СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности курса Окружающий мир (1класс) при формировании социально-практической деятельности детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

С сентября 2013 г. в школе для детей с нарушениями  ОДА проходит апробация учебников УМК "Открываю мир" издательства "Мнемозина". В своей работе проанализирован учебник 1 класса, материалы которого оказывают огромное влияние на расширение практического опыта обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Возможности курса Окружающий мир (1класс) при формировании социально-практической деятельности детей с ОВЗ»

Тема: Возможности курса Окружающий мир (1 класс) УМК "Открываю мир" для формирования социально-практической деятельности учащихся с ОВЗ


С сентября 2013 г. в школе проходит апробация учебников УМК "Открываю мир" издательства "Мнемозина".

Методологической основой для разработки предлагаемого УМК «Открываю мир» является теория развития деятельности, сознания, личности человека, разработанная в отечественной философии образования и педагогической психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.).

Предмет «Окружающий мир» представляет собой образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного познания, формировании целостной картины мира и осознании места человека в нём, получают опыт продуктивного содержательного общения с людьми как представителями общества и опыт взаимодействия с природой.

По мнению автора учебника и нашим наблюдениям, опыт практических действий у современных младших школьников по сравнению с предыдущими поколениями сильно обеднён. Учащиеся с ОВЗ (в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и др.) часто не имеют физической возможности получения необходимого практического опыта.

Одна из главных задач курса «Окружающий мир» состоит в компенсации нехватки детского опыта практических действий, создании реальных опор для дальнейшего познания в виде эмпирического опыта проб и ощущений.

В ФГОС особое внимание уделено формированию практических умений. С этой целью при изучении курса «Окружающий мир» с учащимися проводятся практические работы и экскурсии, начинается работа по формированию умений работать с информационными текстами. Материал учебников представляет широкие возможности для развития как для детей с ограниченными возможностями, так и для одарённых детей, позволяя им выполнять задания в соответствии с их способностями и интересом к предмету, развивая и поддерживая пытливость, умение находить творческие решения в нестандартных ситуациях, максимально использовать свои умения и предложенную информацию. Учебники данной линии соответствуют возрастным психологическим и физиологическим возможностям детей младшего школьного возраста, обеспечивая разнообразные, многократно сменяющие друг друга на уроке виды и формы деятельности, предоставляя практический и наглядный материал для изучения.

Цель выступления: Показать возможности содержания курса Окружающий мир (1класс) для расширения детского опыта практических действий.

СЛАЙД 2 Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены содержательными блоками (предметными линиями):

 «Человек и природа»;

 «Человек и общество»;

 «Правила безопасной жизни».

Структура курса определяется логикой постепенного расширения познаваемого учеником мира: от знакомых с детства предметов быта, продуктов питания, орудий и инструментов, от мира семьи (родных и близких людей) в 1-м классе до Солнечной системы и Вселенной, истории происхождения и развития человека и общества в 4-м классе.


Содержание учебников "Окружающий мир" в 1 классе (по моим наблюдениям) тесно связано с курсом СБО (социально-бытовая ориентация). На уроках по СБО проводится практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду, формирование знаний и умений, способствующих адаптации, повышение уровня общего развития.

В 1 классе рассматривается мир предметов быта, продуктов питания, орудий и инструментов, мир семьи (родных и близких людей).

Первый раздел называется "Окно в мир". Школьники отвечают на вопрос: Как мы познаем окружающий мир?, знакомятся с органами чувств человека. Работа начинается с того, что ребёнок осознает свою способность ощущать и описывать окружающий мир, различать органы чувств человека и исследовать их возможности. СЛАЙД 3

На уроках учащиеся сравнивали возможности лапы дикобраза и руки человека, различали звуки по громкости и высоте, пробовали на вкус продукты с разными вкусами разными частями языка, различали цвет, форму предметов, определяли сколько пахучих предметов есть на кухне и сделали вывод, что не всё приятно пахнет. Не все запахи нравятся людям одинаково. Особенно хорошо это заметно по тому, как женщины выбирают себе духи. Одни предпочитают запахи морские, свежие, другие - густые цветочные и т. д. Но есть запахи, которые неприятны практически всем - например, запах тухлых продуктов. И это не случайно, - ведь тухлыми продуктами можно отравиться! Значит, обоняние помогает человеку избежать опасности, выбрать то, что человеку предпочтительнее.

