СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности современных лингафонных кабинетов для организации и сопровождения образовательного процесса по различным предметам

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тенденции глобализации, всемирной интеграции в различных областях экономической, технической, культурной, общественной и индивидуальной жизни предъявляют высокие требования к практическому владению иностранным языком, а вхождение в мировое информационное образовательное пространство предполагает высокий уровень информационной компетентности. Статья раскрывает возможности применения учителем лингафонного кабинета.

Просмотр содержимого документа
«Возможности современных лингафонных кабинетов для организации и сопровождения образовательного процесса по различным предметам»

Возможности современных лингафонных кабинетов для организации и сопровождения образовательного процесса по различным предметам

Евтушенко А.Г., заместитель директора лицея по учебной работе ГУО «Брестский областной лицей имени П.М.Машерова»



Тенденции глобализации, всемирной интеграции в различных областях экономической, технической, культурной, общественной и индивидуальной жизни предъявляют высокие требования к практическому владению иностранным языком, а вхождение в мировое информационное образовательное пространство предполагает высокий уровень информационной компетентности.

В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знаниецентрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в образовательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии, использование которых раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают понять языковые явления, сформировать лингвистические способности, строить коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также дают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся[1].

Компьютер можно рассматривать сегодня как инструмент повышения мотивации, формирования прочных языковых навыков и совершенствования владения языком. Он позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический, что позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету, а также расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся, даёт возможность создавать ситуации личнозначимые для каждого ученика, и, что не менее важно, позволяет использовать Интернет как средство погружения в виртуальное информационное пространство. [2]

Лингафонный кабинет в лицее был создан для обучения, в первую очередь, иностранным языкам: английскому и немецкому. Он оборудован комплексом звукотехнической, проекционной аппаратуры, позволяющей аудиовизуальным методом создавать оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся по освоению навыками устной иноязычной речи. Позже учителя филологического цикла апробировали его на уроках русской литературы с целью развития навыков устной речи, в том числе работа с участниками олимпиадного движения по подготовке к одному из туров олимпиады (устное высказывание).

Педагоги лицея видят для себя цель использования лингафонного кабинета в предоставлении учащимся возможности интенсивно упражняться в выработке умений и навыков устной речи, которые развиваются в результате активной практики.

Практика работы в лингафонном кабинете показала, что это оборудование дает возможность преподавателю:

-организовывать и контролировать самостоятельную работу каждого учащегося с определенным учебным материалом;

-включать одновременно несколько учебных программ для определённых групп учащихся (позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения);

-записывать и воспроизводить речь учащихся, прослушивать её и исправлять ошибки;

-комментировать звукозаписи.

Аппаратные средства и программное обеспечение лингафонного кабинета дают возможность:

- повысить эффективность учебного процесса;

-создать условия для индивидуального и дифференцированного обучения учащихся;

-увеличить время устной практики для каждого учащегося;

-обеспечить высокую мотивацию обучения;

-преодолеть личностно-психологический барьер общения;

-установить благоприятный психологический климат на уроке;

-работать над лексической, грамматической, фонетической сторонами языка.

Привлекательность данного кабинета для учащихся заключается в:

- повышении качества изучения различных учебных предметов;

- освоении навыка «аудирования»;

- повышении мотивации к изучению, в том числе, иностранных языков.

Использование учителем лингафонного кабинета позволяет спланировать урок так, чтобы каждый ученик изучал предмет в соответствии со своими индивидуальными особенностями и задатками.

Ещё одно преимущество использования лингафонного кабинета - это наличие нескольких видов режимов: парной, групповой, индивидуальной работы, режима случайного выбора. Программа дает возможность учителю подключаться в любой момент, контролируя ход урока, к любому учащемуся, а также к тем, которые работают в паре или группе.

Применять оборудование кабинета для индивидуализации обучения можно практически на каждом этапе урока. Например, при обучении устной речи, работая над диалогом. Пара может рассказывать его под контролем учителя, а остальные учащиеся выполняют в это время другие задания. Для проверки задания можно использовать приём взаимоконтроля. Наличие лингафонного кабинета позволяет развивать не только навыки произношения, аудирования, монологической и диалогической речи, но и навыки чтения, грамматические навыки. Это особенно актуально в связи с предстоящей сдачей обязательного выпускного экзамена по иностранному языку.

