СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности работы педагога-психолога по формированию адекватной самооценки кадетов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень важную роль в подростковом возрасте играют способы, которые повышают самоценность ребенка. И очень важно, чтобы эти способы были и в семье, и в том коллективе, где ребенок проживает большую часть времени. В противном случае, если ребенок не находит поддержки в семье, то он обязательно найдет ее на стороне, не обязательно на улице, а есть на сегодняшний день проблема ухода ребенка в социальные сети. 

В формировании личности ребенка, независимо от возраста, есть одна ловушка – негативные убеждения близкого окружения по отношению к ребенку. Почему это является ловушкой и как она работает, мы с вами сможем увидеть, проделав одно упражнение – «Сосуд». Это упражнение в практике моей работы я использую в индивидуальной консультации с родителями на стадии диагностики и в работе с педагогами в рамках психологического просвещения.

Просмотр содержимого документа
«Возможности работы педагога-психолога по формированию адекватной самооценки кадетов»

Возможности работы педагога-психолога

по формированию адекватной самооценки кадетов


Ленинг Марина Леонидовна

педагог-психолог I квалификационной категории

ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус ПФО

им. Героя Советского Союза Гани Сафиуллина»


От уровня самооценки ребенка в подростковом возрасте напрямую зависит его поведение. Мы знаем, что в этом возрасте самооценка детей нестабильна, дети ищут и находят разные способы подкрепления своей самоценности. И зачастую эти способы очень нежелательны как для нас педагогов, так и родителям.

Очень важную роль в подростковом возрасте играют способы, которые повышают самоценность ребенка. И очень важно, чтобы эти способы были и в семье, и в том коллективе, где ребенок проживает большую часть времени (особенно, что касается детей, проживающих в условиях интерната). В противном случае, если ребенок не находит поддержки в семье, то он обязательно найдет ее на стороне, не обязательно на улице, а есть на сегодняшний день проблема ухода ребенка в социальные сети. И хорошо, если это будет хороший, позитивный пример, но если это будет негативный пример, то для нас с вами педагогов и для родителей – это недопустимо.

Наша с вами задача, как психологов, приложить максимум усилий для формирования адекватной самооценки ребенка. Адекватная самооценка позволяет ребенку верить в себя, в свои способности; ребенок знает, что его ценят другие, ведь уважение со стороны ближайшего социального окружения формирует в нем уважение к самому себе. А когда ребенок сам себя уважает и ценит, то он точно так же относится и к окружающим.

В формировании личности ребенка, независимо от возраста, есть одна ловушка – негативные убеждения близкого окружения по отношению к ребенку. Почему это является ловушкой и как она работает, мы с вами сможем увидеть, проделав одно упражнение – «Сосуд». Это упражнение в практике моей работы я использую в индивидуальной консультации с родителями на стадии диагностики и в работе с педагогами в рамках психологического просвещения. Если ведется консультация с родителями, то имя ребенка и его сложности немного определены, а в работе с педагогами дается такая инструкция: «Есть в нашей практике ребенок, который требует максимально к себе внимания, к которому вы ищите подход и не знаете, какие методы еще применить, чтобы исправить его поведение. Определите для себя этого ребенка. И с образом этого ребенка мы постараемся проработать, чтобы ответить на вопрос: «Почему он так ведет себя?»

Для выполнения упражнения нам понадобятся 2 чистых листа формата А4 и карандаш. Далее схема остается единой как для родителей, так и для педагогов.


Упражнение методики «Сосуд».

1. Нарисуйте на весь лист сосуд в форме обычной стеклянной банки.

2. Заполните банку 5-ю кружками примерно одинакового размера, так чтобы они вместились внутри банки.

3. В этих кружках напишите по одному прилагательному – каким я хочу видеть своего (этого) ребенка.

4. В пустых местах нарисуйте 5 кругов поменьше, и в каждом из них напишите качество, которое поможет ребенку стать таким, каким вы описали его в больших кругах. (Например, в большом круге вы написали целеустремленность – это устойчивость, упорство, в маленьким кружках мы напишем - умение стоять на своем, не сдаваться. Успешный – делать выводы из ошибок, исправлять свои ошибки и т.д.)

5. Представьте, что остальное свободное пространство занимает песок.

Как вы думаете, что означает песок? – это каждодневные требования и претензии к ребенку – ваши, близких ребенку людей, взрослого окружения, которые предъявляются к вашему (этому) ребенку в настоящий момент. Обратите внимание на то, сколько песка в вашем сосуде.

