителя, и сами дети.

Вместе с педагогом-психологом мы провели тест на выявления уровня тревожности обучающихся 9 класса, результат – у 80 % учеников высокий уровень тревожности. Как показал опрос, большинство ребят переживают, испытывают чувство неуверенности и боязни «провалить» предстоящие экзамены.

Безусловно, в школе работа по психологической поддержке среди ребят проводится, но без помощи семьи, в которой растет и воспитывается ребенок, достичь положительных результатов трудно.

Уважаемые родители, прошу вас провести самотестирование: выявить свой уровень тревожности. Определённый уровень тревожности – естественный и непременный спутник активной, в том числе творческой деятельности личности. Это полезная тревожность. Тестируя самих себя, вы определите уровень своей тревожности (до 30 баллов – это низкая тревожность; 31 – 44 балла – умеренная тревожность; более 45 баллов – высокая). Понятно, сто чрезмерная тревожность вредит и здоровью, и достижению результатов. Работа родителей с тестом (Приложение 1).

А теперь представьте: вам сегодня предстоит экзамен. Выполните тест на определение своей ситуативной тревожности в данной обстановке. Работа родителей с тестом (Приложение 2).

Тест показал, что у вас, взрослых людей, которым сдавать экзамен пока не нужно, тревожность резко возросла. А каково нашим детям? Давайте обсудим, как их можно поддержать в этот трудный период?

Итак, что усиливает тревожность, способствует потере контроля над ситуацией и приводит к негативному результату?

1. Создание атмосферы неудачи. «Времени мало...», «Ничего не выучил...», «Никто не сдаст...», «С такими знаниями рассчитывать не на что...», «нужно больше заниматься, иначе...» и т.п. И учителя, и родители хорошо представляют себе не только, что они говорят, но и каким тоном, с каким взглядом. Тяжелый вздох и тревога в глазах мамы даже без слов создают эту атмосферу. Это не значит, что все должны быть нарочито спокойны или даже безразличны: мол, «нечего тревожиться», но гораздо эффективнее чем-то помочь, создать условия для подготовки.

2.Чрезмерная интенсивность подготовки, нарушение режима труда и отдыха. «Ой, я не знаю, что со мной...», «Не понимаю, что со мной случилось...», «Я почему-то все забыл...», «У меня так дрожали руки, что я даже испугалась...». Это достаточно типичные ситуации, свидетельствующие о том, что ребенок не знает своей реакции на сложную ситуацию и, тем более, не понимает, как с ней справиться. Эти свои реакции - а они могут быть разными (и сердцебиение, и тошнота, и озноб, и вдруг возникшая головная боль, и ситуация «ничего не помню», и холодеющая спина и дрожащие от волнения руки) - и по характеру, и по силе выраженности ребенок, должен не только знать (чтобы не пугаться своего состояния), но уметь с ним справляться. В 15-16 лет буквально за несколько занятий дети осваивают азы аутотренинга (саморегуляции), и задача взрослых (в школе или дома) организовать такие занятия, научить ребенка оценивать и регулировать свое состояние. Важно, чтобы признаки напряжения (эмоционального или интеллектуального) не вызывали дополнительного напряжения.

3. Подчеркивание. Груз ответственности, который лежит на плечах ребенка (перед школой, учителями, родителями и т.п.). Даже когда взрослым кажется, что ребенок не ощущает этой ответственности, она есть, другой вопрос – хочет ли и может ли сам ребенок взять на себя груз ответственности не только перед самим собой, но и перед другими. «Мама этого не переживет... Бабушку это добьет... Перед родителями будет стыдно...» - не те аргументы, которые помогут снять волнение и тревогу.

4. Запугивание и «страшилки», картина всех бед в настоящем и будущем, которые грозят при получении низкой оценки на экзамене, также плохие помощники в преодолении экзаменационного стресса.

5.Сравнение с более успешными сверстниками (подчеркивание их успехов, положительных качеств: усидчивости, настойчивости, целеустремленности и т.п.) или старшими братьями и сестрами не приведет к возникновению желания победить соперника или «взять с него пример», но может создать конфликтную ситуацию в семье и в классе.

6.Отсутствие четкого представления о процедуре, критериях оценки, сложности заданий усиливают неопределенность действий, задач, отношения и повышают тревожность.

7. Намеренное занижение трудности или сложности экзаменационных заданий («Что тут непонятного..., Это элементарные вещи... Это даже ... понятно, Задачка для пятого класса...»), такая ситуация идеальна для формирования низкой самооценки, неуверенности, а значит – повышения тревожности.