Все следующие разделы мы изучали, опираясь на работу органов чувств: смотрели, нюхали, пробовали на вкус, щупали, слушали.


Во втором разделе программы "Что мы едим и пьём" ученики познакомились с продуктами питания и их происхождением, культурными растениями и домашними животными, некоторыми технологиями выведения новых сортов растений и получения знакомых продуктов питания.

СЛАЙД 4 На уроке "Чай, кофе, какао" ученики познакомились с частями растений, рассмотрели сухой чай разных сортов, сравнили, какой чай состоит из более крупных кусочков листьев, попробовали на ощупь. Легко ли крошится лист? Понюхали сухой чай. Сравнили, отличается ли сухой зелёный чай от чёрного по виду и запаху? После обсуждения результатов работы заварили чёрный и зелёный чай. Сравнили их по виду, по вкусу.

Узнали, какую часть растения используют в пищу при приготовлении чая, кофе, какао. Сравнили вкус кофе и какао. Что делают из семян какао? Дети рассказывают по схеме, в какие полезные вещи люди превращают семена какао. «Что вы ответите малышу, который спросит вас: «Правда ли, что шоколадки растут на деревьях?»

СЛАЙД 5 На уроках "Вершки и корешки", "История с картофелем" познакомились с циклом жизни (развития) растения, узнали, что растения не всегда размножаются семенами. Многие цветковые растения способны к вегетативному размножению (частями растения). Например, картофель размножается клубнями (глазками). Некоторые растения способны размножаться делением листа или побега. Дается понятие корнеплод и отличие корнеплода от плода. Дети вспоминали, как родители сажали морковь, картофель и другие овощи на даче, узнали, как получить семена репы, оставив корнеплод в земле на следующий год.

СЛАЙД 6 Какие блюда готовят из разных корнеплодов? Какое блюдо любимое у тебя? Как его приготовить?

СЛАЙД 7 Понятие дикорастущие и культурные растения даются на уроке "Кочан капусты". Как из дикой капусты образовалось столько разных видов капусты? Что едят у каждого из видов капусты? Какие блюда готовит мама? Из каких сортов капусты?

СЛАЙД 8 В ходе практических проб нашли у лука цветки, стебель, листья, выяснили, какую часть растения лука используют в пищу. А что едят у чеснока?

Объяснив пословицы: Лук - от семи недуг. Кто чесноку поел - сам скажется, выяснили значение лука и чеснока для здоровья. Дети с удовольствием во время обеда съедают дольку чеснока.

СЛАЙД 9 После урока "Дорогие пряности" детям дано было задание узнать, какие пряности использует мама при приготовлении пищи. На уроке дети познакомились с разными приправами. Их нюхали, вспоминали, где они используются, с какой целью. Корица, гвоздика, перец, лавровый лист, ваниль, анис... Из каких частей растения изготовлены эти пряности?

СЛАЙД 10 Постоянный анализ частей разных растений позволило на итоговом уроке изобразить стилизованное растение. Детям предлагались карточки с изображением разных блюд. Учащиеся разместили их на доске на рисунке растения, в соответствии с тем, какой орган используют в пищу. СЛАЙД 11

СЛАЙД 12 На следующих уроках ученики узнали в классе и смогли подтвердить свои знания дома ответы на многие вопросы: Какие свойства сахара (соли) используют хозяйки при заготовках?

СЛАЙД 13 Как называется крупа, из которой варят вашу любимую кашу?

СЛАЙД 14 Чем отличается дрожжевой хлеб от лаваша?

СЛАЙД 15 Как отличить вареное яйцо от сырого? Можно ли в домашних условиях приготовить сметану, простоквашу (кефир), творог? (На этот вопрос отвечаем, проделывая опыт на уроке, добавляя в молоко лимонный сок.)

СЛАЙД 16, 17 Из каких растений получают растительные масла? Чем животное масло отличается от растительного?