Далее необходимо более подробно исследовать насколько сильное влияние песок оказывает на личность ребенка.

6. Возьмите другой лист, разделите его пополам, по вертикали.

Слева выпишите имена близких вашему (этому) ребёнку людей. Их может быть 5-8 человек (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат, классный руководитель, тренер и т.д.). Сверстники в этот список не входят.

Отмечу, что (данная работа проводится на этапе диагностики в рамках консультационных обращений) в семье с явными нарушениями родители начинают список писать не с себя, а со школьного окружения (командир взвода, классный руководитель, тренер, директор и т.д. Себя они вносят в список лишь 7-8 по счету).

Справа напишите оценочные суждения этих людей о вашем (об этом) ребенке. Напротив каждого напишите оценочные суждения «Что бы он сказал о моем (об этом) ребенке? Что чаще всего слышит от него мой (этот) ребенок? Что он не говорит, а думает о моем (об этом) ребенке? Как он ведет себя по отношению к моему (к этому) ребенку? (поступки говорят больше, чем слова).

ВАЖНО, чтобы фразы писали спонтанно, не подвергаясь анализу.


7. Присвойте оценку каждому высказыванию (положительная /отрицательная). Посмотрите какие оценок больше.

8. А теперь возьмите фразы каждого человека и примените их сначала к большому шарику в банке, а затем к маленькому. И посмотрите, способствуют ли они тому, что вы хотите видеть от детей?

Как вы думаете, есть ли логическая связь, между убеждениями окружающих и образом того, каким вы хотите видеть ребенка в будущем?

9. Как вы думаете, оказывают ли эти высказывания влияние на самооценку ребенка? Какое это влияние?

10. Как вы думаете, чья оценка для ребенка будет наиболее важна?


Далее делается вывод: В подростковом возрасте, высказывания родителей и ближайшего окружения ребенка чаще всего несут отрицательную оценку (лодырь, бездельник, поросенок, двоечник и т.д.) И, как правило, эти высказывания не только не соответствуют тому, каким вы хотите видеть в будущем детей, но они уже сейчас очень серьезно бьют по их самооценке. Т.е. детям в подростковом возрасте приходится выкручиваться т.к. они не могут и противостоять силе оценки общества и ближайшего окружения и своей негативно оценке, сформированной окружающими, т.е. своей чаще всего заниженной самооценке. Может поэтому ребенок ведет себя именно так (огрызается, делает неприличные вещи, уходит в социальные сети, где его принимают таким, какой он есть и ничего не требуют взамен?)

Задумайтесь, сколько нужно ребенку внутренних сил, стойкости, терпения мужественно вынести это без негативных последствий?

11. Если бы вы были на месте вашего (этого) ребенка, как бы вы себя вели? Есть такое выражение: «Как мы лодку назовем, так она и поплывет?»

Мы с вами проделали огромную работу и получили огромный опыт для воспитания. Мы с Вами обсудили то, каким вы хотите видеть детей во взрослой жизни, обозначили факторы, формирующие самооценку ребенка в семье, в школе, там, где ребенок питает энергию, силы, знания для своего развития. Мы с вами провели самодиагностику на наличие этих факторов и сверились с собой – ведут ли они к желаемому поведению.

Далее с родителями и воспитателями обсуждаем пути повышения самооценки и чувства собственной значимости у детей. Раздаю памятки, которая представлена в приложении №1.

















Приложение №1


Пути повышения самооценки и

чувства собственной значимости у детей


1. Осуществляйте неформальный подход.

Предложите ребенку-подростку 100% позитивного внимания, не думая о том, что вас ждут какие – то очень важные дела (каждый день по 15 минут).


2. Научите ребенка делать выводы из ошибок.

Дайте понять ребенку, что ошибка – это не катастрофа, а препятствие, которое можно преодолеть и получить полезный опыт.


3. Научите ребенка исправлять ошибки.

Спросите ребенка, как нужно поступить в следующий раз, чтобы не повторить ошибки. Поделитесь с ним своим мнение, не допуская осуждения.


4. Расскажите ребенку о своих ошибках.

Взрослые являются примером того, как надо относиться к своим ошибкам. Незаметно для себя мы учим детей неэффективным способам исправления ошибок. Мы учим их:

- скрывать ошибки;

- чересчур сокрушаемся из-за них;

- обвиняем других за наши ошибки;

- оправдываемся.

ОДНАКО мы можем поменять отношение к своим ошибкам и учить детей:

- принимать ошибки открыто и легко;

- извлекать уроки из ошибок;

- не совершать одну и ту же ошибку повторно.


