Рекомендации
Развивать мыслительные способности
Оказать своевременную и действенную помощь в учебе, при необходимости.
Учить обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова.
Развивать культуру речи, оказывать помощь в преодолении речевых дефектов.
Проявлять внимательность к внутреннему миру.
Бережно относиться к интимным переживаниям старшеклассника, не вторгаться в чувства, относиться с пониманием.
Проявляя деликатность, осуществлять соответствующее гигиеническое просвещение.
Учитывать интересы, искренне вовлекаться в это, укрепляя психологическую связь с ребенком
(а там — и доверие, и желание понять позиции друг друга).
Осуществлять моральное воспитание, проводить дискуссии, систематически вовлекать в общественную работу, исходя их интересов
Проводить содержательную профориентацию . Приобщать и поддерживать стремление к новому Уважать, проявлять сдержанность, спокойствие (если
трудно получается, то работать над собой и тренировать самообладание) в противоречивых случаях
Помогать раскрывать потенциальные возможности
Педагог-психолог
ГБУ ДПО «РСПЦ»
Д.Д.Мендаева.
Возрастные особенности детей старшей школы
Март, 2024г.
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.
Развитие нервной системы, обусловливает ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы.
Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно- следственные связи явлений.
Старшие школьники осознают, что знание фактов и примеров в учении, ценно как материал для размышлений, для теоретических обобщений.
В мышлении преобладает аналитическая деятельность, стремление к сравнениям, а категоричность суждений уступает место предположениям.
Возникает необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями.
Особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения.
Некоторые школьники могут учиться в школе без достаточной охоты. Так как , трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями
отрицательно сказываются на их эмоциональной сфере — что и снижает мотивацию к учебной деятельности.
Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью и порождают у них желание использовать более точные, яркие словесные формы
(афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений и др).
На более высокий уровень поднимается развитие чувств и волевых процессов.
У них усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно- политическими событиями.
Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие
на нравственное формирование старшеклассников.
В этом возрасте, на основе моральных знаний и жизненного опыта, вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении.
Годы ранней юности для многих школьников характеризуются интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь.
Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения.
При четкой определенности своих жизненных планов, с учетом имеющихся интересов, дети проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении трудностей.
Происходит работа над самовоспитанием. Большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.
Существенной особенностью является обостренность сознания в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии.
На поведение старшеклассников оказывает влияние их повышенная чувствительность ко всему новому — что происходит и жизни, в литературе, искусстве, музыке...
Возрастные особенности детей старшей школы
Старший школьный возраст называют ранней юностью
(соответствует возрасту учеников 9-11 классов, 15-17 лет) .
В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной
взрослой жизни.
Ведущая деятельность:
учебно-профессиональная.
Учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, имеет огромное значение, как для выбора
профессии, так и для выработки ценностных ориентаций.
Активизируется познавательная сфера, происходит
познание профессий.