СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возвращение к истокам.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возвращение к истокам.»


Тамбовская область

Уваровский район

МБОУ Моисеево-Алабушская сош









ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ»


Возраст детей: 15 лет

Срок реализации: 1 год




Учитель истории :

Кудрявцева Т.И.
















Уваровский район

с. Моисеево-Алабушка




Пояснительная записка.

Так ли это важно - знать родную культуру, историю. Может в этом истоки патриотизма? Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребёнок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой Родины.

В последние годы заметно повысился интерес к школьному краеведению, понимание его большого образовательного и воспитательного значения. Это обусловливается несколькими факторами:

  • растущим пониманием в нашем обществе значения истории Родины для патриотического воспитания школьников;

  • стремление к познанию культуры нашей огромной страны и малой Родины.

Сегодняшний день нашей Родины – России сложен и труден. Были разрушены нравственные идеалы, ощущался духовный застой, экономические трудности выявляло много еще других проблем, которые захлестнули общество и была угроза превращения нас в людей утративших память. Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в стране значительно изменила существовавшее десятилетиями отношение к воспитанию патриотизма подрастающего поколения. За последнее время появились новые приоритеты воспитания, формирования общественного и личностного национального самосознания. Развитие общественной мысли высветило необходимость вывести всю систему воспитания патриотизма на качественно новый уровень. Воспитание патриотизма нацеливает личность на активные, конкретные нравственные проявления. Основными компонентами личностного патриотического сознания являются: гуманное отношение к человеку, любовь к Родине, восприятие нравственно-этических норм общества, сложившихся за долгие годы истории его развития, как собственных убеждений, и потребность следовать им.
Сегодня в обществе первостепенное значение имеет нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как у некоторой его части проявляется межнациональная агрессия, деструктивно влияющая на сознание и нравственные качества личности. В школе и семье необходимо воспитывать у каждого подростка чувство Родины, единения народов нашего государства, уважения к истории Отечества, ценностям культуры. Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация. Особую актуальность приобретает воспитание патриотизма у учащихся в процессе историко-краеведческой деятельности, содействующей освоению нравственно-патриотических ценностей (любви к Отчизне, малой родине, окружающей природе и др.) в различных видах творческой научной и исследовательской работы. Прежде всего, это: формирование у старшеклассников общественно-значимых патриотических ориентации, сочетание личных и общественных интересов, неприятие чуждых обществу процессов и явлений, нарушающих его прогрессивные традиции и устои.
Цель воспитания патриотизма у обучающихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности видится в становлении граждан с активной созидательной позицией в обществе, обладающих осмысленно-позитивными ценностями и качествами, способных проявить их на благо Отечества. Прививая и воспитывая детям чувство любви и гордости к своей малой родине, я хочу, чтобы они выросли с осознанием причастности и востребованности себя к ней, стали достойными патриотами своего поистине великого государства, именуемой Россией. На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие. Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.
Основные направления программы - изучение истории родного края, истории своих земляков.
Данная программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для обучающихся среднего и старшего классов. В краеведческом объединении принимает участие более 10 человек. Обучающиеся нашей школы могут получить дополнительные знания по истории родного края и приобрести навыки музейного дела.

Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
• расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.

Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи: • воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
• воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
• воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
• воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях.
• развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.

Поисково-исследовательская направленность программы.
Казалось бы, что уже все в окрестности найдено, все сундуки перерыты, но ребята до сих пор умудряются найти предметы старины, которые так или иначе имеют отношение к истории Малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.
Дети с большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века. Именно эти впечатления и показывают значимость работы музея, определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом.
Просветительская направленность программы.
Основная задача данного направления – вовлечение в работу музея, изучению родного края - своей Малой Родины, значительного числа школьников, родителей, населения.
Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:
• Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;
• Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами музея односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием. Ожидаемые результаты:

- систематизация материала;

  • участие в районных и областных конкурсах;

  • привести в порядок документацию;

  • классификация по разделам;

  • оформление школьного краеведческого музея;

  • живой интерес к прошлому родного края,

  • чувство патриотизма, решение нравственных проблем;

  • познавательный интерес к культурно - историческим ценностям;

  • чувство сопричастности судьбе Отечества;

  • нравственные позиции школьников;

  • чувство гордости за прошлое родного края.