5. Опасайтесь «жалостливости».

Жалея ребенка, мы поощряем его жалеть самого себя. Сопереживание – да, жалость – нет. Сопереживание – это способность понять чувства другого человека, мотивы его поступков и умение поставить себя на чье-то место.


6. Все, что мы чрезмерно оберегаем, мы ослабляем.

Не решайте проблемы детей, научите их защищаться самим.


7. Пусть ребенок почувствует, что его ценят по достоинству.

- Советуйтесь с ним.

- Пусть он научит вас чему-нибудь.

- Доверьте ему сделать какое-то важное дело.

Спросите себя: «Что я сейчас делаю такого для ребенка, что он может сделать сам?»


8. Предложите ему ведущую роль в каком-нибудь деле.


9. Относитесь к ребёнку уважительно. Стучитесь в дверь перед тем, как войти в комнату, не поучайте в присутствии друзей, одноклассников.


10. Уделяйте время не только тогда, когда он начинает вести себя плохо. Решите для себя, что в течение дня вы будете уделять ребенку 15 минут своего неформального внимания.


11. Воспитывайте ребенка, помня о том, каким бы вы хотели видеть его в будущем. Многие взрослые, воспитывая ребенка, стараются как можно быстрее подвести ситуацию под контроль, что часто в результате приводит к тому, что он ощущает на себе чрезмерное влияние взрослых. И если бы мы научились воспитывать так, чтобы мысленно представлять своего ребенка в роли взрослого, то мы бы больше задумывались над тем, правильно ли мы его воспитываем.

Напишите 10 характеристик, какими бы вы хотели видеть своего ребенка, когда он вырастет.


1._______________________________


6. _____________________________

2. ______________________________


7. _____________________________

3. ______________________________


8. _____________________________

4. ______________________________


9. _____________________________

5. ______________________________


10. _____________________________

Напишите 5 способов того, как вы мешаете ему стать таким, каким вы хотите его видеть.


1.________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________


12. Отмечайте то, что ребенок делает хорошо.

Сосредоточьтесь на том, что у ребенка хорошо получается, а не заостряйте внимание на негативных сторонах его поступков. Научите его испытывать радость от его достижений и успехов, порадуйтесь вместе с ним.


Просмотр содержимого презентации
«ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус ПФО»

ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус ПФО  им. Героя Советского Союза Гани Сафиуллина»   Возможности работы педагога-психолога по формированию адекватной самооценки кадетов Ленинг Марина Леонидовна педагог-психолог I квалификационной категории

ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус ПФО им. Героя Советского Союза Гани Сафиуллина»

Возможности работы педагога-психолога по формированию адекватной самооценки кадетов

Ленинг Марина Леонидовна

педагог-психолог

I квалификационной категории

Упражнение «Сосуд» 1. Нарисуйте на весь лист сосуд в форме обычной стеклянной банки. 2. Заполните банку 5-ю кружками примерно одинакового размера, так чтобы они вместились внутри банки. 3. В этих кружках напишите по одному прилагательному – каким я хочу видеть своего (этого) ребенка. 4. В пустых местах нарисуйте 5 кругов поменьше, и в каждом из них напишите качество, которое поможет ребенку стать таким, каким вы описали его в больших кругах.

Упражнение «Сосуд»

1. Нарисуйте на весь лист сосуд в форме обычной стеклянной банки.

2. Заполните банку 5-ю кружками примерно одинакового размера, так чтобы они вместились внутри банки.

3. В этих кружках напишите по одному прилагательному – каким я хочу видеть своего (этого) ребенка.

4. В пустых местах нарисуйте 5 кругов поменьше, и в каждом из них напишите качество, которое поможет ребенку стать таким, каким вы описали его в больших кругах.

Ближайшее окружение  Оценочные суждения. Чтобы он сказал о ребенке Мама  Я тобой горжусь! Самый лучший сын! Папа Лоботряс Бабушка Избалованный ребенок, надо исправлять Старший брат / сестра (Старше 20 лет) Репетитор Классный руководитель Воспитатель

Ближайшее окружение

Оценочные суждения. Чтобы он сказал о ребенке

Мама

Я тобой горжусь! Самый лучший сын!

Папа

Лоботряс

Бабушка

Избалованный ребенок, надо исправлять

Старший брат / сестра (Старше 20 лет)

Репетитор

Классный руководитель

Воспитатель

Памятки социально-психологической службы

Памятки социально-психологической службы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!