«Возможности онлайн при обучении немецкому языку в 5-6 классах»
Леонтьева Галина Николаевна, МОУ «Гимназия №8 Красноармейского района Волгограда»
Добрый день, коллеги!
Спасибо за проявленный интерес к семинару и к моей теме.
Онлайн-обучение рекламируется на многих интернет-площадках. О нем говорят популярные блогеры. Его советуют в качестве альтернативы привычного хождения на оффлайн-занятия. Но насколько на самом деле эффективно электронное образование? Каждому ли оно подойдет?
Что же такое онлайн-обучение? Если простыми словами, то это метод дистанционного обучения при помощи) интернета и компьютера. В русскоязычном социуме все больше людей выбирают именно электронное образование. Почему? Ответ прост: благодаря онлайн-занятиям человек тратит больше времени на сам процесс обучения. Люди находятся в привычной для себя среде. Также в последний год стала актуальна забота о своем здоровье с помощью социального дистанцирования. В 2020-2021 гг основной формой обучения стала дистанционная форма (онлайн).
Плюсы электронного обучения для ученика.
Онлайн-обучение позволяет легко выбрать не только удобное время и место для обучения, но и собственный темп.
Легко связаться с учителем при помощи чата, почты, форума или аудио-видеосвязи на платформе для дистанционного обучения.
Многим стеснительным ученикам легче отважиться обучаться на онлайн-курсах. Им даже не обязательно пользоваться камерой для разговора с преподавателем.
Возможность получить образование для людей с ограниченными физическими возможностями.
Минусы электронного обучения для ученика
Ученику может не хватать личного контакта с преподавателем или другими учениками.
Чтобы разобраться с материалами и заданиям во время электронного обучения, потребуется больше времени.
Некоторые ученики не могут сосредоточиться во время урока. Потому что всегда есть соблазн заглянуть в соцсеть или просто закрыть вкладку браузера.
Онлайн или Оффлайн? Так что все-таки лучше? Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Так как и у первого, и у второго способов обучения есть ряд значительных плюсов и минусов.
Онлайн-обучение немецкому языку — это возможность изучать язык дома, во время каникул. Занятия по скайпу или Zoom не менее эффективны для развития разговорных навыков, расширения лексикона, понимания грамматики, чем очные. Однако онлайн-обучение имеет особенности.
Кому подойдут занятия по скайпу и в чем преимущества дистанционного изучения языка — расскажем в на этом семинаре.
Как проходит онлайн-обучение немецкому языку?
Ученик подключается к учителю по скайпу, если дистанционные уроки проходят в группах — присоединяется к другим участникам на платформе Zoom.
Для проведения занятий учитель перед уроком высылает все необходимые материалы, подобранные с учетом целей и уровня знаний ученика. Дополнительные возможности дистанционного обучения немецкому языку — интерактивные доски, карточки, тесты, видео- и аудиоматериалы — сделают занятия интересными, помогут быстрее запомнить новую лексику, отработать грамматику.
Рекомендую для 5-6 классов:
Ссылка на все серии мультфильма на канале ЦКДС "Немцы Алтая" в YouTube: https://www.youtube.com/playlist?list=PLXVCKE9KjJ9FY5DIUEViXbLVqK1lcxlzn
Ссылка для скачивания материалов вебинара https://drive.google.com/drive/folders/1Kvv715uKHIc0S02h1SjwopisSHPF8h2W?usp=sharing
Ссылка на видеозапись вебинара https://youtu.be/mCjxAO8lrFE
На уроках учитель использует коммуникативную методику. Отказ от языка-посредника поможет полностью погрузиться в языковую среду, избавиться от привычки переводить слова и предложения на русский, а работа над произношением позволит сформировать красивый акцент.
По эффективности обучение немецкому языку онлайн не уступает офлайн-занятиям. Учитель предлагает выполнить задания для комплексного развития языковых навыков:
Чтение — знакомство с художественными текстами, их обсуждение, поиск информации, проработка новых грамматических конструкций, изучение новой лексики.
Аудирование — прослушивание кратких диалогов, музыкальных фрагментов, отрывков из мульфильмов, выполнение заданий на заполнение пробелов в тексте недостающими словами.
Письмо —сочинений, писем, сообщений, (виды текстов зависят от целей изучения языка).
Говорение — преодоление языкового барьера, выполнение упражнений, мотивирующих к общению, развивающих речь (обсуждение погоды, мультфильмов, музыки, книг, цитат знаменитостей).
Например, учащиеся обсуждают комнату одного из собеседников. Ученик задает вопросы и, исходя из ответов, рисует план комнаты и расположение мебели в ней. А далее можно сравнить насколько план соответствует действительности. То есть насколько понятно и правильно были заданы вопросы, насколько правильно даны ответы, как они были поняты и реализованы.
Например, при использовании на уроке иностранного языка тем из географии сначала может обсуждаться погода, потом климат в целом, потом климатические явления и их особенности и последствия. А затем меры по предотвращению экологических катастроф.
Например, если рассматривается тема школы, то можно сравнить особенности обучения и поведения в странах нескольких регионов – России, Германии, Японии, Южной Америки и т.д. И эту тему также нужно вести от простого к сложному – от особенностей школьной формы до возможностей будущего продолжения обучения в высшей школе или трудоустройства.
В конце урока учащиеся получают домашнее задание. Выполненные упражнения ученик отправляет учителю на электронную почту. На следующем занятии учитель разбирает ошибки, обсуждает результаты, дает рекомендации.
Преимущества
Плюсы онлайн-уроков по немецкому языку:
.Если по стабильному расписанию заниматься не получается, подойдет индивидуальное обучение.
Кому подойдет?
Учащимся, которые живут далеко от школ, не хотят тратить время на дорогу.
Тем, кто не может заниматься офлайн из-за физических ограничений.
Дистанционные уроки — удобный формат обучения немецкому языку детей , которые имеют свои особенности. Эффективность такого обучения будет зависит от мотивации, дисциплинированности ученика, выбора места, где не будет отвлекающих факторов.
На онлайн-уроках ученики 5-6 классов во время двухлетнего дистанционного обучения смогли убедиться в эффективности методики и получить удовольствие от процесса обучения.
Важно отметить то, что, в конечном счете, все действия в процессе обучения иностранному языку должны вести к возможности успешной сдачи учащимся единого государственного экзамена, что даст ему возможность получения высшего образования. В старшей школе на начальном этапе (5-6 класс)основное внимание должно отводиться формированию системного представления о языке и умению использования учащимися уже имеющейся лексики для выражения своих мыслей.