Состав участников программы:

обучающиеся школы, коллектив школы.






















УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

История родного края.

1.

Возвращение к истокам.

1

1


2.

История с. Моисеево-Алабушка.

1

1


3.

Быт и традиции села.

1

1


4.

Колхозное строительство.

1

1


5.

Школа-вчера и сегодня

1

1


6.

Есть такая профессия –защищать Родину.

1

1


7.

Село Моисеево-Алабушка в годы войны.

1

1


8.

Наши односельчане в годы войны.

1

1


9.

Поклонимся великим тем годам.

1

1


10.

Они ковали Победу.

1

1


11.


Организация экспозиций, посвященных Великой Победе.

2

2

2

12.

Работа с «Книгой Памяти» Тамбовской области.

2

2


13.

Сбор материала: «Они защищали Родину».

1

1


14.

Конкурс сочинений, творческих работ: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

1

1

1

15.

Экскурсия к мемориалу села Моисеево-Алабушка.

2


2

16.

Экскурсия в музей С.В.Рахманинова.

3


3

17.

Акция «Военные реликвии моей семьи»

1

1


18.

Тимуровская акция «Ветеран живет рядом».

3


3

19.

Урок героической славы Отечества

1

1


20.

Урок мужества «Мы внуки твои, Победа!»

1

1


21.

Поисковая работа по сбору материала «народная память о защитниках Отечества»

1

1


22.

Туристско-краеведческое движение «Отечество».

5


5

23.

Конкурс рисунков «Служу Отечеству».

1

1

1

24.

Краеведческий материал «Герои Советского Союза-уваровцы».

1

1


Творческая работа.

25.

Проект-презентация «Город Тамбов».

2

2

2

26.

Проект-презентация «Тамбовская область».

2

2

2

27.

Мероприятие с использованием презентации «Жди меня» по письмам с фронта.

4

4

4

28.

Творческая работа «Они защищали Родину».

2

2

2

29.

Ученические презентации «Мое село сегодня»

2

2

2

30.

Краеведческие чтения «Повседневная жизнь в Тамбове в 17-20вв.».

3

3


31.

Экскурсия в школьный музей «Как жили наши односельчане в 19 веке».

1

1

1

32.

Составление буклетов «Моя Тамбовщина».

2

2

2

33.

Презентация «Органы власти Тамбовской области».

2

2

2

34.

Проектно – исследовательская работа «Они дошли до Берлина».

3


3

35.

Конкурс стихов о Родине.

2

2


36.

Оформление «Книги Памяти» с. М-Алабушка.

2

2

2

История Тамбовского края.

37.

Природа Тамбовской области.

1

1


38.

В глубине веков.

Древняя Мордва.

2

2


39.

В эпоху Древней Руси.

1

1


40.

Сторожевые заставы.

1

1


41.

Крепостное право на Тамбовщине.

1

1


42.

Петровские преобразования и Тамбовский край.

1

1


43.

Образование Тамбовской губернии.

1

1


44.

Викторина «Знай и люби свой край Тамбовский».

2

2


ИТОГО:

72

56

39






































Содержание программы

Понятие Родины для человека связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Возвращение к истокам» призвана помочь детям расширить знания о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история села Моисеево – Алабушка, Уваровского района Тамбовской области. Программа «Возвращение к истокам» направлена на изучение истории своих предков, истории основания села Моисеево – Алабушка Уваровского района, воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, изучая биографии односельчан, познавая историю своего села и края, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Программа состоит из трех разделов.
Родной край в древности. Общие сведения. Краткая история административно-территориального деления края. История основания села Моисеево -Алабушка, первые переселенцы, история родов. История религии и образования родного края. Жизнь крестьян в пореформенный период. Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта. Использование программ- текстовый редактор Word и программы Power Point. Публикация материалов в районной газете, на школьном сайте.
Подготовка и проведение экскурсий в школьном музее. Поиск предметов старины, реставрация экспоната и помощь в оформлении музея. Уход за братскими могилами и памятниками. Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Первые колхозы. Волна репрессий. Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны. Школа и образование. История Тамбовского края.

