МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОБЕЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Факт. адрес 242033 Брянская область, Жирятинский район с. Воробейня, ул. Школьная, д. 11
Тел. (48344)3-27-60 e-mail Worobeinya- shkola.ru
Возведение
степени в степень
(урок алгебры в 7 классе)
Учитель математики
высшей категории
Смолко Татьяна Андреевна
2019 год
Тема урока: Возведение степени в степень
(урок введения новых знаний)
Цель урока:
на основе деятельностного подхода вывести и сформулировать свойство возведения степени в степень и научиться применять его при решении упражнений.
Задачи урока:
Вывести и сформулировать свойство возведения степени в степень, диагностика усвоения знаний и умений в применение знаний на практике;
Совершенствование вычислительных навыков;
Формирование способности к самооценке выполненной деятельности;
Развитие индивидуальных способностей учащихся
Развитие памяти, внимания, познавательной активности и сообразительности;
Воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы, умение работать в парах.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас на уроке гости … Каждому из вас предоставляется прекрасная возможность проявить себя, показать свои знания.
Начинаем наш урок.
Должен он пойти всем впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давайте,
И на уроке не зевайте.
Проверка домашнего задания
Скажите, что мы изучали на предыдущем уроке? ( Возведение в степень произведения)
Пришло время проверить, как вы справились с домашним заданием. Откройте тетради с домашней работой и выполните самопроверку. (Сравните с эталоном на слайде).
Поставьте себе оценку в тетрадь и лист самооценки.
Актуализация знаний
Что вам помогло справиться с домашним заданием?
(определение степени, научились находить значение выражения, содержащего степень, изучили свойства умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями).
Давайте вспомним теоретический материал.
Перед вами лежат карточки с заданиями. Проверьте себя, в достаточной ли мере вы владеете теорией.
Степенью числа а с натуральным показателем п называется ____________ п ____________, каждый из которых равен а.
При умножении степеней с одинаковыми основаниями ___________ оставляют прежним, а ___________ складывают.
При делении степеней с одинаковыми основаниями ___________ оставляют прежним, а из __________ делимого _________ __________ делителя.
При возведении в степень произведения возводят в эту степень _____________ ____________ и результаты перемножают.
Степень числа a, не равного нулю, с нулевым показателем равна ________ .
Квадрат любого числа есть ______________ число или ______.
Оцените свою работу и поставьте отметку в лист самооценки.
Великий немецкий поэт и писатель Гёте сказал: «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать». Поэтому я предлагаю вам, используя полученные знания, выполнить несколько устных заданий.
Устный счёт:
1. Вам необходимо объяснить, в чем заключена ошибка и, дать правильный ответ.
70 2 = 490
(-9,2) 2
( - 8) 2 = - 64
( ) 4 = 4
2. Вычислить
5 3 =
(- 1) 9 =
0,8 2 =
(2 х) 3 =
(х 5) 4 =
(х 8) 5 =
При решении двух последних примеров возникли затруднения. Недостаточно знаний для решения данной проблемы?
Постановка учебной задачи:
Какое действия нам необходимо научиться выполнять со степенью, чтобы решить предложенные примеры (возведение степени в степень)
Сформулируем тему урока. (Возведение степени в степень)
Откройте тетради, запишите число, классная работа и запишите тему сегодняшнего урока.
Попробуйте сформулировать свою цель на урок и запишите ее в лист самооценки.
Какие цели вы определили себе на данный урок. (ответы учеников)
Главная задача урока: Через различные виды деятельности вывести и сформулировать свойство возведения степени в степень и научиться применять его при выполнении упражнений. Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о степенях, расширим свои знания, закрепим изученное.
Оцените свою устную работу и поставьте отметку в лист самооценки.
Открытие нового знания:
Вернемся к нашему выражению: (х5)4 = (распишем, используя определение степени) = х5 ∙ х5 ∙ х5 ∙ х5 = (Каким свойством необходимо воспользоваться для дальнейшего преобразования (свойством умножения степеней)) = х20
Что можно заметить, сравнивая начало и конец в нашей записи. (основание осталось, показатели умножаются).
Давайте попробуем сформулировать правило (при возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели умножаются)
Откройте стр.105 и прочитайте правило возведения степени в степень.
Как это правило можно записать в виде формулы: ( (a n ) m = a n · m)
Запишите формулу в тетрадь.
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Предлагаю перенести теорию на практику и выполнить задания. Говорим только ответ:
(х 3) 2
(х 2) 3
(а 5) 4
(а 3) 6
(у 2) 5
(у 7) 2
(b 3) 3
(b 5) 2
Считаем со смешариками
Оцените свою активность при выполнении работы по овладению новыми знаниями и поставьте отметку в лист самооценки.
Первичное закрепление:
Мы движемся дальше. Используя изученные правила действий со степенью, будем находить значение выражений.
№ 448. Запишите в виде степени с основанием а выражение:
из учебника (по 1 строчке)
№ 450. Найдите значение выражения.
( по 1 человеку по одному - два примера)
Резервное задание
Доп. упр. (стр. 124)
№ 549. Сколькими способами можно представить в виде степени с показателем, отличным от 1, число.
Первичная проверка усвоения материала:
Как мы можем проверить, хорошо усвоен ли материал?
(самостоятельная работа с взаимопроверкой в классе)
Выполнение самостоятельной работы
1 вариант (а 2) 6 (х 2) 3 · x 5 (а 5 ∙ а 2) 4 | 2 вариант (y 2) 5 (х 3) 2 · x 4 (а 3 ∙ а 5) 4 |
Обменяйтесь листочками и выполните взаимопроверку. Поставьте оценку, используя критерии
без ошибок - "5"
1 ошибка - "4"
2 ошибки - "3"
Перенесите оценку в лист самооценки.
