СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока с использованием разных приемов и методов

Просмотр содержимого документа
«Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.»

Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Цель: подвести учащихся к пониманию причин возникновения новой религии у арабов, определить ее особенности, повлиявшие на жизнь народа и его культуру.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивационная часть.

(демонстрация материалов о местонахождении и климатических условиях Аравийского полуострова)

О ком или о чем будем сегодня говорит? (о народе, проживающем на Аравийском

полуострове)

3. Определяем тему и задачи урока.

Для работы по изучению народов у нас есть памятка:

1.Территория и климатические условия проживания народа.

2. Занятия людей.

3. Общественное устройство

4. Отношения с соседними народами

5. Достижения культуры.

- Коллективная работа по определению территории и климата. (пустыни и степи, жарко и

засушливо)

- Чем же можно заниматься в таких условиях? (кочевое скотоводство, редко земледелие и

торговля).

- Что и кого можно выращивать? (хлебные злаки, сахарный тростник, хлопчатник,

виноград, верблюды, козы, овцы)

- Самостоятельная работа с разделом параграфа с целью ответить на п.3 памятки.

(Бедуины делились на множество племен и родов. Из-за пастбищ часто происходило соперничество. Ожесточенные схватки вызывал обычай кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род и даже племя. Войны между племенами длились иногда десятилетиями. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это еще более усиливало рознь среди арабов).

- Что делать в такой ситуации? Как объединить людей? (новая религия - ислам)

Работа с источником.

Основатель ислама — житель Мекки Мухаммад (в Европе его называли Магомет) шести лет остался сиротой; о нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Его посещали видения — он говорил, что слышит голос Бога. Примерно в 610 году Мухаммад выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога — Аллаха, а себя называл «посланником Бога» — его Пророком. Мухаммад призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру.

ПРОРОК – это человек, передающий откровения от Бога.

Какую информацию получили? Она может быть верной? (житель Мекки – видим это на карте, пас овец и коз – занятие арабов, призывал к объединению – что арабам было необходимо)

- Что же это за религиозная вера? (вера в единого бога - Аллаха).

Работа с раздаточным материалом (в парах) «Обязанности мусульман»

Основные обязанности мусульманина

Ислам возложил на правоверного мусульманина пять основных обязанностей: 1) верить, что существует лишь единый Бог — Аллах, а Мухаммед — Пророк его; 2) молиться пять раз в день, а чтобы верующие не забывали об этом, специальные служители при храмах громко созывали их на молитву; 3) соблюдать главный пост в течение месяца в году всем, кроме больных и малых детей, с рассвета до заката солнца; 4) тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню; 5) если это возможно, совершить хотя бы раз в жизни хадж (паломничество1) в святые места — Мекку и Медину.

- Есть ли что-то общее между исламом и христианством? (моральные правила: не убивай, не кради, не лги, уважай родителей)

- Переходим к п. 4 памятки

После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы («заместители» Пророка).

При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны были истощены длительной войной друг с другом и не оказали арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались завоевателям без боя, с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество.

Работа с картой. (ученики по очереди показывают и называют страны, завоеванные арабами)

- Может ли такое государство долго существовать? (нет, покоренные народы, всегда начинают борьбу за освобождение)→распад государства.

- Однако, этот народ внес большой вклад в развитие культуры не только своего народа, но и мировую культуру.

- Игра «Кто больше!?» (используя материалы учебника, записать в тетрадь «Достижения арабов в культуре и ее творцы» (арабские цифры, обсерватории, медресе, мечети, минарет, арабески, ученый Аль-Бируни, Авиценна, Фирдоуси и др).

4. Закрепление изученного:

Продолжите фразу:

1) арабы жили на ……… (Аравийском полуострове)

2) Священная книга мусульман - …………. (Коран)

3) основатель новой религии - …………….(Мухаммед)

4) Мечеть - ………………….. (мусульманский храм)

5) высшие мусульманские школы - ……….. (медресе).

Предложите вашу фразу!!!!

5. Подведение итогов. Оценивание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!