Русская национальная педагогика учит уважению к старшим, соблюдению принятых традиций народа, трудолюбию, любви к родному краю, к его истории. Данная программа предназначена оказать помощь школьникам в патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения. Программа призвана также развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.






МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


п/п

Название темы

Форма занятий

Методы и приёмы

Техническое оснащение, наглядность

Форма подведе-ния итогов

История родного края.

1.

Возвращение к истокам.


Лекция


Словесный наглядный

Иллюстрации



2.

История с. Моисеево-Алабушка.


Беседа


Словесный наглядный

Альбом из школьного музея

Экскурсия

3.

Быт и традиции села.

Лекция с элемен-тами беседы


Словесный наглядный

Иллюстрации



4.

Колхозное строительство.

Лекция

Словесный

Иллюстрации



5.

Школа-вчера и сегодня

Лекция

Словесный наглядный

Иллюстрации

Экскурсия

6.

Есть такая профессия –защищать Родину.


Беседа, работа с наглядностью.


Словесный наглядный, демонстра-ционный


Иллюстрации


Экскурсия


Презентация

7.

Село Моисеево-Алабушка в годы войны.

Беседа, доклад

Словесный наглядный, демонстра-ционный

Карта Тамбовской области.


8.

Наши односельчане в годы войны.

Устный журнал

Словесный наглядный

Фотографии

Материал в школьном музее.

9.

Поклонимся великим тем годам.

Конференция

Словесный наглядный


Материалы школьного музея.

10.

Они ковали Победу.

Устный журнал

Словесный



11.


Организация экспозиций, посвященных Великой Победе.

Выставка

Общешкольная газета.

Работа с материалами библиотеки Интернет-ресурсами.

Иллюстрации

Выпуск общешкольной газеты

12.

Работа с «Книгой Памяти» Тамбовской области.

Исследовательская деятельность.

наглядный

Библиотека

Оформление исследовательского материала

13.

Сбор материала: «Они защищали Родину».

Беседа.

Исследовательская деятельность.

Словесный наглядный

Фотомате-риал

Оформление исследовательского материала

14.

Конкурс сочинений, творческих работ: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Конкурс

Словесный наглядный

Фотомате-риал

Сочинения

Творческие работы

15.

Экскурсия к мемориалу села Моисеево-Алабушка.

Экскур-сия

Словесный наглядный


Уборка территории

16.

Экскурсия в музей С.В.Рахманинова.

Экскур-сия

Словесный наглядный



17.

Акция «Военные реликвии моей семьи»

Лекция


Словесный наглядный


Доклад

Творческая работа

18.

Тимуровская акция «Ветеран живет рядом».

Оказание помощи.

Трудовая вахта.

Фотоматериалы.

Уборка территории

19.

Урок героической славы Отечества

Круглый стол

Словесный наглядный

Фотомате-риал


20.

Урок мужества «Мы внуки твои, Победа!»

Экскур-сия

Словесный наглядный

Материал караеведчес-кого музея

Экскурсия

21.

Поисковая работа по сбору материала «народная память о защитниках Отечества»

Лекция

Словесный наглядный

Таблицы

Фотоматериал

иллюстрации


22.

Туристско-краеведческое движение «Отечество».

турслет

Словесный наглядный, поисково-краеведческий

Краеведческий материал,исследование.

Сбор материала в школьный музей

23.

Конкурс рисунков «Служу Отечеству».


Словесный наглядный, демонстра-ционный

Рисунки,

фотографии.


24.

Краеведческий материал «Герои Советского Союза-уваровцы».