Обобщение: Новые знания формируются у учащихся через пробно-практические действия. Получив социально-бытовые знания, познакомившись с разными продуктами питания, первоклассники выяснили, какие части выделяются у растений, что такое корнеплод, как люди окультуривали растения и одомашнили зверей, сравнивали разные сорта картофеля, узнали о пользе лекарственных растений (лук, чеснок), какие растения называются вечнозелёными, различали по форме, цвету и размеру разные зёрна, наблюдали за действием дрожжей, выясняли, какие вещества растворяются (не растворяются) в воде, зачем птицы откладывают яйца и зачем в скорлупе отверстия.


В следующих разделах изучаются предметы домашнего обихода: посуда, одежда и обувь, письменные принадлежности и др.

СЛАЙД 18 Раздел 3 называется "Посуда и столовые приборы". Продолжаем путешествие по кухне. С помощью какой посуды готовят продукты?, Для чего нужны ложки? (для поедания жидкой пищи, для разливания жидкой пищи по тарелкам (половник), для процеживания (ложка с дырками), для вырезания шариков из фруктов, мороженого, ложку прикладывают к ушибленному месту (чтобы уменьшить образование синяка); ложку используют как музыкальный инструмент).

Учимся различать объём и вес (массу): (у столовой ложки крупы и столовой ложки соли одинаковый объём (1 столовая ложка), но разный вес (масса)), готовим раствор разной концентрации, сравниваем сито, решето, дуршлаг СЛАЙД 19. Побуждаем детей понаблюдать дома, с какой целью используют "дырявую" посуду. На уроке отделяли крупу разного размера (рис и манка) с помощью сита.

СЛАЙД 20 На уроке "Чайника и самовары" выяснили, из какого материала делают самовары и чайники, чем они отличаются, для чего используют разные чайники. А так же сравнили сырую и кипяченую воду.

СЛАЙД 21

Обобщающий урок по разделу "Посуда и столовые приборы" прошел в кабинете СБО, где рассмотрели посуду, повторили, из какого материала она выполнена, для чего используется, потренировались в накрывании на стол.

На этих уроках ученики узнали, как работают с глиной и узнали свойства глины, из чего делают стекло, из какого материала изготавливают ложки, тарелки, стаканы и другая посуда на кухне.

Познакомились с физическими явлениями: воздух давит на нас и окружающие предметы; в воде есть растворенный воздух, пар - это газообразное состояние воды, а облачко в воздухе над кипящим чайником - это не пар, а мелкие капли воды; сделали вывод, что марля позволяет пропустить воздух в банку, где находятся божьи коровки.

Вывод: Получаем научные знания через практические действия и расширяем бытовую ориентацию учащихся - маминых помощников.


В разделе 4 уделено внимание личной гигиене. На уроках проводим практические работы по изучению мыльных пузырей, зубов человека, свойств губки, ваты, пера птицы. Получаем нить из ваты. Учимся правильно мыть руки, чистить зубы. На уроках узнали, что туалетная губка - это высушенное тело морского животного, а мочалки получают из растения - люфа. Вату делают из хлопка, и как из льна, хлопка, шерсти изготавливают ткань. Сравниваем тканное и вязаное полотна, валяем из шерсти. Узнали историю развития одежды и

СЛАЙД 23 примерили одежду древних греков - хитон

СЛАЙД 24 сваляли валенки

На уроке "Подушка под ушко" учащиеся учились различать пух и перо птиц по их виду и значению, узнали об упругости - как свойстве предметов (подушки), о том, что правильно подобранная подушка помогает предотвратить нарушение осанки. А слово осанка происходит от слова "сан", что означает "высокий чин или звание, знатная должность, достоинство, почёт". Поэтому, когда человек держит правильную осанку, у него бодрый, деловой вид. С таким человеком все хотят вместе работать, общаться. Если принять неправильную осанку с согнутой спиной и опущенными плечами, то вид у человека становится унылым, несчастным. Его можно только пожалеть. Следовательно, правильная осанка - это не только способ сохранить здоровье, но и способ улучшить своё плохое настроение. Стоит распрямиться, и появится больше сил, уверенности в себе.


Обобщая сказанное, следует заметить, что всё содержание курса направлено на развитие социально-бытовой адаптации учащихся, развитие их кругозора, практических умений, что особенно важно для учащихся с ОВЗ.











7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!