8. Излишняя суета, опека, тотальный контроль («Почему не занимаешься..., Сколько выучил..., Почему делаешь не то, а это...») чаще всего вызывают раздражение и протест. Ребенок должен быть уверен, что взрослые рядом, готовы откликнуться на любую просьбу, помочь, но это не должно выглядеть, как приготовление уроков в первом классе, когда мама сидит за спиной и следит за каждым движением руки. Усиленное давление и тотальный контроль с двух сторон (и дома, и в школе) только осложняют ситуацию.

Перед собранием я попросила ребят ответить на вопрос: «Как складываются ваши отношения с родителями?», и вот какие ответы я получила (на столах родителей лежат специально подготовленные листы с ответами учащихся):

со знаком «+»:

  • отношения в нашей семье отличные, все меня понимают;

  • в семье я чувствую понимание абсолютно во всем;

  • родители меня понимают, конечно, не во всем, но видно, что они стараются;

  • в нашей семье разногласия бывают в основном из-за мелочей между мной и мамой;

  • я думаю, что у меня хорошие родители;

со знаком «-»:

  • часто ссоры бывают по мелочам (мало ем, не надела шапку, из-за того, что хочется погулять, пообщаться с друзьями и т.д.);

  • у меня в семье «гражданская война»;

  • родители абсолютно меня не понимают;

  • мне часто кажется, что мы относимся к разным поколениям, отсюда и абсолютное непонимание меня и моих идеалов;

  • родители принимают меня за малыша;

  • папа считает, что я еще маленькая девочка;

  • чаще всего родители говорят, что я ни о чем не задумываюсь, мне ничего не надо, одним им все надо.

Давайте сегодня попытаемся разобраться, почему же такие разные мнения у ребят. Стоит ли в период подготовки к экзаменам обострять отношения с ними, провоцировать конфликтные ситуации?

Что такое конфликт? Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор. причина конфликта – противоречия, вызванные различными или даже противоположными интересами. В конфликте всегда присутствует объект интереса двух субъектов, а столкновение разворачивается вокруг этого объекта. Формула конфликта: S-O-S.

Понять внутренний мир другого можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Спешка, неумение и нежелание выслушать, взглянуть на проблему глазами дочери или сына, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, самодовольная уверенность в универсальности своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Задача родителей в такой ответственный период жизни ребенка – постараться избегать конфликтов, понять своего ребенка и оказать ему поддержку.

Итак, главная задача психологической подготовки – создание ситуации, не усиливающей тревожность, волнение, неуверенность. Взрослые (и родители, и учитель) должны спокойно без «ахов» и «охов», без суеты и выяснения отношений помочь детям подготовиться к экзаменам.

Надеюсь, что все вопросы о том, что сдавать, как проходит экзамен, сколько времени на него отводится, как правильно заполнить все документы, каковы критерии оценивания и т.п. давно определены и ясны. Хорошо, если ребенок распределит время на подготовку, оставив время непосредственно перед экзаменом на повторение наиболее сложного материала или на то, чтобы все «пробежать глазами».

Ребенок должен хорошо ориентироваться в задании, иметь возможность все уточнить, переспросить, задать вопрос, не волнуясь о том, как на это отреагирует учитель.

Полезно «проиграть» ситуацию экзамена для тренировки выбора последовательности действий, ориентации во времени, способе записи, необходимости черновика и т.д. Важно, чтобы ребенок сам планировал результат: что удалось, что не удалось, на что следует обратить внимание. В школе обычно проводят один или несколько тренировочных экзаменов, но стоит потренироваться и дома.

Выбор плана действий в трудной ситуации («это не знаю, не помню, не могу решить») также очень важен. Останавливаться, пытаясь найти ответ или двигаться дальше, выполняя другие задания? У ребенка должны быть отработанные или возможные варианты выхода из сложной ситуации.

Любые занятия при подготовке к экзаменам стоит начинать не с самого трудного, а с того, что хорошо знакомо, дает положительные эмоции и создает положительный настрой.

Непрерывная продолжительность занятий 40-45 минут, после этого следует сделать небольшой перерыв, а после 2х-3х 40-45 минутных занятий большой перерыв на 1,0-1,5 часа. В это время очень полезно погулять, подвигаться. Не стоит заниматься поздно вечером и непосредственно перед сном.