Лекция

Словесный наглядный.






Творческая работа.

25.

Проект-презентация «Город Тамбов».

Презентация

Словесный наглядный, демонстра-ционный

Компьютер




Презентация

26.

Проект-презентация «Тамбовская область».

Презентация

Словесный наглядный, демонстра-ционный

Компьютер




Презентация

27.

Мероприятие с использованием презентации «Жди меня» по письмам с фронта.

Мероприятие

Словесный наглядный, демонстра-ционный

Презентация


Компьютер



Презентация

28.

Творческая работа «Они защищали Родину».

Творческая работа

Словесный наглядный, демонстра-ционный

Слайды


Презентация

29.

Ученические презентации «Мое село сегодня»

Проект

Словесный наглядный, демонстра-ционный


Презентация


Компьютер


Презентация

30.

Краеведческие чтения «Повседневная жизнь в Тамбове в 17-20вв.».

Устный журнал

Словесный наглядный

Иллюстрации





31.

Экскурсия в школьный музей «Как жили наши односельчане в 19 веке».

Экскурсия,беседа

Словесный наглядный, демонстра-ционный

Материалы школьного музея.


Экскурсия

32.

Составление буклетов «Моя Тамбовщина».

Практическая работа

Словесный наглядный, демонстра-ционный

Компьютер

Буклет

33.

Презентация «Органы власти Тамбовской области».

Лекция, беседа

Словесный наглядный, демонстра-ционный

Компьютер




Презентация

34.

Проектно – исследовательская работа «Они дошли до Берлина».

Практическая работа

Наглядный практичес-кий

Компьютер

Презентация

35.

Конкурс стихов о Родине.

конкурс

Наглядный

Сцена


36.

Оформление «Книги Памяти» с. М-Алабушка.

Исследо-вательская работа

Словесный

практический




История Тамбовского края.

37.

Природа Тамбовской области.

Беседа, лекция

Словесный наглядный



38.

В глубине веков.

Древняя Мордва.

Лекция

Словесный



39.

В эпоху Древней Руси

Лекция, беседа

Словесный наглядный



40.

Сторожевые заставы.

Лекция, беседа

Словесный наглядный



41.

Крепостное право на Тамбовщине.

Лекция

Словесный



42.

Петровские преобразования и Тамбовский край.

Лекция

Словесный



43.

Образование Тамбовской губернии.

Лекция

Словесный



44.

Викторина «Знай и люби свой край Тамбовский».

Викторина

Словесный наглядный








Список литературы:


  1. Авдеева Т. И. «И пыль веков от хартий отряхнув»…-Тамбов, 1993г.

  2. Артемов И.С. «Край родной» -Воронеж 1978 г.

  3. Дубасов И.И. «Очерки из истории Тамбовского края» -Тамбов 1993 г.

  4. Мильков Ф.Н. «Природа и ландшафты Притамбовья» -Воронеж,1986 г.

  5. Черменский П.Н. «Прошлое Тамбовского края» -Тамбов 1961 г.

  6. Протасов Г.А.«Страницы истории Тамбовского края»-Воронеж, 1986 г.

  7. Протасов Г.А., Киперман А.Я. «История Тамбовской области» -Воронеж 1971 г.

  8. Окатов Н.А., Протасов Г.А. «Тамбовская область» -Тамбов 1970 г.

  9. Мизис Ю. А. «Заселение Тамбовского края в 17-18 веках»

  10. Тамбовская область:Крадкий краеведческий справочник (природа, история, население, культура, хозяйство).-Воронеж: Центрально – Черноземное книжное издательство, 1965 г.

  11. Чуисова Л.И. «Древнейшее население Тамбовщины» -Тамбов 1982 г.

  12. Протасов Л.Г. «Тамбовская энциклопедия» -Тамбов 2004 г.

  13. Горелов А.А., Щукин Ю.К. «Шли годы»- Тамбов, 2002 г.

  14. Материалы школьного краеведческого музея.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!