Оборудование лингафонного кабинета может использоваться при организации проектной работы, причем не только на уроке, но и на факультативном занятии. Результатом проекта становятся презентации, мини-отчеты, сообщения. Оборудование кабинета помогает сделать рассказы лицеистов яркими и наглядными. Проектная работа позволяет учащимся развить творческие способности, научиться самостоятельно мыслить и анализировать различные источники информации, создавать индивидуальный и неповторимый образ [3].

Неоценимую помощь оказывает учителю иностранного языка компьютер и Интернет в подготовке и проведении уроков по страноведению. Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, учитывающих современные тенденции развития иностранного языка, страноведческие реалии и требования, предъявляемые к учебному материалу в условиях нового содержания образования.

Полученная в Интернете информация может быть использована учителем, как для подготовки урока, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках. Интернет создает виртуальную социокультурную и языковую среду, предоставляя коммуникативные программы (чаты, почта и т.д.), дает возможность виртуально побывать в той или иной стране, предоставляет возможность участия в различных проектах, в том числе и в зарубежных.

Несомненными техническими плюсами лингафонного кабинета являются:

  • Использование мониторных закрытых наушников (для минимизации шумов в работе), ведь при этом учащиеся могут общаться друг с другом, не мешая остальным.

  • Лингафонный кабинет может быть интегрирован в уже налаженную информационную систему учреждения образования путем подсоединения к общей локальной сети (проводным способом либо по Wi-Fi) либо существовать обособленно.

В связи с широким применением различных служб Интернет все большее значение приобретает дистанционная форма обучения.

В рамках исследования по теме инновационного проекта «Внедрение модели дистанционных форм обучения в поддержку основного курса и факультативных занятий по учебным предметам», педагоги Брестского областного лицея имени П.М.Машерова сотрудничают с учеными Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина. Научными консультантами проекта являются участники Совместного Европейского проекта Темпус IV «Сетевое взаимодействие университетов – партнеров в реализации многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента» [4,5]: А. А. Козинский (IT менеджер Темпус IV) и О.А. Иванова (участник Темпус IV).

С использованием дистанционной образовательной среды университета [6] в лицее была спроектирована и внедрена модель дистанционного обучения учреждения образования. Элементами модели стали курсы «Подготовка к экзаменам и централизованному тестированию по биологии», «Лексико-грамматический практикум на факультативных занятиях по английскому языку в 10 и 11 классах», «Поддержка изучения основного курса немецкого языка», «Выбираем профессию грамотно» (http://moodle.brsu.by). Работа учащихся лицея с перечисленными курсами также осуществляется на базе лингафонного кабинета.

Таким образом, опыт подтверждает, что ведение урока с использованием инновационных форм меняет роль учителя на уроке. Он перестает быть активным субъектом процесса обучения, в то время как ученик превращается из пассивного объекта в субъект, принимая все более активное участие в процессе обучения.

Использование лингафонного кабинета на уроках позволяет сбалансировать учебный процесс, применять индивидуальный подход в обучении, работать над повышением качества обучения, развивать творческий потенциал учащихся и повышать мотивацию к изучению предмета.


Список литературы:

  1. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf, свободный. Дата доступа: 19.03.2013.
  2. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. — 2005. — №4 — С.6-11
  3. Соловьева В.С. Проектирование информационной образовательной среды [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/I/I-0-8.html, свободный. Дата доступа: 19.03.2013
  4. Участники международного проекта Темпус – IV. Режим доступа: http://tempus.novsu.ru/mod/resource/view.php?id=21, свободный. Дата доступа: 19.03.2013.
  5. Цели и задачи международного проекта Темпус - IV. Режим доступа: http://tempus.novsu.ru/mod/resource/view.php?id=4, свободный. Дата доступа: 19.03.2013.
  6. Подготовка к экзаменам и централизованному тестированию по биологии. Режим доступа: http://moodle.brsu.by/course/view.php?id=13. Дата доступа: 19.03.2013.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!