На предыдущих уроках и сегодня мы открыли для себя мир степеней. Многие учёные во все времена занимались вопросами их изучения. Я хочу обратить ваше внимание на слова М. В. Ломоносова: «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь». Степени нужны нам хотя бы для того, чтобы записывать очень большие числа. (Масса Земли - 6× , масса Солнца 2× кг).
Решите тест, и, пользуясь шифром, угадайте имя и фамилию великого учёного
Шифр Т | Д | Р | К | О | а5 | а 28 | а32 | с 2 | а 7 | | | | | | Н | И | Е | А | Ш | х 11 | а | а 21 | с 60 | а 3 | | 2 карточка 1. | (а4 ) 8 | | 2. | (а3 ) 7 | | 3. | (х 2) 3 · x 5 | | 4. | | | 5. | (а 5 ∙ а 2) 4 | | 6. | (а6) 2 | | 7. | | | 8. | (c2)3 ∙ (c6)9 | | 9. | (c6)8 : (c4)4 | | 10. | (c2)8 : | | |
Ответ: Рене Декарт
Исторические сведения
Сообщение ученицы справка из истории о данном ученом
Рене Декарт родился 21 марта 1596 года в маленьком городке Ла-Гэ во Франции. Род Декартов принадлежал к незнатному чиновному дворянству. Детство Рене провёл в Турени. В 1612 году Декарт закончил школу. Он провёл в ней восемь с половиной лет. Декарт далеко не сразу нашёл своё место в жизни. Дворянин по происхождению, окончив колледж в Ла-Флеше, он с головой окунается в светскую жизнь, затем бросает всё ради занятий наукой. Декарт отводил математике особое место в своей системе, он считал её принципы установления истины образцом для других наук. Немалой заслугой Декарта было введение удобных обозначений, сохранившихся до наших дней: латинских букв x, y, z для неизвестных, a, b, c - для коэффициентов, для степеней. Интересы Декарта не ограничиваются математикой, а включают механику, оптику, биологию. В 1649 году он после долгих колебаний переезжает в Швецию. Это решение оказалось для его здоровья роковым. Через полгода Декарт умер от пневмонии.
Резервное задание
А знаете ли вы, что такое гугол?
Поисковая система
У этого термина есть ещё и другие значения.
Сообщение
Гуго́л - число, изображаемое единицей со 100 нулями
Домашнее задание.
- Пришло время для нового домашнего задания. (Задание дается по выбору.)
1. Всем: п. 20, № 450 (в, з), № 544.
2. Желающим задачи № 545 (а, б), № 552
Итог урока.
Вот подошёл к концу урок
Нам надо подвести итог
Вернемся к листу самооценки. В начале нашего урока вы поставили свою цель, ответьте себе на вопрос: Достигли ли вы своей цели? Сделайте соответствующую отметку.
Кто достиг своей цели, поднимите руки.
А теперь поставьте себе оценку за урок (найдите среднее арифметическое своих оценок).
- Кто получил "5"?
- Кто получил "4"?
- Ответьте на вопросы в листе самооценки. (спросить учеников)
- Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями. Благодарю всех за активную работу.
- Предлагаю оценить свою степень удовлетворенности работой на уроке. Попытаться вспомнить наш урок, и мысленно ответить на вопросы:
- Все ли на уроке было понятно?
- Как вы себя чувствовали на уроке и довольны ли собой?
- Перед вами лежат три листочка зелёный, жёлтый, красный. Прикрепите на доску один из них.
- Зелёный обозначает: “Я удовлетворён уроком, я хорошо работал на уроке, понимал всё и получил заслуженную оценку”.
- Жёлтый обозначает: “ Урок был интересен, я принимал в нём участие, но что-то осталось еще не понятным”.
- Красный обозначает: “ Пользы от урока я получил мало, многое не понял”.
- Молодцы. И солнышко вам улыбнулось.
- Посмотрите, какой замечательный пейзаж у нас получился. А это значит, что у вас настроение было отличным, а наш урок полезным.
Я вам говорю большое спасибо. Урок окончен. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист самооценки
Моя цель на урок (что я хочу) | Д/З | Устная работа | Работа по овладению новыми знаниями | Первичный контроль | Оценка учителя | Я достиг своей цели (что я могу) | Отметка за урок |
| | | | | | | |
2. Рефлексия:
1. Что я узнал нового? ____________________________________________________
2. Что научился делать? ___________________________________________________
3. Что у меня получается лучше всего? ________________________________________
4. Чем я могу помочь своему другу? __________________________________________
3. Самостоятельная работа
1 вариант (а 2) 6 (х 2) 3 · x 5 (а 5 ∙ а 2) 4 | 2 вариант (y 2) 5 (х 3) 2 · x 4 (а 3 ∙ а 5) 4 |
4. Тест
Шифр Т | Д | Р | К | О | а5 | а 28 | а32 | с 2 | а 7 | | | | | | Н | И | Е | А | Ш | х 11 | а | а 21 | с 60 | а 3 | | 1. | (а4 ) 8 | | 2. | (а3 ) 7 | | 3. | (х 2) 3 · x 5 | | 4. | | | 5. | (а 5 ∙ а 2) 4 | | 6. | (а6) 2 | | 7. | | | 8. | (c2)3 ∙ (c6)9 | | 9. | (c6)8 : (c4)4 | | 10. | (c2)8 : | | |