Разбирая задание, полезно делать заметки, выделять главное, определять связи, результаты и т.п. Зрительная фиксация (схем, плана, главной мысли, даты и т.п.) помогает запомнить материал. К пройденному материалу полезно возвращаться, закрепляя его.

Поднимает настроение и дает удовлетворение подведение итогов («это выучил, это разобрал, это знаю...»). Не важно, какой для этого выбран вариант – галочки, зачеркивание, отметка маркером. Во всяком случае, если есть четкий план того, что нужно сделать и как это распределить, нет ненужной суеты и хаотического «выхватывания» для подготовки тем, заданий и т.п. Правильно организованное рабочее место, достаточная освещенность, возможность уединиться (а не сидеть на ходу у всех членов семьи), а также возможность при желании прилечь (на диван, на коврик), послушать любимую музыку, расслабиться – необходимы для эффективной подготовки к экзаменам.

Материалы для подготовки к разным экзаменам стоит распределить по разным ящикам, коробкам (можно использовать обычные картонные коробки), разноцветным папкам. Например, все, что относится к математике – в красных папках, к русскому – в зеленых. Так экономится время, и не создаются «завалы» на письменном столе.

«Перескакивать» при подготовке с математики на историю нецелесообразно, уйдет много времени на врабатывание, включение в специфику предмета. Лучше работать «с погружением»: сегодня - одно, завтра – другое, но если необходимо, то можно позаниматься в режиме 40+40, затем сделать перерыв, погулять, отвлечься и начинать новый этап 40+40 других занятий.

На всем этапе подготовки к экзаменам следует соблюдать режим занятий и отдыха и не забывать о рациональном и здоровом питании. Перед экзаменом не стоит сидеть за книгами до утра, лучше отдохнуть, выспаться, собраться с мыслями, настроится на удачу, и обязательно все будет хорошо!

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику, прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать комфортные оптимальные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Рекомендации психолога

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные; есть аудиалы, кинестетики, тревожные; есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколад… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность…


В конце собрания раздаются памятки «Советы родителям», которые применимы в воспитании детей любого возраста (Приложение 3).

















Материалы подготовлены на основе книг:

1. Ф.Йейтс «Искусство памяти»;

2. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. «Хорошая память на каждый день»;

3. Работа с родителями в средней школе. Сост. О.В.Свиридова


Приложения Тест на уровень тревожности Спилбергера-Ханина

Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Шкалу самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.

Инструкция к тесту:

«Вам предлагается 40 утверждений. К каждому утверждению предлагается 4 варианта ответа. Внимательно прочитав утверждение, выберите наиболее походящий ответ.»

Интерпретация результатов:

При анализе результатов самооценки тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из двух шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

- до 30 баллов – низкая,

- 31 – 44 балла – умеренная;

- 45 и более – высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.


Источник: http://psychojournal.ru/test/127-test-na-uroven-trevozhnosti-spilbergera-hanina-html#t20c



Приложение 1

Личностная тревожность (ЛТ)


Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно, определенную цифру. Над вопросом не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.


Суждения


Суждение

Ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

5

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

6

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

7

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

14

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16

Я бываю доволен

1

2

3

4

17

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


Шкала оценки личностной тревожности


Номер суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответы

4

3

2

1

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

4

3

2

1

4

3

2

1

1

2

3

4

1

2

3

4

4

3

2

1

1

3

3

4

1

3

3

4

1

3

3

4

1

3

3

4

1

3

3

4

4

3

2

1

1

2

3

4

1

2

3

4

4

3

2

1

1

2

3

4

Сумма оценок ЛТ






















Итоговый показатель: до 30 баллов – низкая тревожность; 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

Приложение 2

Ситуативная тревожность (СТ)


Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.


Суждения


Суждение

Ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


Шкала оценки ситуативной тревожности


Номер суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответы

4

3

2

1

4

3

2

1

1

2

3

4

1

2

3

4

4

3

2

1

1

2

3

4

1

2

3

4

4

3

2

1

1

2

3

4

4

3

2

1

4

3

2

1

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

4

3

2

1

4

3

2

1

1

2

3

4

1

2

3

4

4

3

2

1

4

3

2

1

Сумма оценок СТ






















Выведение итогового показателя производится так же, как и в предыдущем случае.


Приложение 3


Советы родителям


  • Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.

  • Организуйте свой быт так, чтобы ребенок в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.

  • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телефон, ни компьютер не заменят ему вас.

  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!