Возрастные особенности эмоциональной сферы детей
Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями. Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств. Новорожденный уже способен испытывать страх, неудовольствие, удовольствие.
При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранения (страх); в свободе движения (гнев); в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).
С точки зрения таких ученых, как Э. Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека .
На протяжении дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением.
При переходе от раннего к дошкольному возрасту происходит изменение содержания эмоций. Возрастная динамика содержания эмоций у ребенка заключается в том, что «одни значимые чувства сменяются другими, появляются нового типа эмоциональные состояния, ранее не бывшие; объекты и действия, вызывающие прежде горячий интерес, теперь его больше не вызывают, но зато появляются новые объекты и действия, приковывающие к себе большое внимание» .
По мнению А.В. Запорожца, возникновение новых эмоций, прежде всего, связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. В дошкольном возрасте в контексте различных продуктивных видов деятельности (лепка, рисование), знакомства с природой и музыкой развиваются эстетические переживания как умение чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Занятия и дидактические игры развивают интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность и ли сомнение в своих суждениях и действиях, радость от найденного решения. Группа интеллектуальных эмоций способствует овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способов и приемов. Нравственные эмоции развиваются у ребенка в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Группа нравственных эмоций играет важную роль в становлении личности ребенка и формировании его активной жизненной позиции.
Основную роль в развитии сложных чувств и эмоций ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности.
В первом полугодии жизни ребенка показателем нормального хода формирования личности является явно выраженная положительно окрашенная реакция на говорящего или улыбающегося взрослого («комплекс оживления»). С этого момента взаимодействие ребенка со взрослым строится на коммуникативных действиях. К ним относятся глазное общение, улыбка (3-4 мес. жизни), вокализация, мимика, чуть позднее - жесты.
К 6 мecяцам ребенок, начинает дифференцировать формы контакта с разными членами семьи (одному больше жалуется, с другим кокетничает). Постоянная отработка способов эмоционального реагирования с ориентацией на реакцию взрослого приводит к тому, что ребенок к 7-8 мес. приобретает определенную эмоциональную стабильность в контактах.
Во втором полугодии жизни эмоциональные реакции могут переключатся на предметы, включенные взрослым в процесс общения. Кроме того, у ребенка начинают проявляться избирательность и неоднозначность реагирования на эмоциональное состояние взаимодействующих с ним людей.
Эмоциональные отношения с окружающими людьми становятся более дифференцированными и устойчивыми (симпатичные и несимпатичные ребенку люди), хотя общение сохраняет ситуативный характер (неоднозначное реагирование ребенка на симпатичного человека в различных ситуациях).
Так, «ребенок постепенно переходит от имитации эмоциональных состояний к адекватному эмоциональному реагированию».
В начале второго года жизни ребенок вступает в новый период развития. Постепенно уменьшаются тактильные контакты с матерью, а следовательно, и ранние формы эмоционального общения, основанного на аффективном «заражений». Но при этом увеличивается доза опосредованного контакта взрослого с ребенком через игрушки, предметы, слова.
Таким образом, перед ребенком встает новая задача - самостоятельная адаптация к нестабильным условиям окружающей среды. Возникает первый кризис эмоционального развития ребенка (временная аффективная дезадаптация), который связан с трудностью активного включения в регулярный процесс. Самостоятельное преодоление импульсивности в аффективных действиях становится возможным только при появлении у ребенка способности подчинять свое поведение аффективно значимой цели, когда образ желаемого начинает направлять и корректировать поведенческие акты .
Развитие кризиса 3 лет на границе раннего и дошкольного возраста сопровождается нарушениями свойств эмоциональной регуляции - избирательности, предметности. Нарушение ситуативной обусловленности проявляется в неадекватном длительном реагировании ребенка на безобидное замечание. Нарушение предметности - в явлениях смешанной агрессивности, когда ребенок в ответ на негативное воздействие усиливает враждебность к третьему лицу. Нарушение избирательности - в генерализации негативизма или в пассивном уходе от общения.
Тем не менее для гармонического развития ребенок должен пройти стабильные и динамические (кризисные) стадии аффективной адаптации в процесс е формирования эмоциональной регуляции.
Вступая в дошкольный период, ребенок уже обладает способностью к внеситуативной саморегуляции, осознанием себя как субъекта деятельности и «полимотивированностью». На 4-м году жизни появляется более сложный механизм эмоциональной регуляции - эмоциональное предвосхищение предполагаемых результатов собственных и чужих действий, который позволяет активизировать прошлый опыт ребенка. Этот факт находит отражение в способности переживать стыд и чувство вины как эмоциональные последствия совершенных в недавнем прошлом негативных действий.
Общая возрастная динамика развития языка эмоций у детей характеризуется переходом от вербального неструктурированного обозначения эмоций (младший школьный возраст) к вербальному структурированному обозначению через обобщенные понятия (старший дошкольный возраст).
Позже вербальное структурированное обозначение эмоции сочетается с ее обоснованием (причины и условия возникновения). Кроме того, детям младшего дошкольного возраста становится доступным расширенное описание (структурированная характеристика) различных состояний взрослых людей и их сверстников.
При расширенном описании эмоций дети младшего школьного возраста обращаются к своему личному опыту, как эмоциональному, так и познавательному, что подтверждает осознанное их представлений об эмоциях .