У: Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть на уроке русского языка. Сядьте ровно. Выпрямите спины. Поставьте ноги на пол.
У: У вас на столах лежат маршрутные листы, на которых вы будете работать. В задании номер 1 вы видите таблицу с критериями. Если вы уверены, что вы можете очень хорошо выполнить это действие, поставьте 2 балла, если нужна тренировка - 1 и если совсем не можете это сделать, 0.
У: Кто поставил себе 2 балла за 1 критерий? Расскажи, как определить, что перед тобой глагол неопределенной формы.
У: Верно, глаголы неопределенной формы оканчиваются на ть и отвечают на вопрос что делать, что сделать. А кто поставил за этот критерий 1 балл?
У: *имя*, что ты поставила за 2 критерий? А есть ли еще те, кто также поставил 0? А почему вы поставили 0?
У: Ребята, я вижу, что у вас возникла трудность, поэтому тема нашего сегодняшнего урока “Правописание возвратных глаголов”. Какую цель вы можете поставить на урок? Запишите ее на вашем листе.
У: *имя*, какую цель ты поставила. У кого такая же? Ребята, моя цель на наш урок очень похожа на вашу: узнать, что такое возвратные глаголы, и как они пишутся.
У: Чтобы достичь нашей цели нужен план. Когда я его составляла, я очень торопилась. Проверьте, правильно ли я составила план на урок. План также есть на вашем листе.
У: Верно, 2 пункт плана лишний. Наверное, я перепутала план по окружающему миру и по математике. Давайте выполним 1 пункт нашего плана и узнаем, что же такое возвратные глаголы. Посмотрите на доску. Что общего у этих 2 столбиков слов?
У: Верно, это глаголы. Но посмотрите внимательно, чем они различаются (если не поймут, показать). Верно, я столбик это глаголы, которые обозначают действие, совершаемое над кем-то или чем-то. А второй столбик - это глаголы, которые обозначают действие, совершаемое предметом над собой. Как вы думаете, что придает глаголам такое значение?
У: Верно. Это суффикс ся. Ведь давайте посмотрим на слово возвратный. На своем листе выделите в нем корень. На самом деле в этом слове корень врат. Его однокоренным словом является слово воротиться. Кто тогда может определить, что обозначает слово возвратный?
У: Верно, сейчас откройте учебники на странице 102 и прочитайте правило. Правильно ли мы с вами определили, что такое возвратный глагол и как он пишется?
У: А что мы с вами не обсудили? Верно, на какой вопрос отвечает. И на какой же вопрос? А чем же это таинственное ся является в слове. В правиле написано, что перед ся всегда ставится мягкий знак. Но почему?
У: Верно, потому что это мягкий знак сохраняется от начальной формы глагола.
У: Какой пункт плана мы выполнили? Первый. Давайте теперь потренируемся применять наши знания.
У: Прочитайте текст на вашей карточке. О ком он? Он о пуме, верно. Пума - это хищник семейства кошачьих. Она обитает в Северной и Южной Америке. Из-за незаконной охоты, осушения болот пума внесена в красную книгу, так как находится на грани полного исчезновения. И если мы не будем с вами бережно относиться к природе и уважать ее, то пум и многих других животных и растений в скором времени может не стать.
У: Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется: лови ошибку. У вас есть предложение в котором нужно найти ошибки и исправить их. Это задание вы выполняете в паре.
У: Какие же ошибки вы нашли и исправили? 1 - в слове учиться пропущен ь. 2 - не может быть отлично на одни двойки. Ребята, вы большие молодцы. Вы нашли и исправили все ошибки. Какой пункт плана мы выполнили?
У: Верно, мы выполнили 2 пункт плана. А теперь я вам предлагаю проверить себя и выполнить задание в форме теста. Для этого перейдите по qr-коду на ваших листах.
У: Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Вы большие молодцы, вам можно поставить 5 за сегодняшний урок. Те, кто допустил ошибки, не расстраивайтесь, мы будем продолжать работать с этой темой на следующем уроке и закрепим ее лучше.
У: Все ли пункты плана мы выполнили? Удалось ли вам достичь вашей цели. Поднимите руку те, кому удалось. А что такое возвратные глаголы? А как их нужно правильно писать?
У: Давайте вернемся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока. Сейчас еще раз оцените свои умения. Кто поставил себе 2 на 2 умении? А кто 1?
У: Поднимите руку те, кто сегодня активно работал и легко выполнял все задания. Поднимите руку те, кто испытывал сегодня трудности, но смог их преодолеть. Поднимите руку те, кто сегодня не смог справиться с заданиями и не понял, чем мы сегодня занимались. / Экран с предложениями.
У: Ребята, я благодарю вас за этот прекрасный урок. И я прошу вас пожать друг другу руки и также поблагодарить за работу.